«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».
статья на тему
«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lipatova_obrazovatelnyy_marshrut_1.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».
Реализация принципов и идей ФГОС ДО предполагает повышение профессиональной компетентности педагога. Инновационный характер педагогической деятельности влияет на ориентацию педагога не только на передачу знаний, но и на формирование личности детей, их социализацию, творческое развитие. Инновационный характер результатов требует иной организации образовательной деятельности в ДОО.
Современной технологией развития профессиональной компетентности педагога ДОО, на наш взгляд является - индивидуальный образовательный маршрут.
ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.
Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога, роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала, что соответствует Профессиональному стандарту педагога.
В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить:
- овладение инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС ДО
- освоение технологии педагогической диагностики индивидуального развития детей;
- развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, зоны ближайшего развития каждого ребенка;
-развитие умений использования разных форм сотрудничества с родителями.
Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий)
Содержательную сторону индивидуального образовательного маршрута составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества ДОО.
Образовательный маршрут по самообразованию педагогов в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания.
Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Понятие эстетического воспитания включает в себя категории эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Очень важно, чтобы эстетическое воспитание начиналось с самых ранних лет, поскольку эстетические чувства пронизывают всю жизнедеятельность человека, проявляются в его поведении и во многом определяют его жизненную позицию. Следовательно, становление эстетических чувств не должно быть спонтанным, самопроизвольным. Поэтому эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее.
Проблема эстетического воспитания особенно остро стоит перед дошкольной педагогикой. Именно в дошкольном периоде формируются зачатки эстетических чувств и переживаний, закладывается основа ценностного отношения к окружающему миру. От того, что ляжет в основу эстетического восприятия мира, сформированного в дошкольном учреждении, будет зависеть дальнейшее развитие эстетических переживаний, ценностных ориентаций будущего гражданина нашей страны.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, развитию эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, стимулирует интеллектуальное и познавательное развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии, а восприятие и обсуждение эстетически значимых произведений может способствовать развитию устной речи. С другой стороны, занятия, ориентированные на развитие, к примеру, художественных способностей, всегда способствуют формированию эстетических чувств и ценностей, развивают общее восприятие, мелкую моторику ребенка, способствуют формированию ценностных ориентаций. Таким образом, мы видим, что эстетическое воспитание занимает значимое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.
Проблема художественно-эстетического воспитания раскрыта в книге
Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
Горина Любовь Вячеславовна Колесниченко Юлия Юрьевна раскрыли методологические основания проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Показано место данной области в содержании дошкольного образования. Определены функционально-структурные компоненты содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста и раскрыта их сущность. В журнале Вестник Бурятского государственного университета №1/2015
http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta
2. Принципы построения образовательного процесса в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Содержание принципов раскрыто в журнале «Мир науки, культуры, образования» Выпуск № 2 (39) / 2013 Авторы Бутенко Н. В.Никитина Е. Ю.
3. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Бутенко Наталья Валентиновна посвятила статью выявлению содержания и особенностей организации образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, ориентированного на условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
4. Динамика развития художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ
Подробная информация раскрыта в журнале «Вестник Челябинского государственного педагогического университета № 4/2014 Бутенко Натальей Валентиновной
В статье представлены результаты исследования развития художественной деятельности детей дошкольного возраста, в ходе которого были выявлены отличительные особенности развития художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в зависимости от образовательных условий.
5. Гендерно-кластерная модель художественно-эстетического развития.
Чурашов А. Г. данной статье рассматривается проектирование гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии. Выявлены новые элементы современной педагогической гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
6. Полихудожественный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Бутенко Н. В. Посвятил статью рассмотрению вопроса о реализации полихудожест-венного подхода в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста; исследуются важные культурообразующие функции полихудожест-венного образования; представлена авторская схема реализации полихудожест-венного подхода в дошкольном образовательном учреждении и трактовка термина «полихудожественная среда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация системы мониторинга образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».
Материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям ДОУ. В нем рассматривается понятие термина "мониторинг", его виды, структура. Описана система организации мониторинга детского развития в ДОУ....
Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента
Методические рекомендации.Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Комплексно-тематическое планирование образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения
План предполагает осуществление 34-х примерных тем (соответственно 36-ти неделям учебного года, исключая 2 недели новогодних «каникул»)....
« Проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) – модель построения системы саморазвития профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Помощь педагогу в разработке своего ИОМ...
Авторская статья. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута педагога дошкольного образовательного учреждения
Особенности проектированияиндивидуального образовательного маршрутапедагога дошкольного образовательного учреждения...