Методическая разработка: Примерное планирование совместной деятельности для детей старше-подготовительного к школе возраста с лёгкой умственной отсталостью по формированию представлений о живой природе.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Система занятий по возможным лексическим темама для детей страше-подготовительного возраста с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: Примерное планирование совместной деятельности для старше-подготовительно к школе возраста дошкольников с лёгкой умственной отсталостью
Тема занятия | Задачи | Основное содержание |
«Овощи» | Уточнять представления об овощах. Упражнять детей в обведении по трафарету и раскрашивании контура изображения цветными карандашами, развивать у детей координацию рук и глаз | Рисование овощей. Для примера демонстрации используется настоящие овощи. На столе перед ребёнком лежат несколько овощей (морковь, картофель, свекла) для опоры. |
Уточнять представления об овощах. Вызывать речевую активность. | Занятие «Знакомство с овощами» Перед детьми на столе лежат овощи (картофель, лук, морковь, огурец). Дети сидят за столом на стульчиках. Воспитатель говорит о том, с чем он их будет знакомить. Затем показывает поочерёдно каждый из овощей, рассказывает где каждый из овощей растёт. Говорит, какого он цвета. Огурец растёт на земле, остальные в земле. После дети берут в руки овощи и описывают их на ощупь, какие они: длинные или короткие, какой формы, какого цвета. | |
«Фрукты» | Уточнять представления детей о фруктах. Развивать моторику рук, навыки работы с клеем. | Аппликация «Фрукты» из рваной или мятой аппликации. Для демонстрации использовались несколько фруктов (яблоко, груша) |
Уточнять представления детей о фруктах. Вызывать речевую активность, развивать моторику рук. | Практическое занятие «Знакомство с фруктами» Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сидит перед детьми и говорит, что сегодня они познакомятся с настоящими фруктами. Воспитатель показывает детям «чудесный мешочек», в котором находятся фрукты (банан, апельсин, лимон). Дети закрывают глаза и по очереди достают фрукты, называя, какой он на ощупь, какой формы, если возможно, то говорит название. Затем ребёнок открывает глаза и смотрит, правильно ли он описал фрукт. | |
«Ягоды» | Уточнять представления детей о ягодах, вызывать речевую активность. | Д/И - «Назови ягоды» У детей на столе находятся листья разных ягод (клубника, малина, крыжовник, смородина). Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением ягод, а дети пытаются сопоставить лист нужной ягоде. Д/И «Найди ягоду» У воспитателя для демонстрации пластмассовые модули ягод (клубника, малина, крыжовник, смородина). А у детей картинки с изображением этих же фруктов. Педагог показывает и называет ягоду, а дети находят на картинках данную ягоду и показывают. |
Закреплять знания детей о ягодах. Развивать у детей моторику рук, учить придавать форму знакомым предметам. | Лепка «Ягоды из огорода» (клубника, крыжовник). Для демонстрации использовались картинки с изображением ягод. | |
«Овощи» «Фрукты» «Ягоды» | Обобщение имеющихся знаний, конструктивные и дидактические игры. |
|
Обобщение имеющихся знаний, конструктивные и дидактические игры. | 1.Кубики (из 12 штук) «Собери ягоду». 2.Р/И «Что лишнее?» (фрукты и овощи) 3. Д/И «Овощи» (разрезанные картинки). | |
«Дикие животные» | Обогащать знания детей о диких животных. Развивать моторику рук у детей, учить раскрашивать аккуратно, раскрашивать цветными карандашами. | Рисование Медведя (и раскрашивание его цветными карандашами). Предварительно с детьми была проведена беседа об особенностях диких животных (на примере медведя). Для этого использовался демонстрационный материал с изображением диких животных. |
Обогащать знания детей о диких животных. Вызывать речевую активность. | Подвижная игра «Покажи животное» Воспитатель показывает каждому ребёнку картинку с диким животным, говорит его особенности поведения. ( Волк, лиса, лошадь, заяц). После инструкции воспитатель говорит животного, показывая картинку исполняющему ребёнку и ребёнок изображает его мимикой, движением, голосом. | |
«Домашние животные» | Обогащать знания детей о домашних животных. | «Знакомство с собакой» Наблюдение на прогулке за поведением домашних животных, которые находятся вблизи детского сада. Обращать внимание детей на поведение животных, которые находятся на прогулке, но являются домашними (как ведут себя кошки и собаки). Проведение беседы с детьми, какие особенности мы можем отметить. |
Обогащать знания детей о домашних животных, учить видеть характерные особенности домашних животных. | Апликация из рваной бумаги и крупы «Кошка» Предварительно с детьми была проведена беседа об особенностях домашних животных (на примере кошки). Для этого использовался демонстрационный материал с изображением домашних животного. | |
«Домашние птицы» | Расширять знания детей о домашних птицах. Вызывать у детей речевую активность, упражнять в аккуратном раскрашивании рисунка, | Знакомство с домашними птицами: курица, петух, гусь. Воспитатель показывает иллюстрации с данными птицами, обращая внимание на то, какой у птицы окрас, как она выглядит, какие у неё крылья. После беседы воспитатель рассказывает про особенности каждой из птиц: чем питаются, как ведут себя в разное время года. После практическое занятие: каждому ребёнку представляется лист с изображением одной из птиц, и каждый ребёнок раскрашивает любую из птиц. |
Вызывать у детей речевую активность, упражнять в аккуратном раскрашивании рисунка, пополнять знания детей о домашних птицах. | Подвижная игра ’’Изобрази домашнюю птицу’’ Воспитатель показывает каждому ребёнку картинку с птицей, говорит её особенности (петух, курица, гусь, утка). Затем после того как была дана инструкция – воспитатель говорит название птицы, а ребёнок чьё название животного совпало с изображением на его картинке демонстрирует его: мимикой, движением, голосом. | |
«Дикие птицы» | Обобщать знания детей о диких птицах. Вызывать у детей речевую активность. | Знакомство детей с некоторыми дикими птицами: воробей, ворона. Занятие проходит на прогулке. Наблюдение за данными птицами на улице. Воспитатель обращает внимание на то, что птицы не улетают на время зимы, воспитатель обращает внимание детей на питание птиц, места где они живут. |
Закреплять знания детей о диких животных.Вызывать у детей речевую активность, развивать моторику рук. | Продолжать знакомство с домашними птицами: голубь, сорока. Воспитатель показывает иллюстрации с данными птицами, обращая внимание на то, какой у птицы окрас, как она выглядит, какие у неё крылья. После беседы воспитатель рассказывает про особенности каждой из птиц: чем питаются, как ведут себя в разное время года. После практическое занятие: каждому ребёнку представляется лист с изображением одной из птиц, и каждый ребёнок раскрашивает любую из птиц. | |
Обобщение имеющихся знаний, конструктивные и дидактические игры. |
| |
Обобщение имеющихся знаний, конструктивные и дидактические игры. |
| |
Кустарники | Расширять представления детей о кустарниках. Вызывать у детей речевую активность, развивать слуховое и зрительное внимание. | Знакомство детей с кустарниками: «Шиповник» Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением куста шиповника. Показывает какие у него листья - какой они формы, что у него за плоды. Воспитатель спрашивает детей - видели ли они этот кустарник. Затем детям предлагается взглянуть на гербарий и найти среди них лист куста шиповника. |
Расширять представления детей о кустарниках. Вызывать у детей речевую активность, развивать слуховое и зрительное внимание. | Знакомство детей с кустарниками: «Смородина». Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением куста шиповника. Показывает, какие у него листья, - какой они формы, что у него за плоды. Воспитатель спрашивает детей - видели ли они этот кустарник. Затем детям предлагается взглянуть на гербарий и найти среди них лист куста смородины. | |
«Деревья» | Расширять представления о деревьях. Вызывать у детей речевую активность, развивать слуховое и зрительное внимание. | Знакомство с деревьями: На прогулке воспитатель обращает внимание на деревья, которые растут на территории детского сада. Вначале года дети с воспитателем видели, что листья на них зелёные, затем в октябре – сентябре дети с воспитателем отмечали, что листья на деревьях стали менять окраску, листья становились красными, жёлтыми, затем опадали. А зимой деревья становятся голыми. Все эти особенности на прогулке дети с воспитателем отмечали. Практическое занятие на примере дерева – «Дуб» . Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением дуба и рассказывает где оно растёт, какое оно бывает, какие у него листья, плоды, какие у него листья осенью, какие зимой. Затем детям предлагаются несколько иллюстраций - дети должны найти среди них дуб и описать его - какой он. |
Закреплять представления о деревьях. Вызывать у детей речевую активность, развивать слуховое и зрительное внимание. | Знакомство с деревьями: «Клён». Воспитатель показывает изображение клёна и рассказывает где оно растёт, какое оно бывает, какие у него листья, плоды, какие у него листья осенью, какие зимой. Затем детям предлагаются несколько иллюстраций - дети должны найти среди них клён и описать его - какой он. | |
«Времена года» | Расширять представления о временах года. Вызывать у детей речевую активность, развивать слуховое и зрительное внимание. | Знакомство детей с временами года: «Осень – зима». 1) Дети на прогулке с воспитателем наблюдают за особенностями погоды осенью, отмечают изменения в погоде каждый день в дневнике наблюдений. Во время прогулки дети с воспитателем обсуждают явления в природе зимой и осенью. 2) Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением сначала осени. Рассказывает и объясняет, какая природа летом, как летом люди одеваются, какая температура, чем летом занимаются. Спрашивает детей, где они отдыхают летом, что они делают. Затем воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением зимы, говорит о том, что изменилось в природе, как одеваются люди, почему. Затем следует совместная деятельность воспитателя и детей подделка на ватмане «Осенний пейзаж». |
Расширять представления о временах года, вызывать у детей речевую активность, развивать слуховое и зрительное внимание, | Знакомство детей с временами года: Весна – лето». Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации с изображением зимы. Объясняет, как изменилась природа по сравнению с осень и летом. Рассказывает об изменениях в природе, изменениях температуры, изменение в одежде людей, в играх детей на улице. Дети внимательно рассматривают иллюстрации. После этого они переходят к иллюстрациям с изображением весны -воспитатель объясняет что теперь изменилось в сравнении с зимой, какие особенности произошли. Затем следует совместная деятельность воспитателя и детей подделка на ватмане «Зимний пейзаж». | |
Обобщение имеющихся знаний, конструктивные и дидактические игры. Уточнять у детей представления о временах года, учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи, развивать речь. | Дидактическая игра «Времена года» - рассматривание картинок с изображением времён года. Затем с опорой на картинки или по памяти выложить силуэты, подходящие к этому времени года на ковролине. Называя изображение, объясняя свой выбор. | |
Обобщение имеющихся знаний, конструктивные и дидактические игры. Уточнять у детей представления о временах года, учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи, развивать речь | Дидактическая игра «Времена года» - 2 тип игры: рассмотреть большие картинки, узнать и назвать времена года и характерные признаки, выбрать подходящие к данному времени года маленькие карточки. Объяснить свой выбор или назвать явление природы и положить рядом с большой картинкой. | |
«Цветы» | Знакомить детей с цветами. Учить детей навыкам рисования гуашь. Красками, упражнять, развивать моторику рук, учить располагать изображение на листе. | Рисование «Одуванчик и ромашка». Воспитатель демонстрирует картинки с изображением этих цветов. Дети рассматривают внимательно, называют какого цвета один и другой цветок. Затем раскрашивают гуашь, красками подготовленные образцы |
Закреплять представления о цветах. Учить детей соотносить одинаковые изображения. | Знакомство с цветами. Дидактическая игра «Подбери цветок». Детям раздаются большие карточки с изображением цветов (среди них имеются тюльпан, колокольчик, одуванчик, ромашка). Дети должны правильно выбрать маленькую карточку и найти такое же изображение цветка на большой карточке. Маленькие карточки раздаёт воспитатель. | |
«Насекомые» | Знакомить с некоторыми насекомыми. Вызывать у детей речевую активность. | Знакомство с насекомыми (на примере пчелы и бабочки). Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением пчелы и бабочки и рассказывает о насекомых, что они маленькие, красивые, какие у них крылышки, кто из них самый маленький. Затем среди представленных картинок с насекомыми, дети должны найти бабочку и пчелу. |
«Насекомые» | Знакомить с некоторыми насекомыми. Вызывать у детей речевую активность. | Знакомство с насекомыми (на примере мухи и муравья). Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением муравья и мухи. Рассказывает что они маленькие, чем они занимаются кто из них самый маленький. Затем среди представленных картинок с насекомыми, дети должны найти муху и муравья. |
Обобщение имеющихся знаний, конструктивные и дидактические игры. Закрепить знания о насекомых | Дидактическая игра: Лото «Насекомые» (соотнесение изученных насекомых друг с другом). Д/И «Разрезанные картинки - собери насекомого». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательного проекта о воде «Превращения капельки»
Этот материал является частью образовательного тематического проекта о воде. Знакомясь опытныи путем со свойствами воды, дети осознают значение воды для всего живого на земле; начинают понимать, почем...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЕТСКОГО САДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Экологическому образованию детей и взрослых на современном этапе уделяется серьезное внимание, т.к. общество все больше осознает зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования.Научн...
Использование игр и игровых приемов в совместной деятельности с детьми старше - подготовительного возраста с ТНР по развитию познавательно - речевых функций "Волшебный цветок желаний".
Использование игр и игровых приемов в совместной деятельности с детьми старше - подготовительного возраста с ТНР по развитию познавательно - речевых функций "Волшебный цветок желаний". ...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Полезные и вредные продукты »
Формирование представлений у детей о пользе и вреде продуктов питания....
Статья: Особенности формирования представлений о живой природе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Теоретические аспекты исследования дефектологической литературы по вопросам формирования доступных представлений у данной категории детей...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПИКТОГРАММАМИ
В статье представлен опыт работы по формированию представлений о живой природе через работу с пиктограммами у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы к...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего - подготовительного возраста "Жалобная книга природы"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего - подготовительного возраста "Жалобная книга природы"...