Перспективный план работы кружка "Волшебные нити" в подготовительной группе
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Известно: рука развивает мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему работа кружка «Волшебные нити» является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе «Смешарики».
Практика показывает, что дети, которые занимаются ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.
Основные задачи кружка:
- развитие мелкой моторики;
- формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков;
- воспитание творческой активности.
Программа кружка рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проходят один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Принципы работы кружка.
В начале учебного года необходимо выявить, умеют ли дети работать с нитью, иглой и ножницами, выяснить, кто из детей уже шил, умеет пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать узелок. На основе полученных данных я составляется план на весь учебный год.
В зависимости от поставленных задач используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Каждое занятие включает объяснение нового материала, но основное время отводится практической работе.
В начале работы с детьми в кружке «Волшебные нити» необходимо внимательно следить за качеством выполнения заданий, затем предоставлять детям всё больше самостоятельности и лишь направлять на творческую деятельность. С каждым ребенком стараться работать индивидуально. Поделки тех, кто успешно справляется с заданием, показываются всем.
Каждая работа делается с определенной целью: закладка для книги, игольница для бабушки, одежда для кукол и т. д. Чтобы дети не утомлялись, чтобы у них не пропал интерес, необходимо ввести в занятия аппликацию из ниток и вышивку. Детей к работе не принуждать: они работают кто сколько пожелает - от 10 до 30 минут.
Дети должны с желанием заниматься в кружке, так как они в любое время могут переключиться на другую деятельность: поиграть, почитать, а во время работы могут беседовать, делиться впечатлениями.
Основное внимание нужно уделять правилам безопасности труда. Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребенка. Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой. Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы. Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.
Предполагаемые результаты:
- Дошкольники научились пользоваться иглой, ножницами, соблюдать технику безопасности, вдевать нитку в иголку, отмеривать нитку, делать узелок.
- У детей появилось желание самостоятельно устранять недостатки в своей одежде (зашить, пришить пуговицу, помочь друг другу в работе).
- Воспитанники научились помогать друг другу, делиться с ближним, дарить подарки, сделанные своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnye_niti.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 259 городского округа Самара
443063, г. Самара, Балхашский проезд, дом 36, тел. (846) 951-23-27
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ детский сад №259 г.о.Самара
_________М.Ю.Воробьева
«___»______________2014г.
Перспективный план
работы кружка "Волшебные нити"
в подготовительной группе
Составитель
и руководитель кружка:
Гуляева Е.А.
Принято на педагогическом совете
Протокол № 5 от «29» августа 2014г.
2014-2015 учебный год
Известно: рука развивает мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему работа кружка «Волшебные нити» является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе «Смешарики».
Практика показывает, что дети, которые занимаются ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.
Основные задачи кружка:
- развитие мелкой моторики;
- формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков;
- воспитание творческой активности.
Программа кружка рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проходят один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Принципы работы кружка.
В начале учебного года необходимо выявить, умеют ли дети работать с нитью, иглой и ножницами, выяснить, кто из детей уже шил, умеет пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать узелок. На основе полученных данных я составляется план на весь учебный год.
В зависимости от поставленных задач используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Каждое занятие включает объяснение нового материала, но основное время отводится практической работе.
В начале работы с детьми в кружке «Волшебные нити» необходимо внимательно следить за качеством выполнения заданий, затем предоставлять детям всё больше самостоятельности и лишь направлять на творческую деятельность. С каждым ребенком стараться работать индивидуально. Поделки тех, кто успешно справляется с заданием, показываются всем.
Каждая работа делается с определенной целью: закладка для книги, игольница для бабушки, одежда для кукол и т. д. Чтобы дети не утомлялись, чтобы у них не пропал интерес, необходимо ввести в занятия аппликацию из ниток и вышивку. Детей к работе не принуждать: они работают кто сколько пожелает - от 10 до 30 минут.
Дети должны с желанием заниматься в кружке, так как они в любое время могут переключиться на другую деятельность: поиграть, почитать, а во время работы могут беседовать, делиться впечатлениями.
Основное внимание нужно уделять правилам безопасности труда. Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребенка. Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой. Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы. Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.
Предполагаемые результаты:
- Дошкольники научились пользоваться иглой, ножницами, соблюдать технику безопасности, вдевать нитку в иголку, отмеривать нитку, делать узелок.
- У детей появилось желание самостоятельно устранять недостатки в своей одежде (зашить, пришить пуговицу, помочь друг другу в работе).
- Воспитанники научились помогать друг другу, делиться с ближним, дарить подарки, сделанные своими руками.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ»
1. Тема: «Знакомство с иглой» (число занятий - 1).
Цель: Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; приучать в конце занятия убирать иголку вместе с ниткой в игольницу.
Задачи: Учить отмерять нитку и отрезать её ножницами (не откусывать) .
Материал: Нитка, иголка, игольница, ножницы, (на каждого ребенка) используются на каждом занятии и далее не указывается.
2. Тема: «Платочек» (число занятий - 1) .
Цель: Учить делать шов «вперед иголку», подбирать нитки по цвету, сочетающиеся с тканью.
Задачи: Продолжать учить вздевать в иголку нитку, соединять два её конца, завязывать узелок.
Материал: Лоскутки ткани (ситец, сатин, лен и т. д.) размером 20*20 см.
3. Тема: Шов «вперед иголку» в два приема (число занятий - 1) .
Цель: Учить делать шов «вперед иголку» в два приема. Приучать доводить начатое дело до конца.
Задачи: Учить детей сначала изделие прошивать швом «вперед иголку», затем изделие повернуть и шить этим же швом в обратную сторону, от конца к началу.
Материал: Лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
4. Тема: Шов «назад иголку» (число занятий - 1) .
Цель: Учить делать шов «назад иголку», который необходим для более плотного соединения деталей. Продолжать развивать умение подбирать нитки.
Задачи: Учить делать в ткани прокол иглой со стороны изнанки: иглу с нитью вывести на лицевую сторону, отступив на длину стежка назад, сделать прокол вниз, провести нить под тканью на расстояние в три раза больше длины стежка и вывести иглу на лицевую сторону.
Материал: Лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
5. Тема: Шов «Через край» (число занятий - 1) .
Цель: Учить делать шов «через край»; закреплять умение правильно пользоваться иголкой. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Задачи: Учить выполнять с. тежки по краю изделия; иглу постоянно вводить с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить через край.
Материал: Лоскутки ткани, нитка, иголка.
6. Тема: «Веселая закладка» (число занятий - 2) .
Цель: Учить изготавливать закладку из картона (открытки) швом «через край», подбирать открытку для своей «веселой закладки», сгибать её пополам, так чтобы все стороны и углы совпадали; аккуратно склеивать. Воспитывать аккуратность в работе: учить приводить рабочее место в порядок; вызвать желание самому сшить закладку для книг.
Задачи: Уметь делать прокол иголкой снизу вверх, вести нитку по краю изделия и снова делать прокол, но теперь иголкой сверху вниз; стараться делать проколы на одинаковом расстоянии, тогда шов «через край» получится ровный, красивый.
Материал: Предварительно приготовленные детьми «веселые головки» из картона; двойной картон (открытка) вытянутой прямоугольной формы. Клей, кисточки.
7. Тема: «Футляр для расчески, ручки» (число занятий - 2) .
Цель: Учить изготовлять футляры для ручек, расчесок (по выбору); шить по картону швом «через край», следить за тем, чтобы нижние углы и стороны двух картонных прямоугольников совпадали.
Задачи: Продолжать учить вдевать нитку в иголку, делать узелок, шить швом «через край»; учить пользоваться картонной выкройкой, обводить её карандашом и вырезать.
Материал: Выкройки (шаблоны) из цветного картона.
8. Тема: «Кулончик для мамы» (число занятий - 2) .
Цель: Продолжать учить шить швом «через край»; формировать умение правильно пользоваться выкройкой (шаблоном); развивать вкус, внимание, желание делать подарки.
Задачи: Продолжать учить делать выкройку, накладывать шаблон на картон и, не сдвигая его с места, обводить карандашом, вырезать по линии; во время шитья следить за тем, чтобы все стороны совпадали, не смещались.
Материал: Выкройка (шаблон) из картона (открытки с цветами, простые карандаши.
9. Тема: «Персонажи кукольного театра» (число занятий - 2) .
Цель: Продолжать учить работать с иголкой и ниткой, шить швом «вперед иголка». Вызвать желание самим сделать кукольный театр; учить к каждой кукольной головке (предварительно изготовлены самими детьми для персонажей кукольного театра) подбирать ткань и нитку, после работы убирать иголку в игольницу; в свободное время обыграть кукольный театр.
Задачи: Учить шить с изнаночной стороны, готовую рубашку для кукольного персонажа выворачивать на лицевую сторону.
Материал: Вырезанные из ткани рубашки с намеченной линией для шва.
10. Тема: «Игольница для бабушки» (число занятий - 2) .
Цель: Закреплять навык шить швом «вперед иголку», с изнаночной стороны оставляя для выворачивания отверстие; набивать подушечку ватой и зашивать швом «через край»; подбирать нитки к ткани, лоскутки для подушечки.
Задачи: Продолжать учить технике швов «вперед иголку» и «через край»; учить прикреплять готовую подушечку к картонной основе швом «вперед иголка», при этом с лицевой стороны делать маленький шажок а с внутренней стороны - шаг широкий.
Материал: Основа из картона, бумажные листочки, петушки, мишки, неваляшки, котики, цветные яркие лоскутки.
11. Тема: «Петельный шов» (число занятий - 1) .
Цель: Учить делать «петельный шов», который применяется для обработки края материала.
Задачи: Учить в этом шве степени укладывать вертикально. При выполнении шва следить за тем, чтобы проколы делались на одинаковом расстоянии друг от друга и от края изделия; затягивать петлю на край материала так, чтобы он не собирался.
Материал: Лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
12. Тема: «Мешочки для метания, набивные горохом» (число занятий - 2) .
Цель: Учить шить набивные мешочки для физкультурных занятий швом «вперед иголка»; вызвать желание сделать мешочки так, чтобы ими можно было пользоваться на занятиях.
Задачи: Продолжать учить шить швом «вперед иголка», следить за тем, чтобы не сдвигались лоскутки ткани, наложенные друг на друга; шить мелкими шажками, чтобы изделие не получилось «дырявым».
Материал: Ткань прямоугольной формы (16*12 см) ; горох, ложки для его раскладывания.
13. Тема: «Мешочки со шнурком для семян» (число занятий - 2) .
Цель: Учить шить мешочки для хранения семян швом «вперед иголка»; приучать выполнять работу качественно, аккуратно, пользоваться булавкой (при её вдевании в ткань работать двумя пальцами - большим и указательным) .
Задачи: Закреплять технику шитья «вперед иголка», мелким шажком, работы с ножницами, иголкой (ножницы передавать кольцами вперед, иголку - тупым концом и только с нитью; иголка в игольнице должна быть вколота в ткань и закреплена; булавки закрепить и убрать в баночку.
Материал: Ткань прямоугольной формы (16*12 см, булавки.
14. Тема: «Прихватка - рукавичка» (число занятий - 2) .
Цель: Продолжать учить пользоваться выкройкой (шаблоном, вырезать по выкройке ткань, сложенную вдвое; вызвать желание сшить аккуратно «рукавичку» и подарить её маме или бабушке; познакомить с такими тканями, как драп, велюр, вельвет.
Задачи: Продолжать учить детей после работы убирать своё рабочее место.
Материал: Выкройка (шаблон) из картона, булавки.
15. Тема: «Секреты пуговицы» (число занятий - 2) .
Цель: Учить пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом. Учить подбирать нитки в тон пуговицы. Формировать навыки работы с иголкой и ниткой.
Задачи: Учить, пришивая пуговицу, ткань прокалывать иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятать под пуговицу; нить туго не затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из ниток; все следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с изнанки все выглядело аккуратно.
Материал: Лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
16. Тема: «Гномик» (число занятий - 2) .
Цель: Учить использовать пуговицы, кроме основного назначения, для отделки или создания необычных работ, в которых пуговицы выступают как детали. В свободное время обыгрывать игрушку.
Задачи: Учить вырезать кольцо из картона, сделать пазы; на нить определенной длины нанизать пуговицы, закрепить нить в пазах кольца; нарезать одинаковых по длине красных и белых ниток; закрепить нити на кольце; сформировать колпачок и бороду.
Материал: Картон, три пуговицы (глаза и нос, шерстяная пряжа двух цветов - для колпака и бороды.
17. Тема: «Массажный коврик» (число занятий - 2).
Цель: Учить пришивать пуговицы с разным количеством дырочек; воспитывать вкус (нитки подбирать в тон пуговиц, по цвету и величине пуговиц составлять узор на коврике) ; формировать желание работать аккуратно.
Задачи: Закреплять технические навыки вдевания нитки в иголку, обратить внимание на длину нитки (не длиннее ширины плеч, аккуратно делать узелок, пришивать пуговицы (иголку воткнуть снизу, попав в дырочку пуговицы, вытянуть нитку до конца, затем воткнуть иголку в свободную дырочку сверху и вытянуть с нижней стороны ткани) .
Материал: Ткань (сукно, драп и т. д., пуговицы разной величины.
18. Тема: «Одежда для куклы Маши» (число занятий - 2) .
Цель: Учить кроить и шить одежду для куклы: трусы, шапочку, платье с разрезом сзади; формировать умение выбирать ткань, нитки, пуговицы, оформлять изделие кружевом, тесьмой.
Задачи: Закреплять технику шва «вперед иголка», шитья с изнаночной стороны, пришивания пуговиц, кружев, тесьмы (швом «через край») ; продолжать учить при вырезании поворачивать ножницы, а не ткань.
Материал: Цветные лоскутки, картонные выкройки, цветные пуговицы разного размера.
19. Тема: «Постельные принадлежност и для куклы Маши» (число занятий - 2) .
Цель: Учить договариваться, распределять работу, выбирать ткань и подбирать к ней нитки; по размеру кроватки выкроить матрас, одеяло, пододеяльник, подушку, наволочку; учить пользоваться для измерения линейкой.
Задачи: Отметить, что длина и ширина простыни, пододеяльника, матраса должны быть большие длины и ширины кроватки на 2 см. Закреплять умение шить швом «вперед иголка», мелким шажком, с изнаночной стороны и выворачивать готовую работу на лицевую сторону обеими руками, оформлять изделие кружевом швом «через край».
Материал: Хлопчатобумажная ткань светлых тонов, яркие ленты и кружева.
20. Тема: «Палас в клеточку для Маши» (число занятий - 2) .
Цель: Продолжать учить выполнять работу, соединяя квадратиком швом «вперед иголка», чередовать их по цвету и пришивать к основе к изнаночной стороны; воспитывать чувство ответственности, умение и желание оказывать помощь товарищу в работе, подбирать ткани и нитки.
Задачи: Сшивать квадратики швом «вперед иголка» в полоски, а затем сшивать полоски, пришивать заготовку к основе изнаночной стороной; оставить отверстие для выворачивания изделия на лицевую сторону, отверстие зашивать швом «через край».
Материал: Готовые нарезанные квадратики (7*7 см; зеленый, красный, желтый, черный, белый, синий) .
21. Тема: «Закладка для книг» (число занятий - 1) .
Цель: Учить плести косичку- закладку для книг. Учить отмерять нитки одной длины. Развивать умение работать в паре, договариваться, соблюдать очередность плетения и держание косички.
Задачи: Собрать нитки в пучок, согнуть его пополам, закрепить на крючке; затем разделить нитки на три равные части и начинать плести косичку попеременно то правой, то левой рукой.
Материал: Цветные шерстяные нитки, ножницы.
22. Тема: «Аппликация из разноцветных ниток» (число занятий - 2) .
Цель: Познакомить с аппликацией. Учить подбирать нитки по цвету к рисунку, наклеивать нитки; продолжать учить плести косички из ниток для основы. Учить оценивать свою работу и работу товарищей.
Задачи: Учить рисовать на. картоне, продумывать, какого цвета нужны нитки для той или иной части изображения, намазывать клеем часть рисунка и укладывать на ней нитки нужного цвета; при этом расположить их близко друг к другу, чтобы между нитками не оставалось пустых мест.
Материал: Разноцветные нитки - в клубочках, мотках, обрезки ниток; клей ПВА, цветной картон, кисточки, влажная тканевая салфетка.
Литература:
1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
2. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
3. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы "Динамический час" подготовительная группа
Перспективный план работы "Динамический час" подготовительная группа...
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по программе "Здравствуй!"
В помощь воспитателям, работающим по программе М.Л. Лазарева "Здравствуй!"....
Перспективный план работы с родителями (подготовительная группа)
Помощь воспитателю при написании перспективного плана с родителями подготовительной группы в соответствии с программой дошкольного образования....
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы детского сада...
Перспективный план работы с родителями, подготовительная группа.
Перспективный план разработан с учётом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста и с целью привлечения родителей к воспитательно - образовательному и совместному творческому про...
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы
Родительские собрания, консультации, памятки для родителей,беседы...
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы на второй квартал учебного года.
Предложено примерное планирование работы с родителями в подготовительной группе....