Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки, словно сами собой погружаются в нее, а в скорее уже во все стороны летят брызги… Психологи утверждают, что такие игры для ребенка очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Польза многократно возрастает, если у малыша нарушено моторное развитие, выявлены порезы или слабость мышечного тонуса. Гиперактивным детям такие игры с водой помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение.
Игра с водой - один из самых приятных способов обучения. Эти упражнения-игры больше похожи на опыты, потому что учат наблюдать и делать выводы.
В педагогической системе М. Монтессори разработана целая система упражнений для детей, направленная на развитие навыков, которые необходимы ребенку в быту или, как говорила сама Мария Монтессори, в практической жизни.
Для упражнений «из практической жизни» используются не игрушки, а наборы настоящих предметов, собранных в специальные корзинки или составленных на подносики.
Каждое упражнение преследует цели нескольких уровней. Первая цель — та, которую ставит перед собой малыш. Например: «Я хочу вымыть руки». Другая цель — опосредованная, педагогическая. Казалось бы, ребенок просто моет руки. Но при этом ему известно, что воду нельзя проливать на пол, что вещи, использованные в упражнении, надо обязательно за собой убрать, что для переливания воды служат такие-то предметы и т.д. Таким образом, от него требуются и концентрация внимания, и координация движения, и самодисциплина. Кроме того, каждый предмет в наборе имеет свое название и предназначение. И это, безусловно, влияет на развитие активного словаря ребенка.[2]
На самом деле по системе Монтессори любой предмет в доме может быть игрушкой. Ребенок хочет познавать мир, он исследует квартиру. И чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.
Умеренная умственная отсталость - средняя степень психического недоразвития. Интеллектуальный коэффициент составляет 49-35. При этой степени характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта.
Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно дошкольного возраста занимает развитие сенсорики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Работа по изучению цвета строится по плану:
1. Соотносить цвета. Раскладывать разноцветные предметы в ведёрки определённого цвета: красные шарики в красное ведро, синие шарики в синее ведро, зелёные шарики в зелёное ведро, жёлтые в жёлтое ведро. (Можно использовать конструктор, мозаику, шнуровку, кубики)
2. Знакомство с цветом. Вводим эталон – «Посмотри какое красивое солнышко. Оно жёлтое». Подбираем предметы такого же цвета. «Это машинка, она жёлтая, такая же, как солнышко». Показываем, повторяя название цвета. Прячем машинку жёлтого цвета среди машинок других цветов. «Найди жёлтую машинку, такую же, как солнышко, жёлтую». Обязательно похвалить.
III. Выбор цвета по названию. Среди множества разноцветных предметов, выбирать предметы только заданного цвета. При затруднении выбора по названию цвета, подключать понятие «такой же». [5]
Для повышения эффективности работы по развитию сенсорного восприятия большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.
Дети удивляются, делают для себя маленькие открытия. Взрослый пускает на воду маленькие кораблики, различных цветов и он плывут, каждый к своей пристани, когда кораблик намокает, он тонет.
Так же популярна среди детей игра «Рыболов», малыши вылавливают из воды разноцветные шарики, соответствующей по цвету удочкой.
Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Педагог опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребёнка – это открытие! А воспитатель поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый! Руководство в таких играх со стороны взрослого просто необходимо. Воспитатель в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные, доступные для восприятия, Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
Список используемой литературы
Е. Данилова Игры с водой [Текст] – М.: Изд-во Олма – пресс, 2003 – С. 34
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому [Текст] / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Изд - во «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков.
О.А.Новиковская Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников [Текст]– М.: Изд – во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 – С.66
Э.Г. Пилюгина Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] – М.: Просвещение, 1983. – С. 93
Л.В. Фомина Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5—6 лет [Текст] – М.: «Сфера», 2001. – С. 80