Образовательная практика "Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Мы работаем в подготовительной группе, данная тема нас заинтересовала, мы решили реализовать образовательную практику по формированию профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Но, к сожалению, образовательное пространство детского сада имеет мало возможностей для профориентационной работы с воспитанниками. Для расширения возможностей мы обратились к сотрудничеству с учреждением профессионального обучения (Техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства). Так же большим подспорьем, в принятии решения, оказалась, что они принимают на обучение детей с ООП и территориальная близость техникума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_professionalno-trudovyh_predstavleniy.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью»
Тюлькова Елена Михайловна, воспитатель
Шутикова Елена Абузаровна, воспитатель
МБДОУ № 9 «Колокольчик»
e-mail : Tyulkova_Elena@mail.ru
тел. 8-913-596-05-50
Наше учреждение посещают дети с нарушением интеллекта, а это особенная категория воспитанников. В нашей группе обучаются 12 детей с легкой умственной отсталостью подготовительного возраста, из них один ребенок имеет статус ребенок-инвалид.
7 мая 2018 года издан Указ Президента России В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Администрацией ДОО при знакомстве с данным указом, был сделан акцент на направление «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
Так как мы работаем в подготовительной группе, данная тема нас заинтересовала, мы решили реализовать образовательную практику по формированию профессионально-трудовых представлений детей с легкой умственной отсталостью. Ведь одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей с легкой умственной отсталостью, которая осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, с жизнью современного общества, получение навыков общения, но и как знакомство с профессиональной составляющей жизнедеятельности людей - содержание этих знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, его знакомство о труде и профессиях взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, их мыслительные операции развиваются замедленно. Формирование представлений о профессиях у детей с легкой умственной отсталостью актуально и потому, что благодаря им у ребенка формируется положительное отношение к труду, понимание его значимости. При ознакомлении с профессиями взрослых ребенок социализируется – он начинает понимать и регулировать свои поступки. Между тем, детские сады этой теме в работе с детьми с умственной отсталостью уделяют недостаточно внимания, знания о труде взрослых даются эпизодически, и по преимуществу основаны на словесных методах формирования представлений, тем самым уменьшая их возможность узнать о профессиях взрослых.
Для расширения этих возможностей мы обратились к сотрудничеству с учреждением профессионального обучения (Техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства). Так же большим подспорьем, в принятии решения, оказалась, что они принимают на обучение детей с ООП и территориальная близость техникума.
В начале учебного года провели анкетирование родителей «Каким я вижу своего ребенка» и диагностику воспитанников по познавательному и социально-коммуникативному развитию. Анализ анкет родителей выявил, что родители воспитанников имеют завышенные требования к выбору профессии для своего ребенка, а диагностика воспитанников выявила низкий уровень по данным показателям.
Исходя из полученной информации, опросов родителей, бесед с воспитанниками, результатов диагностики. Установили, что родители в будущем хотят видеть своих детей военными, полицейскими, врачами, учителями, а дети мечтают быть балеринами, космонавтами, военными. Но, исходя из заключения ПМПК (умственная отсталость) и нозологии воспитанников многие профессии в будущем будут им не доступны, так как имеют ряд ограничений. Из полученной информации увидели необходимость в информировании родителей о перспективе дальнейшего обучения детей с умственной отсталостью.
Поэтому поставили перед собой цель: создание условий для формирования профессионально – трудовых представлений воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с способностями, психофизиологическими данными и потребностями в доступных им видах деятельности.
Задачи:
- - запустить процессы начального профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей воспитанников;
- познакомить родителей воспитанников с профессиями профессиональных учреждений, доступных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в г. Канске;
- познакомить воспитанников с профессиональной деятельностью в доступных им сферах;
- воспитывать интерес к рабочим профессиям, доступным для обучения детей с ОВЗ в нашем городе;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
На собрании познакомили родителей/законных представителей с практикой, выявили возможность участия родителей в данной деятельности. Так же мы заключили договор о муниципальном взаимодействии с техникумом отраслевых технологий. Далее участниками сетевого взаимодействия был составлен совместный годовой план мероприятий для детей и их родителей. В течение года мы знакомим детей со следующими профессиями: дворник, кухонный работник, пекарь, швея, столяр, слесарь по ремонту автомобилей, штукатур, облицовщик-плиточник. Для родителей будут организованны следующие мероприятия: мастер-класс «Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр»; родительское собрание «Ярмарка профессий предлагаемых учебным заведением техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства» с привлечение методистов с техникума; консультация «Востребованность рабочих профессий на рынке труда»; совместные экскурсии в техникум.
На протяжении месяца воспитанники знакомились с определенной профессией в ДОО. Мы вели беседы; читали художественную литературу; играли в сюжетные игры; просматривали мультфильмы, обучающие ролики; наблюдали за конкретными трудовыми действиями. Заключительным мероприятием в конце месяца является экскурсия в техникум отраслевых технологий. Где педагоги-партнеры проводили с детьми и их родителями: ознакомительные экскурсии по мастерским, вовлекали в практическую деятельность, или же мы наблюдали за конкретными трудовыми действиями студентов.
Дети активно включились в деятельность, у них формируется представление о себе, своих возможностях, своей личной успешности. Полученные знания воспитанники переносят в самостоятельную деятельность (игры, рисунки, лепка, конструирование и.т.д.)
В конце года мы запланировали: выставку рисунков «Все профессии важны»; вручение сертификатов детям участникам; подведение итогов на родительском собрании. Знакомство родителей с выбранной или наиболее заинтересовавшей на данном возрастном этапе профессией детей. Раздача памяток родителям «Поддерживание интереса ребенка к выбранной профессии».
Тесное взаимодействие с партнерами способствует формированию у дошкольников новых профессионально-трудовых представлений, а также помогло создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей с ООП.
Целенаправленная работа по формированию у детей профессионально-трудовых представлений поспособствовала развитию интереса к рабочим профессиям.
Запущен процесс начального профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, возможностей воспитанников.
Родители воспитанников ознакомлены с профессиональными учреждениями, доступными обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в г. Канске.
Сформирован интерес к рабочим профессиям, доступным для обучения детей с ОВЗ в нашем городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
авторская разработка "Чтобы получить награду, математику знать надо!"...
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»;Развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни; Закрепить знания детей о текучести времени,Упражнять детей в...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Тема: "Осень. Игра-драматизация сказки В. Сутеев "Под грибом""
Конспект коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Возраст детей 5-6 лет....
«Формирование профессионально-трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью»
Особенно эта проблема актуальна для детей с умственной отсталостью, ведь познавательные процессы у них формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПИКТОГРАММАМИ
В статье представлен опыт работы по формированию представлений о живой природе через работу с пиктограммами у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы к...
Образовательный проект «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы для детей с ЗПР»
Метод проектов - это метод интегрированного обучения дошкольников, он основывается в первую очередь на интересах детей. Проект предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Толь...