Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ
статья

Сухрякова Анна Николаевна

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и владеть методами и приемами работы с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ.

«Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться»

Доктор мед.наук, профессор Ю.С. Шевченко

В настоящее время проблема гиперактивности является актуальной, так как с каждым годом увеличивается число гиперактивных детей.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Педагоги, работая с гиперактивными детьми, отмечают у них нетерпеливость, непоследовательность, импульсивность, вспыльчивость, неугомонность. Для гиперактивных детей может быть характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Гиперактивность – это чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Гиперактивность – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.

Педагогам группы отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Современный педагог должен знать физиологические и психологические особенности гиперактивного ребенка, владеть практическими методами организации работы с гиперактивными детьми в детском саду.

При организации психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми акцент делается на развитии умений ребенка:

- концентрировать внимание;

- доводить начатое до конца;

- контролировать свои движения;

- снимать мышечное напряжение;

- контролировать свои эмоциональные проявления;

- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Работа с гиперактивными детьми организуется в трех направления:

1. Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. При необходимости работа с гневом.

Подбирая игры, особенно подвижные, для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому необходимо включать таких детей в коллективную деятельность поэтапно: сначала индивидуально, затем в малую группу, потом в коллективные игры.

Игры на коррекцию гиперактивности должны быть подобраны в следующих направлениях:

- игры на развитие внимания;

- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения, релаксация;

- игры, развивающие навыки волевой регуляции;

- игры, направленные на развитие умения общаться.

Важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных ему правил поведения в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие, понятные правила, дополненные терпением и пониманием педагогом, готового в нужный момент напомнить правила, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно контролировать свое поведение.

В общении с гиперактивным ребёнком педагоги должны соблюдать следующие правила:

1. Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, иначе он еще более возбудится.

2. При необходимости применять позитивный физический контакт: взять ребёнка за руку, погладить его по голове, прижать к себе.

3. Во время занятий сажать ребенка рядом с собой, чтобы уменьшить отвлекающие моменты.

4. В середине занятия дать возможность подвигаться: физ.минутка, попросить что–нибудь поднять, принести и т.п.

5. Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довёл какое-то дело до конца.

Правила работы с гиперактивным ребенком

  • Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным, сдерживать раздражение

«Скорая помощь» в работе с гиперактивным ребенком

  • Отвлечь ребенка от его капризов.
  • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  • Задать неожиданный вопрос.
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  • Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  • Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас).
  • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  • Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  • Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  • Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

  • Заранее договариваться с ребенком о времени игры, длительности прогулки и т.д.
  • Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  • Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  • Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе и дома.
  • Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
  • Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

Выполнение педагогами ряда психолого-педагогических рекомендаций, поможет им эффективно строить общение с гиперактивным ребенком. В свою очередь это окажет положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. У него будут сформированы навыки общения, игровые умения. Внимание будет более устойчивым. Он сможет контролировать свое поведение.

Таким образом, гиперактивным детям необходима помощь со стороны педагогов, которые владеют различными методами и приемами работы с ними.

Литература.

  1. Брязгунов И.П., Касатникова И.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М.: Институт психотерапии, 2001.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005.
  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа пресс, 2001.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2010.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг   эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2006.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Проблемы   маленького    ребенка. СПб.: Речь, 2002.
  7. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
  8. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002.
  9. Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. М.: Флинта, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.

Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине  - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников...

Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду.  Песочная терапия....

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»

Данный материал проанализирован и систематизирован в рамках выполнения плана самообразования Статья подготовлена детским психологом: Янкиной Наталией...

Мастер-класс для воспитателей "Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии наглядного моделирования.Задачи: познакомить педагогов с технологией наг...

ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

Далее в данной статье будут описаны применяемые мною в ходе коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, сенсорно – интегративные методы, приемы, используемое оборудование, примерные виды а...