План работы кружка"Волшебная кисточка"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Организация работы по нетрадиционным способам рисования с детьми старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 41.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Обновление общества непосредственно зависит от творческих возможностей личности, ее самостоятельности, инициативности, способности управлять своей жизнью, в связи с этим, проблемы человека, гуманизма и саморазвития становятся все более актуальным. В соответствии с общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности ребенка.
В законе РФ «Об образовании» необходимость личностного роста, становления саморазвивающейся личности определяется как инновационная цель современного общества. В качестве приоритета заявлены: гуманистический характер образования, обеспечение свободного развития и самореализации личности, творческих и интеллектуальных способностей детей.
Развитие детского творчества — одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.
Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О.А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа «Волшебная кисточка» направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Разработанные мной занятия кружка «Волшебная кисточка», могут использоваться воспитателями для развития творческих способностей дошкольников.
Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей старшего дошкольного возраста, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по моей программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
«Освоить теорию изобразительства можно в любом возрасте, но чем раньше начать обучение, тем лучше будут результаты, как в спорте. В сущности, учить детей решению задач надо с детского сада, а может быть, с яслей». Г.С. Альтшуллер. Так же он считает, что основой изобретательства должен стань не случайный поиск, а детальный анализ задачи, выявление противоречия, препятствующего его разрешению.
Основная цель: обучение детей изображению предметов и явлений различными техническими и подручными средствами, умению мыслить творчески, умению принимать нестандартные решения, помочь научиться фантазировать, придумывать, исследовать, почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.
Задачи:
- Создать положительный эмоциональный отклик на свою продуктивно – художественную деятельность
- Развивать воображение, чувство ритма и композиции
- Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами
- Создать условия для творческого применения освоенных умений
- Инициировать поиск адекватных изобразительно – выразительных средств
- Способствовать снятию детских страхов.
- Развивать умение детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
- Развивать мелкую моторику рук.
Методы научно-педагогического исследования:
изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме;
диагностика изобразительных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
эксперимент, наблюдение за изобразительной деятельностью детей свободное время и во время нод;
изучение и анализ продуктов детской изобразительной деятельности (рисунков).
Объект работы: дети старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста будет эффективно, если: используются различные формы организации, используются различные нетрадиционные техники рисования, направленные на развитие творчества.
Программа рассчитана на детей 5 лет.
Процесс проведения непосредственно организованной деятельности предполагает интересы и желания детей участвовать в данном мероприятии.
Непосредственно организованная деятельность может повторяться, изменяться, усложняться или упрощаться в зависимости от успехов детей и их интереса.
Вся деятельность имеет общую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей 5 года жизни. Части можно менять местами или исключать при необходимости.
Деятельность состоит из нескольких частей:
- Пальчиковая гимнастика
- Игры – беседы
- Рисование или другая художественная деятельность
- Анализ работы
Деятельность может начаться с загадки или прихода героя с проблемой, которую он просит помочь решить. Это помогает детям настроиться на рабочий лад, сконцентрировать свое внимание. Дети могут стоять или сидеть по своему желанию.
Место проведения: специально оборудованный уголок в группе. Программа курса рассчитана на учебный год и состоит в среднем из 30 занятий. Кружок проводится один раз в неделю. Длительность проведения составляет 20-25 минут. Продолжительность ее зависит от интереса, качества внимания, поведения детей. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек.
Ожидаемые результаты: Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства, итоговым же результатом является диагностика сформированности технических навыков и умений, а так же умение изображать предметы различными техническими средствами.
№п\п | Название темы | Всего часов | |
теоретических | практических | ||
1. | Давайте рисовать | 1 | 3 |
2. | Рисуем осень | 4 | |
3. | Белеет парус | 1 | 3 |
4. | Зима | 4 | |
5. | Самый-самый | 1 | 3 |
6. | Расскажи сказку | 4 | |
7. | Радуга-дуга | 1 | 3 |
8. | Чему мы научились | 1 | 3 |
Всего часов | 5 | 26 |
Цикл занятий
Тема | Содержание занятий | Ожидаемый результат | |
октябрь | Давайте знакомиться | 1.Знакомство с детьми, изучение художественных возможностей детей. 2.Рисование «Впечатления о лете»- монотипия. 3-4.Играем в игры «Хорошо-плохо», «Польза-вред». Учимся создавать рельеф. | Имеют представления об изображении предметов способом монотипии, умеют различать двойственность предметов и явлений окружающего мира, могут обосновать свой выбор. |
ноябрь | Рисуем осень | 1. Играем по системе ТРИЗ- «Вот так игра». 2.Рисование природным материалом «Лес». 3.»Осенние цветы»-кляксография. 4.Рисование «Ветка рябины»-пальчики, рука. | Знают осенние приметы, умеют использовать природный материал для создания композиции, имеют представление о кляксографии с трубочкой, способе рисования пальчиком и всей ладонью. |
декабрь | Белеет парус | 1.2. Играем в игры «Чудный лесник», «Цвет настроения». Рисование «Дождь» - способ по мокрому. 3. Рисование «Белеет парус» - тональная градация. 4. Рисование «Цирк» - контрастные цвета. | Умеют выражать эмоции радости и грусти, обозначать их цветами в рисунке, могут различать и называть контрастные цвета. |
январь | Зима | 1. Играем и развиваем логику. Рисование «Снежинки» - свеча. 2. Рисование «Зимний лес» - печать по трафарету. 3. Рисование «Звездное небо» - набрызг. | Умеют видеть положительные и отрицательные стороны явлений, объяснять свои мысли, имеют представление о способе рисования свечой, по трафарету, рисуют способом набрызга. |
февраль | Самый-самый | 1. «Загадочные картинки» - ребусы, игры, рисование «каракулей». 2. Беседа «Дом, в котором бы хотел жить». 3.4. Выделение идеальностей, рисование – материал по выбору. | Имеют навыки свободного экспериментирования с материалами для работы в нетрадиционных техниках рисования ( знакомые детям). |
март | Расскажи сказку | 1. «Сказки наизнанку» - сочиняем сказки, рисуем мыльными пузырями. 2. Чтение «Смешные истории» - рисуем способом мозаики. 3. Игра «Чего в жизни не бывает?» - рисование способами тонирования. 4. Дорисовывание картинок. | Умеют делать выводы, анализировать истории и сказки, правильно формулировать мысли, имеют представление о способах тонирования бумаги, способе рисования в стиле -мозаика. |
апрель | Радуга-дуга | 1. Игра «Путешествие по радуге» - рисуем радугу способ по выбору детей. 2.3. Учимся смешивать краски для получения нужного цвета. 4. Игра «Тепло-холодно» - рисуем ломаные и волнистые линии. | Знают основные цвета радуги, умеют различать теплые и холодные цвета, смешивать краски для получения нужного цвета. |
май | Чему мы научились | 1.2. Играем и рисуем на воображение. 3. Рисуем на заданную тему, способ изображения и материал по выбору. 4. Коллективная работа «В стране веселых человечков». | Свободно ориентируются в знакомых нетрадиционных техниках рисования, умеют самостоятельно подбирать материал для рисования на заданную тему, определять способ изображения. |
Содержание и методическое обеспечение
М-ц | Название темы | Цели | Форма НОД | Методы организации | Дидакти ческий материал | Интегра ция образовательных областей |
Октябрь | Давайте познако мимся | Учить детей видеть двойственность предметов и явлений: познакомить детей с техникой монотипии, показать возможность создания необычных фактур на бумаге | Беседа, практическая деятельность эксперимент | Игротренинг, беседа игра, рисование | Краски, кисти, фото бабочек, цветов, кора, песок, камешки, альбомные листы | Социально-коммуникативная художественно-эстетическая познанавательная физическая |
Ноябрь | Рисуем осень | Закрепить знания детей об осени, познакомить с техникой оттиска, учить использовать природный материал для создания коллективной работы | Эксперимент практическая деятельность | Пластический этюд, игра, беседа, литературно-музыкальная деятельность | Кисти, краски, трубочки, листья, камешки, мох, перья | Социально-коммуникативная художественно-эстетическая познанавательная физическая |
Декабрь | Белеет парус | Учить детей различать контрастные цвета, развивать умения выражать эмоции радости и грусти, познакомить с тональной градацией | Эксперимент, рисование | Игра, рисование, пальчиковый игротренинг, беседа | Цветная бумага, клей, восковые мелки, тушь, репродукции работ художников в черно-белом изображении | Социально-коммуникативная художественно-эстетическая познанавательная физическая |
Январь | Зима | Учить решать проблемные ситуации, углубить знания о тональной градации, учить рисовать свечой, по трафарету, способом набрызга | Эксперимент практическая деятельность | Дидактическое упражнение рисование, игра | Краски разноцветные свечи | Социально-коммуникативная художественно-эстетическая познанавательная физическая |
Февраль | Самый-самый | Учить использовать линии и цветовые пятна для создания выразительного образа, закрепить навыки и умения в свободном экспериментировании | Практическая деятельность беседа | Игра беседа рисование | Фломастеры карандаши мелки ребусы предметы с рифленой поверхностью | Социально-коммуникативная художественно-эстетическая познанавательная физическая |
Март | Расскажи сказку | Учить детей тонировать бумагу, рисовать способом мозаика: учить делать выводы, правильно формулировать мысли | Беседа практическая деятельность эксперимент | Релаксация рисование игра | Черная бумага кисть краски соль пакет жидкое мыло трубочки упаковочный материал | Социально-коммуникативная художественно-эстетическая познанавательная физическая |
Апрель | Радуга-дуга | Познакомить детей с основными цветами радуги: учить различать теплые и холодные цвета, смешивать краски для получения нужного цвета | Беседа практическая деятельность эксперимент | Игра рисование подвижная игра чтение литературного произведения | Различный изобразительный материал | Социально-коммуникативная художественно-эстетическая познанавательная физическая |
Май | Чему мы научились | Развивать технические навыки работы с различными изобразительными материалами, показывать свое умение в выполнении работы | Совместная деятельность | Игра, чтение литературного произведения, загадывание загадок | Различный изобразительный материал | Социально-коммуникативная художественно-эстетическая познанавательная физическая |
Методики диагностирования
«Цвет»
Цель: выявить знания детей об основных цветах и их оттенках.
Материал: набор карточек разных цветов и их оттенков.
Инструкция: ребенку предлагать назвать цвет и показать соответствующую карточку.
Критерии оценки:
Высокий – ребенок называет цвета и оттенки без помощи взрослого.
Средний – затрудняется назвать некоторые цвета или их оттенки, требуется подсказка взрослого
Низкий – путает цвета, не правильно называет оттенки.
«Характеристика технических навыков»
Цель: выявить умение детей использовать в рисунке различные виды линий, умение занимать все пространство листа, передачу реальной окраски предметов их пропорций.
Инструкция: ребенку предлагать нарисовать рисунок, выбрав тему самостоятельно, он должен быть законченным и раскрашенным.
Материал: фломастеры, карандаши, гуашь, мелки, листы формата А4
Критерии оценки:
Композиция рисунка
Высокий уровень – рисунок расположен по всему листу, верная передача пропорций предметов, реальная окраска предметов и явлений
Средний - увеличенное или уменьшенное изображение предметов, их частей, нереальная окраска, занято не все пространство листа
Низкий – рисунок занимает менее 50% всего пространства листа, предметы и явления не имеют четкого изображения, не разукрашены.
Характер линий в рисунке
Высокий – линии четкие, умеренная степень нажима, прекращение движения в нужной точке
Средний – линии рисунка слабые, предметы имеют незаконченную форму
Низкий – линии рисунка дрожащие, часто прерываются, предметы не имеют четкой формы, недостаточно развита сила нажима.
Раскраска рисунка
Высокий – предметы имеют реальную окраску, закрашивание осуществлено в одном направлении, нет выходов за контур и нет пробелов, цвет однотонный, четкий
Средний – предметы раскрашены в разных направлениях, нет целостного фона, много пробелов и выходов за контур
Низкий – нереальная раскраска предметов, не соблюдены контуры предмета, не все предметы раскрашены
«Практическая деятельность»
Цель: выявить умения детей самостоятельно выбирать способ изображения предметов в нетрадиционных техниках, технический материал, последовательность выполнения работы.
Материал: листы формата А4, различные изобразительные средства
Инструкция: детям предлагается выполнить рисунок в любой технике с различными изобразительными материалами, показав свое умение в выполнении работы
Критерии оценок:
Высокий – ребенок самостоятельно выбирает технику изображения, рисунок выполнен самостоятельно, без помощи взрослого, руководствуясь собственным замыслом и словестным указанием
Средний – ребенку требуется помощь в выборе способа изображения, уточнении последовательной работы
Низкий – требуется постоянная помощь взрослого
«Свободное экспериментирование»
Цель: выявить умение детей использовать в рисунке подручные материалы
Материал: гуашь, акварель, кисти, поролон, мыло, соль, манка, песок, листья, шишки, листы бумаги формата А3
Инструкция: детям предлагается выполнить рисунок на тему: «В стране волшебных снов», материал выбрать по замыслу
Критерии оценки:
Высокий – ребенок самостоятельно ориентируется в выборе материала для получения изображения, способе изображения, соблюдения последовательность, проявляет фантазию в форме выполнения работы
Средний – ребенок уточняет способ работы, советуется с подбором материала и предмета изображения
Низкий – требуется постоянная помощь взрослого.
Диагностика
№п\п | Ф.И. | Цвет | Характеристика технических навыков | Практическая деятельность | Свободное эксперименти рование | Уровень | |||||||||
Композиция рисунка | Характер линий в рисунке | Раскраска рисунка | |||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка «Волшебное слово»
Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством выразительного чтения стихов....
План работы кружка "Волшебная бумага" в старшей группе
План работы кружка "Волшебная бумага" в старшей группе на 2013-14 учебный год...
План работы кружка "Весёлая кисточка"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. На...
План работы кружка «Волшебная кисточка»
Представлен материал по планированию работы кружка для всех возрастных групп....
Фотоотчёт выставки детских работ кружка «Волшебная кисточка» «Никто не забыт, ничто не забыто"
9 мая мы празднуем День Победы в Великой Отечественной войне. Дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки надевают ордена, идут на встречу со своими друзьями-ветеранами. Вместе они вспоминают, какими б...
План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...
Фотоотчёт выставки детских работ кружка «Волшебная кисточка» «Пасхальная открытка для родителей»
Основная задача — формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины. Знакомство детей с обычаями и традициями православной церкви — празднованием Светлой пасхи. Развитие ж...