«Построение индивидуального образовательного маршрута в ДОУ общеразвивающего вида»
статья по коррекционной педагогике
В статье представлена структура модели индивидуально образовательно маршрута для воспитанника, имеющего трудности в освоении образовательной программы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение индивидуального образовательного маршрута
в ДОУ общеразвивающего вида
Введение федерального государственного образовательного стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений стал индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Поддержка индивидуальности признаётся одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания, только на её основе может осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
В практике, процесс обучения и воспитания ориентируется на возрастной уровень развития ребёнка, поэтому дети, у которых наблюдаются сложности в освоении программы дошкольного образования, не могут реализовать свои потенциальные образовательные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. [2, стр.29] Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задаёт образовательная программа, и реальными возможностями воспитанника. [2, стр. 32]
На базе ДОУ индивидуальный маршрут разрабатывается для детей с проблемами в развитии, и представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к обучению.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально–личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребёнка. [3, стр. 28]
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
- организация движения: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие навыков: культурно-гигиенических, коммуникативно-социальных и
личностных;
- формирование деятельности: манипулятивной, сенсорно-перцептивной (тактильные, зрительные, слуховые, суставно-мышечные ощущения), речевой,
предметно-практической, игровой, продуктивных видов (лепки, аппликации, рисования);
- развитие речи: развитие коммуникативной функции речи, сенсомоторного механизма речевых функций;
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных
отношениях);
- развитие познавательной сферы ребёнка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). [3, стр. 34]
Методы, используемые в работе:
- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- игры и упражнения, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, воображения);
- приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута принято опираться на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка;
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
- принцип соблюдения интересов ребёнка. По-другому его называют "на стороне ребёнка". То есть, все педагоги, работающие с ребёнком, объективно относятся к ребёнку и его проблемам, защищают его интересы.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов, в ходе изучения уровня развития ребёнка (явления или ситуации);
- принцип информированного согласия. Специалисты дают родителям (законным представителям) доступную для понимания информацию о развитии ребёнка, согласовывая их участие в обследовании и помощи. [1. стр. 6]
- принцип партнёрства. Деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй, советы сопровождающего имеют рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остаётся за родителями ребёнка, его близким окружением. [1, стр. 6]
- принцип непрерывности, ребёнку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы, сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к её решению очевиден.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребёнка. [4, стр. 43]
Выделяют несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:
1-й этап - этап наблюдения;
2-й этап - диагностический;
3-й этап - поисковый этап;
4-й этап - этап конструирования;
5-й этап - этап реализации;
6-й этап - этап итоговой диагностики.
Этап наблюдения. Цель этапа: выявление с помощью воспитателей и специалистов трудностей в развитии, которые испытывает дошкольник (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные). По результатам наблюдения данный ребёнок отмечается в документации педагога-психолога и приглашается на диагностический контроль.
Диагностический этап. На данном этапе, с учётом письменного согласия родителей, педагогом-психологом и логопедом проводится ряд диагностик. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребёнка. По результатам психодиагностического и логопедического обследования ребёнка, специалистами составляется заключение.
Поисковый этап. На этом этапе анализируется социальная ситуация и полученная информация о психическом развитии ребёнка. Полученная информация обсуждается с родителями (законными представителями) ребёнка. Они получают необходимые разъяснения от специалистов. Заключение по итогам психодиагностического и логопедического обследования ребёнка передаётся на рассмотрение психолого-педагогическим консилиумом (далее ППк) дошкольного учреждения, на который могут быть приглашены родители (законные представители) ребёнка. [1, стр. 7]
На консилиуме обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребёнка в условиях ДОУ. Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка составляется в соответствии с рекомендациями ППк ДОУ.
Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуального образовательного маршрута для дошкольника, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Родитель подписывает согласие с выбором маршрута.
Этап реализации индивидуального образовательного маршрута происходит в процессе как организованной, так и совместной образовательной деятельности дошкольника, всё зависит от желания и состояния ребёнка.
Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника – игра, обучение в рамках ИОМ проводится в игровой форме, подходящей конкретному воспитаннику. Педагогу в реализации индивидуального маршрута помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором ребёнок находит письмо, адресованное ему с условными обозначениями задания. Для каждого воспитанника момент вхождения на занятие разный. Кроме «почтового ящика» используется «волшебный сундучок», который передает ребёнку игровой персонаж (обычно такие игрушки дети приносят из дома и оставляют для занятий с психологом). В «сундучке» может находится не только карточка с заданием, или письмо, но и песенка, психогимнастика, или проблемная ситуация. Условия и время занятия определяются соответственно психологическими возможностями ребёнка. [4, стр. 43]
На пятом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявление результатов действия индивидуального маршрута (степень эффективности проведенной индивидуальной работы).
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки;
• развитие познавательных способностей;
- развитие речевых функций;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем. [4, стр. 44]
Практическое применение в детском саду общеразвивающего вида ИОМ получает в случае, когда в ДОУ поступает ребёнок с особенностями в развитии. В рамках сопровождения общеобразовательной программы ДОУ с ребёнком и семьёй проводится комплексная работа в течении учебного года.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка, воспитаннику, имеющему трудности в освоении программы дошкольного образования обеспечиваются равные стартовые возможности при поступлении в школу.
В приложении представлен план индивидуальной работы с ребёнком, который составляется специалистами и педагогами ДОУ.
Приложение 1.
Индивидуальная карта сопровождения
ФИО обучающегося: _ ___________________________________________________________________________
Дата рождения: ______________________________________________
Возраст: ________________________________________________________
Группа: ___________________________________________________
Способность к самообслуживанию:___________________________________________
Цель: ______________________________________________________________________
Задачи:_____________________________________________________________________
Условия по организации обучения:
- обучение по ООП «Индивидуальное психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования»;
- индивидуальные занятия согласно индивидуальному образовательному маршруту по установленному графику;
- учет темпа деятельности ребенка.
Сроки реализации: 20 – 20 учебный год.
Педагоги, участвующие в реализации ИОМ:
№ | ФИО | Квалификационная категория | Должность |
Формы и организационные условия реализации
индивидуального образовательного маршрута
Направление работы | Количество занятий в неделю | Продолжительность | Используемые программы и технологии | Форма проведения занятий | ФИО специалиста |
Психологическая помощь | |||||
Логопедическая помощь | |||||
Освоение образовательной программы |
Коррекционно-развивающая работа, реализуемая педагогом-психологом
Направления работы | Содержание работы | Ожидаемые результаты |
Коррекционно-развивающее | 1. Развитие навыков произвольности и саморегуляции; 2. Развитие коммуникативных и социальных навыков; 3. Развитие игровой деятельности; 4. Развитие познавательной активности; 5. Развитие эмоциональной сферы; |
Коррекционно-развивающая работа, реализуемая учителем-логопедом
Направления работы | Содержание работы | Ожидаемые результаты |
Коррекционно-развивающее | 1.Формирование правильного звукопроизношения. 2.Формирование фонематических процессов.
|
Приложение 3.
Взаимодействие специалистов с семьёй:
- Получение анамнестических данных;
- Предоставление родителям информации о содержании и эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы;
- Проведение индивидуальных консультаций с родителями (законными представителями) по вопросам развития и воспитания;
- Оптимизации взаимодействия воспитанника в семье, с другими детьми и взрослыми;
- Рекомендации по организации развивающей среды для воспитанника дома;
- Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей (законных представителей);
- Обеспечение участия родителей (законных представителей) в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах;
- Составление рекомендаций родителям (законным представителям) по профилактике эмоционального напряжения воспитанника;
- Формирование адекватного представления о возможностях воспитанника у родителей (законных представителей), и возможных способах коррекции имеющихся нарушений и дефицитов развития;
- Подбор и рекомендация методической литературы по проблемам воспитания и развития воспитанника по запросу родителей (законных представителей) и при необходимости.
Приложение 4.
Календарно-тематическое планирование Педагог-психолог
Месяц | Направление | Тема | Содержание занятия |
Календарно-тематическое планирование учитель-логопед
Месяц | Направление | Тема | Содержание занятия |
Календарно-тематическое планирование
педагоги
Месяц | Направление | Тема | Содержание занятия |
Разработчики и исполнители индивидуального образовательного маршрута воспитанника: _
Список литературы:
- Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии/ И.И. Мамайчук – изд. Генезис 2010. [29, 32]
- Системно- деятельностный подход в анализе особых образовательных потребностей // Пермский педагогический журнал 2016. [28, 34]
- Технология комплексного сопровождения детей / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. – Волгоград: Учитель,2012. [6, 7]
- Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории. Проблема их проектирования// педагогический журнал «Методист» 2006. [43, 44]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-785900-1526171128.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут развития музыкальных способностей у детей в МК ДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей п. Бычиха
Материал предназначен для индивидуальной работы по музыкальному образованию дошкольников. в маршруре разработаны все основные виды деятельности музработника на индивидуальных занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-73470-1479655127.jpg)
«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».
«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования»....
Готовность специалиста коррекционного ДОУ к построению индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
Для многих коррекционных садов существует проблема подготовки воспитателей для работы с воспитанниками, которые имеют проблемы в развитии. Воспитатели, переходя на работу в коррекционный сад из садов ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-199470-1611594315.jpg)
Актуальность построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ
Актуальность построения ИОМ:•Растет число детей с ОВЗ, которые включены в обучение в общеобразовательных группах.•Часть обучающихся осваивают образовательную программу дошкольного образовани...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-760782-1482328827.jpg)
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ.
Все личные данные (ФИО, даты рождения) изменены. Индивидуальные образовательные маршруты построены в соответствии с требованиями, озвученными на курсах повышения квалификации "Организация и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-1393734-1647347041.jpg)
Построение индивидуального образовательного маршрута в ДОУ общеразвивающего вида
В статье описаны основные направления, методы работы, этапы и план конструирования индивидуального образовательного маршрута в целях создания в детском саду условий, способствующих позитивной социализ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/30/picture-849037-1711758489.jpg)
Отчет по Индивидуальному образовательному маршруту воспитателя общеразвивающей группы МБДОУ д/с № 26 Муратовой Натальи Ивановны за 2022 – 2023 учебный год
ОТЧЕТ по Индивидуальному образовательному маршруту воспитателя общеразвивающей группы МБДОУ д/с № 26 Муратовой Натальи Ивановны за 2022 – 2023 учебный год...