ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПИКТОГРАММАМИ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о живой природе через работу с пиктограммами у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью.

The article presents the experience of working on the formation of ideas about wildlife through work with pictograms in children of senior preschool age with moderate mental retardation in a compensatory group for children with mild mental retardation.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, дошкольник с умеренной умственной отсталостью, пиктограмма, формирование представлений о живой природе, организация инклюзивной образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova_n.n._angarsk.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПИКТОГРАММАМИ

ORGANIZATION OF AN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

FOR OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MODERATE MENTAL RETARDATION  WHEN FORMING ANIMATIONS ABOUT LIVING NATURE THROUGH WORKING WITH PICTOGRAMS

Павлова Надежда Николаевна,

учитель-дефектолог МБДОУ детского сада компенсирующего вида №81

г.Ангарск, Иркутская обл., Россия

Pavlova Nadezhda Nikolaevna,

teacher-defectologist MBDOU kindergarten of compensatory type No. 81

Angarsk, Irkutsk region, Russia

fokeya@mail.ru

с.т.8-908-650-17-98

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о живой природе через работу с пиктограммами у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью.

The article presents the experience of working on the formation of ideas about wildlife through work with pictograms in children of senior preschool age with moderate mental retardation in a compensatory group for children with mild mental retardation.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, дошкольник с умеренной умственной отсталостью, пиктограмма, формирование представлений о живой природе, организация инклюзивной образовательной среды.

Среди общего количества лиц с умственной отсталостью, по мнению  А.Р.Маллера и Г.В. Цикото, более 10% занимают люди с умеренной умственной отсталостью  (F 71).

На современном этапе  в детский сад компенсирующего вида зачисляются воспитанники с рекомендацией территориальной ПМПК о предоставлении специальных условий образования по Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью. Поэтому в одну группу компенсирующей направленности поступают дети и с легкой и с умеренной умственной отсталостью. Вследствие этого перед педагогами становится актуальной задача организации инклюзивной образовательной среды для детей с разной степенью интеллектуальных нарушений.

В первую очередь, особое внимание при работе с детьми с нарушением интеллекта уделяется учёту индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Для формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта целесообразно использование разнообразных символов, заместителей, пиктограмм, графических опорных схем, так как детей данной категории  зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово не связано со зрительным образом. Необходима правильная организация дидактических игр и упражнений, которые направлены на соединение образа со словом, что влияет в дальнейшем на формирование представлений и становление речи детей с интеллектуальными нарушениями.

Популярные опорные схемы в работе с дошкольниками с умеренной умственной отсталостью  не используются из-за полинасыщенности цветов (отвлекает внимание детей на рассматривание деталей) и реалистичности изображения (ребенок при составлении описательного рассказа непроизвольно «соскальзывает» на описание увиденного на схеме), из-за большого количества критериев для описания, «зашумленности» картинок. Для работы с дошкольниками данной категории желательно  применять «мобильные схемы»: критерии - пиктограммы   на отдельных карточках.

В рамках мониторинга для выявления уровня сформированности  представлений о живой природе целесообразно предложить детям с легкой умственной отсталостью лист бумаги с изображением 2 кругов и 2 овалов («туловища» и «головы») или 2 овалов («тело у рыб») и дать  инструкцию: дорисовать, чтобы получились «животное и птица» («насекомое и рыба», «человек»).  Детям с умеренной умственной отсталостью  предложить  лист бумаги с изображением 1 круга и 1 овала и дать инструкцию: «нарисуй животное» (птицу, человека). 

При выявлении у детей с нарушением интеллекта уровня сформированности  представлений о живой природе получены  следующие результаты:

- крайне низкий уровень овладения обобщающими понятиями: животные, птицы, насекомые, рыбы, человек;

- бедность и неточность представлений о признаках: где живет, название детенышей, чем питается;

- бедность и неточность представлений о строении животных, птиц, насекомых, рыб, человека: о количестве конечностей, строении головы, чем покрыты.

Для формирования у дошкольников с интеллектуальными нарушениями представлений о живой природе целесообразно использовать дидактическое пособие «Сходства и отличия», которое состоит из карточек - пиктограмм по темам "животные", "насекомые", "птицы", "рыбы", "человек". Данное пособие разработано с учетом  индивидуальных возможностей ребенка с нарушением интеллекта и решает коррекционно-развивающие задачи в игровой форме.

Работа с данными пиктограммами построена на основе принципа работы логических таблиц Петерсон Л.Г. и основано на  постепенности и усложняемости выполнения заданий и их периодическом повторении.

Основными способами и формами работы с детьми являются подгрупповые и индивидуальные занятия с учителем – дефектологом, фронтальная и индивидуальная работа с воспитателем по заданию учителя – дефектолога, закрепление с родителями при выполнении домашних заданий.

С детьми предусмотрена работа сидя за столами и стоя у доски, для чего карточки  снабжены магнитными креплениями. 

Особенностью работы с детьми старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью по формированию представлений о живой природе в группе компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью являются: дозированная подача информации, большее количество повторений, индивидуальная работа.

Варианты работы:

  1. Для описания 1 объекта (например, животного),  детям предлагается готовый набор  пиктограмм (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка  - от 1 до 5 карточек): внешний вид – голова, конечности, чем покрыт, места обитания, детеныши.
  2. Для описания 1 объекта детям предлагается выбрать среди других карточек подходящие пиктограммы.

3. Для сравнения 2 объектов (например, животного и птицы, птицы и насекомого, животного и человека),   детям предлагается готовый набор  пиктограмм (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка  - от 2 до 10 карточек).

4. Для сравнения 2 объектов детям предлагается выбрать среди других карточек подходящие пиктограммы.

5. Для сравнения 3 объектов детям предлагается готовый набор  пиктограмм (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка  - от 3 до 15 карточек).

6. Для сравнения 3 объектов детям предлагается выбрать среди других карточек подходящие пиктограммы.

7. Для сравнения 4 объектов детям предлагается готовый набор  пиктограмм (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка  - от 4 до 20 карточек).

8. Для сравнения 4 объектов детям предлагается выбрать среди других карточек подходящие пиктограммы.

9. Для сравнения 5 объектов детям предлагается готовый набор пиктограмм (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка  - от 5 до 25 карточек).

10. Для сравнения 5 объектов детям предлагается самостоятельно выбрать подходящие пиктограммы.

11. Детям предлагается сравнить 2 объекта по заданному критерию (например, по месту обитания)

12. Детям предлагается сравнить 3 объекта по заданному критерию (например, по строению)

13. Детям предлагается сравнить 4 объекта по заданному критерию (например, внешний вид, чем покрыты)

14. Детям предлагается сравнить 5 объектов по заданному критерию (например, кто детеныш)

  Ранняя и целенаправленная коррекционная работа с дошкольниками с  умственной отсталостью является одним из важнейших условий их психического развития в целом, предупреждения вторичных отклонений в развитии детей данной категории.

Дидактическое пособие «Сходства и отличия» помогает детям старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в составлении связного описательного рассказа об объекте, в выделении сходства и отличия сравниваемых категорий ("животные", "насекомые", "птицы", "рыбы", "человек").

        По результатам мониторинга на конец учебного года дети лучше оперируют родовыми понятиями,  устанавливают элементарные пространственные и причинно–следственные отношения. Работа с пиктограммами помогает детям  при формировании представлений о живой природе, в активизации словаря по теме, в выделении сходства и отличия сравниваемых категорий ("животные", "насекомые", "птицы", "рыбы", "человек").

Значительно улучшаются показатели при повторном выполнении задания «Дорисуй животное (птицу, рыбу, насекомое, человека)». 

Дидактическое пособие «Сходства и отличия» пригодиться в работе учителям – дефектологам, занимающимися с детьми с нарушениями интеллекта (легкой, умеренной умственной отсталостью) для формирования у детей представлений о живой природе  через работу с пиктограммами; для организации инклюзивной образовательной среды в группе компенсирующей направленности для детей с разной степенью интеллектуальных нарушений.

Литература:

  1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 81/Коллектив авторов. – Ангарск.: МБДОУ №81, 2021. – 61 с.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Верещагина, Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми  множественными нарушениями в развитии / Н.В. Верещагина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 с.
  4.  Екжанова, Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2010. – 267 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Программа расчитана на обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью на учебный год. Разделена на 4 предметные области: Сенсорика. ФЭМП; ППД; Ориентировка в простр...

Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит ...

"Методические рекомендации по организации коррекционно – логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости"

Практические рекомнедации к организации корркционно-развивающей деятельности с детьми с умеренной степенью умственной отсталости....

Образовательная практика "Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью"

Мы работаем в подготовительной группе, данная тема нас заинтересовала, мы  решили реализовать образовательную практику по формированию профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошк...

«Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью»

Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной ...