Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ
статья
Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и владеть методами и приемами работы с ним.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ.
«Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться»
Доктор мед.наук, профессор Ю.С. Шевченко
В настоящее время проблема гиперактивности является актуальной, так как с каждым годом увеличивается число гиперактивных детей.
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Педагоги, работая с гиперактивными детьми, отмечают у них нетерпеливость, непоследовательность, импульсивность, вспыльчивость, неугомонность. Для гиперактивных детей может быть характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Гиперактивность – это чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Гиперактивность – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.
Педагогам группы отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Современный педагог должен знать физиологические и психологические особенности гиперактивного ребенка, владеть практическими методами организации работы с гиперактивными детьми в детском саду.
При организации психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми акцент делается на развитии умений ребенка:
- концентрировать внимание;
- доводить начатое до конца;
- контролировать свои движения;
- снимать мышечное напряжение;
- контролировать свои эмоциональные проявления;
- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Работа с гиперактивными детьми организуется в трех направления:
1. Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. При необходимости работа с гневом.
Подбирая игры, особенно подвижные, для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому необходимо включать таких детей в коллективную деятельность поэтапно: сначала индивидуально, затем в малую группу, потом в коллективные игры.
Игры на коррекцию гиперактивности должны быть подобраны в следующих направлениях:
- игры на развитие внимания;
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения, релаксация;
- игры, развивающие навыки волевой регуляции;
- игры, направленные на развитие умения общаться.
Важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных ему правил поведения в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие, понятные правила, дополненные терпением и пониманием педагогом, готового в нужный момент напомнить правила, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно контролировать свое поведение.
В общении с гиперактивным ребёнком педагоги должны соблюдать следующие правила:
1. Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, иначе он еще более возбудится.
2. При необходимости применять позитивный физический контакт: взять ребёнка за руку, погладить его по голове, прижать к себе.
3. Во время занятий сажать ребенка рядом с собой, чтобы уменьшить отвлекающие моменты.
4. В середине занятия дать возможность подвигаться: физ.минутка, попросить что–нибудь поднять, принести и т.п.
5. Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довёл какое-то дело до конца.
Правила работы с гиперактивным ребенком
- Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребёнку возможность выбора.
- Оставаться спокойным, сдерживать раздражение
«Скорая помощь» в работе с гиперактивным ребенком
- Отвлечь ребенка от его капризов.
- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
- Задать неожиданный вопрос.
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
- Не приказывать, а просить (но не заискивать).
- Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас).
- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
- Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
- Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком
- Заранее договариваться с ребенком о времени игры, длительности прогулки и т.д.
- Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
- Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе и дома.
- Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
- Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Выполнение педагогами ряда психолого-педагогических рекомендаций, поможет им эффективно строить общение с гиперактивным ребенком. В свою очередь это окажет положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. У него будут сформированы навыки общения, игровые умения. Внимание будет более устойчивым. Он сможет контролировать свое поведение.
Таким образом, гиперактивным детям необходима помощь со стороны педагогов, которые владеют различными методами и приемами работы с ними.
Литература.
- Брязгунов И.П., Касатникова И.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М.: Институт психотерапии, 2001.
- Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа пресс, 2001.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2010.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2006.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Проблемы маленького ребенка. СПб.: Речь, 2002.
- Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. М.: Флинта, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.
Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста
Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников...
Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".
Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду. Песочная терапия....
«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста»
Данный материал проанализирован и систематизирован в рамках выполнения плана самообразования Статья подготовлена детским психологом: Янкиной Наталией...
Мастер-класс для воспитателей "Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии наглядного моделирования.Задачи: познакомить педагогов с технологией наг...
Мастер-класс для воспитателей Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста....
ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Далее в данной статье будут описаны применяемые мною в ходе коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, сенсорно – интегративные методы, приемы, используемое оборудование, примерные виды а...