«Построение индивидуального образовательного маршрута в ДОУ общеразвивающего вида»
статья по коррекционной педагогике
В статье представлена структура модели индивидуально образовательно маршрута для воспитанника, имеющего трудности в освоении образовательной программы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_iom_v_dou.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение индивидуального образовательного маршрута
в ДОУ общеразвивающего вида
Введение федерального государственного образовательного стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений стал индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Поддержка индивидуальности признаётся одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания, только на её основе может осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
В практике, процесс обучения и воспитания ориентируется на возрастной уровень развития ребёнка, поэтому дети, у которых наблюдаются сложности в освоении программы дошкольного образования, не могут реализовать свои потенциальные образовательные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. [2, стр.29] Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задаёт образовательная программа, и реальными возможностями воспитанника. [2, стр. 32]
На базе ДОУ индивидуальный маршрут разрабатывается для детей с проблемами в развитии, и представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к обучению.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально–личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребёнка. [3, стр. 28]
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
- организация движения: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие навыков: культурно-гигиенических, коммуникативно-социальных и
личностных;
- формирование деятельности: манипулятивной, сенсорно-перцептивной (тактильные, зрительные, слуховые, суставно-мышечные ощущения), речевой,
предметно-практической, игровой, продуктивных видов (лепки, аппликации, рисования);
- развитие речи: развитие коммуникативной функции речи, сенсомоторного механизма речевых функций;
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных
отношениях);
- развитие познавательной сферы ребёнка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). [3, стр. 34]
Методы, используемые в работе:
- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- игры и упражнения, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, воображения);
- приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута принято опираться на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка;
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
- принцип соблюдения интересов ребёнка. По-другому его называют "на стороне ребёнка". То есть, все педагоги, работающие с ребёнком, объективно относятся к ребёнку и его проблемам, защищают его интересы.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов, в ходе изучения уровня развития ребёнка (явления или ситуации);
- принцип информированного согласия. Специалисты дают родителям (законным представителям) доступную для понимания информацию о развитии ребёнка, согласовывая их участие в обследовании и помощи. [1. стр. 6]
- принцип партнёрства. Деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй, советы сопровождающего имеют рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остаётся за родителями ребёнка, его близким окружением. [1, стр. 6]
- принцип непрерывности, ребёнку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы, сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к её решению очевиден.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребёнка. [4, стр. 43]
Выделяют несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:
1-й этап - этап наблюдения;
2-й этап - диагностический;
3-й этап - поисковый этап;
4-й этап - этап конструирования;
5-й этап - этап реализации;
6-й этап - этап итоговой диагностики.
Этап наблюдения. Цель этапа: выявление с помощью воспитателей и специалистов трудностей в развитии, которые испытывает дошкольник (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные). По результатам наблюдения данный ребёнок отмечается в документации педагога-психолога и приглашается на диагностический контроль.
Диагностический этап. На данном этапе, с учётом письменного согласия родителей, педагогом-психологом и логопедом проводится ряд диагностик. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребёнка. По результатам психодиагностического и логопедического обследования ребёнка, специалистами составляется заключение.
Поисковый этап. На этом этапе анализируется социальная ситуация и полученная информация о психическом развитии ребёнка. Полученная информация обсуждается с родителями (законными представителями) ребёнка. Они получают необходимые разъяснения от специалистов. Заключение по итогам психодиагностического и логопедического обследования ребёнка передаётся на рассмотрение психолого-педагогическим консилиумом (далее ППк) дошкольного учреждения, на который могут быть приглашены родители (законные представители) ребёнка. [1, стр. 7]
На консилиуме обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребёнка в условиях ДОУ. Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка составляется в соответствии с рекомендациями ППк ДОУ.
Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуального образовательного маршрута для дошкольника, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Родитель подписывает согласие с выбором маршрута.
Этап реализации индивидуального образовательного маршрута происходит в процессе как организованной, так и совместной образовательной деятельности дошкольника, всё зависит от желания и состояния ребёнка.
Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника – игра, обучение в рамках ИОМ проводится в игровой форме, подходящей конкретному воспитаннику. Педагогу в реализации индивидуального маршрута помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором ребёнок находит письмо, адресованное ему с условными обозначениями задания. Для каждого воспитанника момент вхождения на занятие разный. Кроме «почтового ящика» используется «волшебный сундучок», который передает ребёнку игровой персонаж (обычно такие игрушки дети приносят из дома и оставляют для занятий с психологом). В «сундучке» может находится не только карточка с заданием, или письмо, но и песенка, психогимнастика, или проблемная ситуация. Условия и время занятия определяются соответственно психологическими возможностями ребёнка. [4, стр. 43]
На пятом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявление результатов действия индивидуального маршрута (степень эффективности проведенной индивидуальной работы).
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки;
• развитие познавательных способностей;
- развитие речевых функций;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем. [4, стр. 44]
Практическое применение в детском саду общеразвивающего вида ИОМ получает в случае, когда в ДОУ поступает ребёнок с особенностями в развитии. В рамках сопровождения общеобразовательной программы ДОУ с ребёнком и семьёй проводится комплексная работа в течении учебного года.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка, воспитаннику, имеющему трудности в освоении программы дошкольного образования обеспечиваются равные стартовые возможности при поступлении в школу.
В приложении представлен план индивидуальной работы с ребёнком, который составляется специалистами и педагогами ДОУ.
Приложение 1.
Индивидуальная карта сопровождения
ФИО обучающегося: _ ___________________________________________________________________________
Дата рождения: ______________________________________________
Возраст: ________________________________________________________
Группа: ___________________________________________________
Способность к самообслуживанию:___________________________________________
Цель: ______________________________________________________________________
Задачи:_____________________________________________________________________
Условия по организации обучения:
- обучение по ООП «Индивидуальное психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования»;
- индивидуальные занятия согласно индивидуальному образовательному маршруту по установленному графику;
- учет темпа деятельности ребенка.
Сроки реализации: 20 – 20 учебный год.
Педагоги, участвующие в реализации ИОМ:
№ | ФИО | Квалификационная категория | Должность |
Формы и организационные условия реализации
индивидуального образовательного маршрута
Направление работы | Количество занятий в неделю | Продолжительность | Используемые программы и технологии | Форма проведения занятий | ФИО специалиста |
Психологическая помощь | |||||
Логопедическая помощь | |||||
Освоение образовательной программы |
Коррекционно-развивающая работа, реализуемая педагогом-психологом
Направления работы | Содержание работы | Ожидаемые результаты |
Коррекционно-развивающее | 1. Развитие навыков произвольности и саморегуляции; 2. Развитие коммуникативных и социальных навыков; 3. Развитие игровой деятельности; 4. Развитие познавательной активности; 5. Развитие эмоциональной сферы; |
Коррекционно-развивающая работа, реализуемая учителем-логопедом
Направления работы | Содержание работы | Ожидаемые результаты |
Коррекционно-развивающее | 1.Формирование правильного звукопроизношения. 2.Формирование фонематических процессов.
|
Приложение 3.
Взаимодействие специалистов с семьёй:
- Получение анамнестических данных;
- Предоставление родителям информации о содержании и эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы;
- Проведение индивидуальных консультаций с родителями (законными представителями) по вопросам развития и воспитания;
- Оптимизации взаимодействия воспитанника в семье, с другими детьми и взрослыми;
- Рекомендации по организации развивающей среды для воспитанника дома;
- Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей (законных представителей);
- Обеспечение участия родителей (законных представителей) в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах;
- Составление рекомендаций родителям (законным представителям) по профилактике эмоционального напряжения воспитанника;
- Формирование адекватного представления о возможностях воспитанника у родителей (законных представителей), и возможных способах коррекции имеющихся нарушений и дефицитов развития;
- Подбор и рекомендация методической литературы по проблемам воспитания и развития воспитанника по запросу родителей (законных представителей) и при необходимости.
Приложение 4.
Календарно-тематическое планирование Педагог-психолог
Месяц | Направление | Тема | Содержание занятия |
Календарно-тематическое планирование учитель-логопед
Месяц | Направление | Тема | Содержание занятия |
Календарно-тематическое планирование
педагоги
Месяц | Направление | Тема | Содержание занятия |
Разработчики и исполнители индивидуального образовательного маршрута воспитанника: _
Список литературы:
- Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии/ И.И. Мамайчук – изд. Генезис 2010. [29, 32]
- Системно- деятельностный подход в анализе особых образовательных потребностей // Пермский педагогический журнал 2016. [28, 34]
- Технология комплексного сопровождения детей / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. – Волгоград: Учитель,2012. [6, 7]
- Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории. Проблема их проектирования// педагогический журнал «Методист» 2006. [43, 44]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут развития музыкальных способностей у детей в МК ДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей п. Бычиха
Материал предназначен для индивидуальной работы по музыкальному образованию дошкольников. в маршруре разработаны все основные виды деятельности музработника на индивидуальных занятиях....
«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».
«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования»....
Готовность специалиста коррекционного ДОУ к построению индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
Для многих коррекционных садов существует проблема подготовки воспитателей для работы с воспитанниками, которые имеют проблемы в развитии. Воспитатели, переходя на работу в коррекционный сад из садов ...
Актуальность построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ
Актуальность построения ИОМ:•Растет число детей с ОВЗ, которые включены в обучение в общеобразовательных группах.•Часть обучающихся осваивают образовательную программу дошкольного образовани...
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ.
Все личные данные (ФИО, даты рождения) изменены. Индивидуальные образовательные маршруты построены в соответствии с требованиями, озвученными на курсах повышения квалификации "Организация и...
Построение индивидуального образовательного маршрута в ДОУ общеразвивающего вида
В статье описаны основные направления, методы работы, этапы и план конструирования индивидуального образовательного маршрута в целях создания в детском саду условий, способствующих позитивной социализ...
Отчет по Индивидуальному образовательному маршруту воспитателя общеразвивающей группы МБДОУ д/с № 26 Муратовой Натальи Ивановны за 2022 – 2023 учебный год
ОТЧЕТ по Индивидуальному образовательному маршруту воспитателя общеразвивающей группы МБДОУ д/с № 26 Муратовой Натальи Ивановны за 2022 – 2023 учебный год...