Методы и приемы коррекционно-педагогической работы
консультация по коррекционной педагогике

Решающую роль в предупреждении нарушений в развитии детей играет максимально ранняя коррекционно-развивающая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priemy_raboty_s_detmi_s_ovz.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 (слайд 1)         Методы и приемы коррекционно-педагогической работы

с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

(слайд 2)

В МАДОУ «Детский сад №5 «Дубравушка» функционирует 15 групп, из них три группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

(слайд 3)

Решающую роль в предупреждении нарушений в развитии детей раннего возраста играет максимально ранняя коррекционно-развивающая работа.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

(слайд 4)                 Направления психокоррекционной работы:

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- профилактическое и консультативное

Рассмотрим одно из направлений: коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми проводится на:

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков.

(слайд 5)                 Методы коррекционных воздействий:

- игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые;

- сказкотерапия: чтение, проигрывание сказок, составление историй совместно с ребенком;

- психогимнастика;

- песочная терапия;

- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;

- игры по развитию психомоторики.

(слайд 6)                 Психокоррекция познавательных процессов:

Особенности построения коррекционно-педагогического процесса во многом обусловлены тем, что категория детей с ограниченными возможностями здоровья разнородна по составу. Воспитанники групп компенсирующего назначения для детей с тяжелыми нарушениями речи различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности. С точки зрения речевого развития воспитанники представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них есть дети, совсем не владеющие речью, дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз, а также с формально развитой речью. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается недоразвитие способности к восприятию и переработке информации. Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Детям требуется значительно большее количество повторений, которые должны происходить в новых ситуациях и на новых предметах.

(слайд 7)

В связи с особенностями развития, дети с нарушениями речи, особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт, особенно в раннем возрасте. Для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активацию их познавательной деятельности. Очень важно правильно выбрать способы передачи ребенку общественного опыта. Такими способами являются словесное описание или словесная инструкция, показ (подражание), образец, жестовая инструкция, совместные действия взрослого и ребенка (метод сопряженных действий).

(слайд 8 -фото)

Более доступным способом передачи ребенку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья знаний и умений оказывается показ (подражание). Очень многие дети на первом году обучения не могут действовать не только по образцу, но и по подражанию. В этих случаях необходимо пользоваться жестовой инструкцией. Если ребенок не действует и по жестовой инструкции, следует использовать совместные действия, т.е. взять руку ребенка в свою и совместно с ним выполнить нужное действие.

(слайд 9)

Одним из эффективных средств развития познавательной деятельности является использование дидактических игр, наглядных пособий, занимательного материала.

Наличие стимулирующей развитие ребенка предметно-развивающей среды – одно из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста. В нашем детском саду используется развивающая предметно-пространственная образовательная среда, которая включает в себя:

- (слайд 10) кабинет педагога-психолога

(слайд 11-14 -фото)         Набор «Дары Фребеля», «Монтессори» помогают

  1. Развивать умение обследовать форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), используя зрение и осязание.
  2. Закреплять знания об основных цветах (желтый, красный, зеленый, синий).
  3. Развивать умение ориентироваться в пространстве и различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, справа – слева.
  4. Развивать тактильные ощущения.

(слайд 15-19 -фото)                Набор психолога «Приоритет»

- представляет широкое поле «общения ребенка с деталями-манипулятивами под руководством педагога;

- предназначен для психологического развития и коррекции детей;

- способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи;

- позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями;

- дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно, использовать детали из разных наборов.

(слайд 20)         Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:

осуществляется посредством сказкотерапии, игротерапии, песочной терапии, релаксотерапии.

(слайд 21 -фото)

- Сказкотерапия –использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

(слайд 22 -фото)

- Игротерапия выполняет функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации.

(слайд 23-27 -фото)

Песочная терапия – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.

Наиболее интересной игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно развитие тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.

(слайд 28-33 -фото)

Сенсорная комната может использоваться как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с целью повышения эффективности всех мероприятий, направленных на улучшение психологического здоровья, а также как самостоятельное средство развития психических процессов и функций.

Оборудование сенсорной комнаты разнообразно: сухой бассейн, сухой душ, сенсорные дорожки, разнообразный материал для развития мелкой моторики, фиброоптические волокна, мягкий зеркальный уголок с пузырьковой колонной, и другое игровое оборудование. Здесь есть все необходимое для развития и оказания положительного воздействия на психику ребенка.

(слайд 34)

Результатом психологического сопровождения детей на всех этапах обучения является: создание условий для развития ребёнка, овладение им своей деятельностью и поведением, формирование готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

(слайд 35)                         Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

В презинтации представлены методы технологии ТРИЗ, используемык в работе с детьми дошкольного возраста...

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

использование нетрадиционных методов и приемов в коррекционной работе с детми , страдающими дисграфией

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении ...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....