МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.
консультация на тему

Будникова Светлана Николаевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

И в этом нам помогает программа "Приобщение к истокам русской народной культуры" О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой, где собран богатейший этнографический фольклорный материал, предложен тематический план, краткие конспекты занятий. Авторы программы постепенно отрабатывали содержание и методы проведения занятий для детей разных возрастов. Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В этом очень помогает создание «избы». Первые посещения «избы» детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. Причем если в младших группах даются только названия старинных предметов и демонстрируется их функциональное использование, то в старших подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина — керосиновая лампа — электрическая лампа; валёк — чугунный утюг на углях — электрический утюг и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди — свечами и т.п.), а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах,  богатых  глиной,  —  глиняная).  Организация  таких  занятий предполагает познавательную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В качестве подсказки детям, загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.

Для большего понимания детьми (особенно малышами) устных фольклорных произведений в «избе» на традиционном месте располагается люлька с младенцем-куклой, которому и адресуются колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки.

Первые методические приемы организации занятий в «избе» были связаны с поиском соответствующих игровых персонажей. Использовались игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, мишка). Данный прием используется и в настоящее время: впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Если детям младшего возраста сказка рассказывается от начала и до конца от лица Хозяйки или игрушечного персонажа, то более старшие дети, уже знакомые с данным произведением, сами участвуют в пересказе. При этом может быть организована викторина по нескольким знакомым сказкам («Из какой сказки предмет?») или использован кукольный театр.

Более подробно хочется остановиться на следующем методическом приеме. Его реализация осуществляется с помощью особого персонажа. Это — домовенок Кузя (его роль исполняет один и тот же педагог). Домовенок — маленький мальчик, ровесник детей, знакомый им по мультфильму. Его «жилище» находится за печкой. Домовенок очень любит общаться с ребятами, приходящими в гости к Хозяйке «избы», и, безусловно, он — любимец детей. Кузя большой шутник, весельчак, затевает с ними разные игры и забавы. Дети принимают его за своего товарища и очень дорожат дружбой с ним. Кузя может внезапно появиться и исчезнуть, что-то подарить ребятам и т.п. Он — представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Когда домовенок рассказывает о давнем прошлом, его истории вызывают большое доверие детей. Однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что ребята о ней знают.

Впервые с Кузей дети встречаются в четырехлетнем возрасте на занятиях, которые проводятся со второй половины учебного года. В дальнейшем этот персонаж регулярно (из года в год) появляется на занятиях до самого ухода ребят в школу. Как правило, занятия с участием домовенка проводятся один раз в месяц. Они являются комплексными и содержательно более насыщены. На них дети занимаются разными видами деятельности, повторяют пройденное, рассказывая Кузе все новое, что узнали со времени последней с ним встречи. Кузя, в свою очередь, активно их к этому стимулирует, изображая непонятливость, или устраивает соревнования, подзадоривая ребят. Дети, как известно, очень любят слушать сказки. Кузя знает их великое множество и самых разных. Он и рассказывает их по-особенному: с шутками, прибаутками. Кузя хранит свои сказки, потешки и загадки в особом сундучке. Есть там докучные, забавные и пр. Иногда из сундучка появляются странные предметы (волчий хвост, лапоть), и домовенок просит ребят догадаться, из каких сказок эти вещи. Кузя может начать рассказывать знакомую сказку неправильно, что-то пропуская или забывая. Тогда дети помогают ему ее вспомнить, рассказывая сказку как надо. Из сундучка Кузи «неизвестно почему» могут «пропасть» загадки или, наоборот, отгадки. И в этом случае дети приходят домовенку на помощь, отгадывая загадку или рисуя ее ответ, а Кузя потом прячет рисунки в свой сундучок.

У Кузи, как и у человека, бывает плохое настроение, случается, что он чем-то озадачен, и всегда ребята вместе с Хозяйкой приходят на помощь своему другу

Необходимо остановиться на формах совместных действий домовенка Кузи и Хозяйки «избы».

Для педагогов, играющих роли Хозяйки и Кузи, диалог — отличный прием, при помощи которого детей можно познакомить с достаточно сложными понятиями, явлениями, взаимосвязями. Например, с историческими корнями и местом различных обрядов и традиций в жизни людей, со связью поговорок и народных примет с крестьянским трудом и т.п. Как правило, педагоги вначале общими усилиями подбирают материал для занятий, разрабатывают их подробный план-сценарий, в котором детям все должно быть доступно и интересно. Между Хозяйкой и Кузей выстраивается живой диалог. При этом Хозяйка выполняет как бы связующую роль между детьми и домовенком. Если, например, ребятам непонятно, как используется то или иное старинное орудие труда, Кузя выступает как знаток и интерпретатор. Хозяйка тоже задает Кузе вопросы. Иногда - наоборот, дети вместе с Хозяйкой что-то объясняют и рассказывают Кузе. На таких занятиях Хозяйка говорит современным языком, Кузя же всегда является носителем народного говора, употребляет старинные слова и выражения. При необходимости Хозяйка выступает в качестве «переводчика» и толкователя, объясняя детям значение незнакомых слов, поговорок и пр,

Занятия, как правило, предполагают также решение ряда воспитательных задач. Кузя, будучи маленьким мальчиком, в своем поведении очень похож на ребят. Поэтому он может быть и капризным, и невежливым. Поучая и урезонивая Кузю вместе с Хозяйкой, дети утверждаются в положительном поведении, правильных способах общения.Надо заметить, что полностью включаясь в игровые ситуации, дети воспринимают Кузю как живое существо, Они горячо спорят с ним, шутят, обмениваются потешками и дразнилками, поют ему песни и частушки.

Система занятий в «избе» может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Многие занятия завершаются чаепитием из самовара или, в соответствии с целью занятия, угощением детей гурьевской кашей, булочками «жаворонками». Дети постарше учатся здесь готовить блюда русской народной кухни.

 В ходе реализации данной программы многие дети начинают проявлять к русской культуре настолько большой интерес, что им недостаточно только плановых занятий.

Можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего педагогического мастерства. Сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии   взрослого  могут  нарушить   целостность   восприятия.  Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно-прикладного народного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Педагогам необходимо владеть особенными художественными средствами: петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах или уметь имитировать их звучание — быть артистичными. Ведь достичь того, чтобы дети поняли познавательное значение фольклорного произведения иногда легче с помощью эмоциональной выразительности голоса, мимики, жеста. Очень важно и активное сотворчество взрослого и детей, их общее переживание чувства сопричастности к поступкам героев сказок, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с ребятами, способность вовремя дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрить их воображение и фантазию.

При отборе фольклорного материала педагоги должны максимально учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.

Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду, таланту   мастеров.   Организация   занятий   предполагает   активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, такого рода комплексные занятия способствуют и социальному развитию детей. Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре. Методы и приемы (из опыта работы)

Приобщение  дошкольников к русской народной культуре. Методы и приемы (из опыта работы)...