Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Полякова Татьяна Николаевна

Данный маршрут разработан в соответствии с рекомендациями ПМПК и результатами индивидуальной диагностики развития ребёнка. Данный материал можно использовать, как пример и образец при написании образовательного маршрута. Программа расчитана на три квартала одного учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника МАДОУ «Детский сад №6 Солнышко» г. Пестово»

фамилия, имя, отчество ребенка

20  года рождения

с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Разработчики:

воспитатели,

музыкальный руководитель,

руководитель физического воспитания,

старший воспитатель

Маршрут разработан в соответствии с рекомендациями ПМПК и результатами индивидуальной диагностики развития ребёнка.

Характеристика проблем ребенка.

Согласно  заключению ПМПК  и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:

Педагогическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:

-темп выполнения заданий очень низкий;

-при выполнении заданий ребенок нуждается в организационной, стимулирующей и обучающей видах помощи со стороны педагога;

-низкий уровень развития познавательных процессов:

восприятия (цвет, форма, величина);

внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);

мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);

памяти (зрительная, слуховая);

-низкий уровень развития речи;

- низкий уровень развития мелкой моторики, индивидуальная особенность (левша).

- Плохо ориентируется впространстве, времени и на листе бумаги.

Низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития и низкий уровень физического развития.

Дифференцирует понятия «один – много», «большой – маленький», плохо владеет счетом в пределах 10. Имеет представления о форме. Представление о величине слабое. Самостоятельно применять свои знания не может, с трудом определяет и называет время года, признаки.

Пространственные представления не сформированы, испытывает затруднения в выполнении движений в указанном направлении, по словесной инструкции, не умеет определять положение в пространстве по отношению к себе.

Словарный запас ребенка ниже возрастной нормы. Грамматический строй речи, звуковая сторона речи и связная речь так же ниже возрастной нормы, требует развития.

Уровень развития умений и навыков не соответствует возрастной норме. Не умеет правильно держать карандаш, кисть. В рисунке присутствуют отдельно изображенные линии, фигуры. Не умеет закрашивать картинку полностью, не аккуратен. Мелкая моторика слабо развита.

Цель и задачи индивидуального образовательного маршрута

на основе данных педагогической диагностики

Цель:освоение основной образовательной программы дошкольного образования  на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника.

Задачи деятельности ДОУ, реализующей индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) в группе общеразвивающей направленности:

– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

– формирование предпосылок учебной деятельности;

– сохранение и укрепление здоровья;

– коррекция недостатков в физическом и психическом развитии ребёнка;

– создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для ребенка с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;

– формирование общей культуры.

 обеспечивать полноценное развитие ребёнка в период дошкольного детства;

 создавать благоприятные условия развития для Макара в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, способностей и творческого потенциала;

 обеспечивать преемственность обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

 обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования.

Ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы:

  1. Ребёнок имеет хороший уровень работоспособности, умеет произвольно регулировать своё поведение в соответствии с ситуацией.
  2. Ребёнок воспринимает информацию, слышит обращённую к нему речь.
  3. Ребёнок хорошо различает основные цвета.
  4. Ребёнок  умеет моделировать продукт по образцу, собирать изображение из частей.
  5. Ребёнок может ориентироваться в пространстве помещения, в пространстве листа бумаги, может обозначать пространственные представления словами (на, над, под, перед, справа, слева).
  6. Ребёнок  может выделять основные признаки объектов и сравнивать объекты друг с другом по этим признакам.
  7. Ребёнок может называть обобщающим словом группу предметов, может находить объект, не соответствующий данной группе,  может аргументировать свой выбор.
  8. Ребёнок способен запоминать зрительную информацию и воспроизводить её.
  9. Ребёнок может перерисовывать картинку с образца, достаточно точно передавая формы и характер линий
  10. Настроение ребёнка спокойное, эмоциональные реакции адекватные.
  11. Ребёнок с помощью устной речи сможет высказывать свои мысли и желания, чувства. Научится выстраивать диалог с детьми и взрослыми;
  12.  Развитие у мальчика крупной и мелкой моторики
  13.  Проявление любознательности, М. самостоятельно сможет задавать вопросы взрослым и сверстникам, начнет самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Научится наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. У ребенка появится способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  14. 1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности ребенка: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

В режиме предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе. Работа по физическому воспитанию строится таким образом. Чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

● формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

● развитие речи посредством движения;

● управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Этапы реализации

Создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для ребенка с ОВЗ так и для типично развивающихся детей группы.

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Работа по данному образовательному маршруту.

Индивидуальные занятия.

Проведение практических работ,  консультаций с родителями (законными представителями) ребёнка.

Диагностика в начале, середине и конце года.

Использование здоровьесберегающихтехнологий:

- динамические паузы,

- пальчиковая гимнастика (массаж),

- упражнения для глаз,

- дыхательная гимнастика,

- релаксационные паузы,

- музыкотерапия.

Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации ИОМ

ЦЕЛЬ:Решение образовательных задач в ООД и режимных моментах в соответствии с темой недели или проекта по образовательным областям.

Выполнение рекомендаций узких специалистов

1 квартал.

Развитие речи:

Задачи:

1. Обогащение предметного словаря существительных по темам и проектной деятельности этого периода: транспорт, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, Родина.

2.Расширить словарь существительных, прилагательных и глаголов.

3.Составление рассказа-описания по картинке.

Содержание работы.

• Игра «Угадай, когда это бывает?».

• Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки)

• Игра «Какой, какая, какие?»

• Лото «Овощи и фрукты». Домино «Овощи».

•Составление рассказа - описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о своей семье и другие.

Сенсорное развитие.

Задачи:

1. Зрительное восприятие формы.Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета основных и дополнительных цветов, находить их в окружающей обстановке.

3. Развитие мелкой моторики

Содержание работы.

• Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета,чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг …

• Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

• Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

• Игра «Цвет, форма»

• Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»

• Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»

• Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»

• Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

Пальчиковые игры: «Подарок маме», «Ладошки»

Массаж рук «Петушиная семья», «Блины»

Развитие психических процессов.

Задачи:

1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

Содержание работы.

•Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).

• Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»

• Игра «Кубики» (из 6- 9.)

• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4-6 частей)

• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

• Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему  празднику.

• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли.

• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.

•Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.

Формирование мышления

Задачи:

1.Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые). По форме - (круглые, овальные, треугольные)

2. Учить заканчивать по смыслу предложения.

3. Закреплять обобщающие слова по темам.

Содержание работы.

• Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

• Игра «Сгруппируй предметы по форме»

• Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

• Игра «Закончи предложение» -

Я пил молоко из … (чашки);

Я взял зонт, потому что … (идет дождь).

• Игра «Четвертый лишний»

Формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.

2. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах пяти.

3. Упражняем в счете в пределах 5, используя разные анализаторы.

4. Учим пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.

5. Пространственная ориентировка на столе.

6. Временная ориентировка (утро - завтрак, день - обед, вечер - ужин) .

Содержание работы.

• Игра «Один и много»

• Игра «Найди в группе много одинаковых предметов»

• Игра «Принеси несколько предметов»

• Игра «Покажи, каких мало предметов»

• Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом»

• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 5)

• Игра «Найди все цифры (1 2, 3, 4, 5)

• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»

• «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра

Художественно-эстетическое развитие

( музыкальный руководитель Варламова Я.С)

Задачи:

Содержание работы

1.        Дыхательные игры и упражнения

2.        Слушание музыки ……

3.        Музыкально-ритмические движения «….»

4.        Музыкально-дидактическая игра «…..»

Физическое развитие

(инструктор по ФИЗО )

Задачи:

Развитие общей моторики и координации движений

Содержание работы

1.Ползание на животе и на спине.

2.Маршировка, лёгкий бег, подскоки, хождение на ягодицах

3.Ходьба из обруча в обруч

4.Прыжки на двух ногах (до 2м)

5.Бросание мяча из-за головы

6.Подвижные игры:

2 квартал.

Развитие речи:

Задачи:

1. Образование существительных множественного числа от единственного.

2. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

3. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

4. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

(Ребенок – смотрит. Дети – смотрят).

Содержание работы.

  • Игра «Один - много» с мячом.
  • Игра «Назови ласково» с мячом.
  • Игра «Жадина» - моя машина, мой самовар, мое мороженное.
  • Игра «Какой, какая, какие»
  • Игра «Что он делает?»

Сенсорное развитие.

Задачи:

  1. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».
  2. Формировать зрительные способы обследования предметов.

Содержание работы.

  • Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.
  • Массаж кистей рук массажными шариками, хождение по массажным коврикам.
  • Массаж глаз «Наши глазки», «Самолёт», «Листопад».
  • Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».
  • Дидактические игры: «Опиши по памяти», «Выложи по контуру», «Послушай-угадай».

Развитие психических процессов.

Задачи:

1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

Содержание работы.

•Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).

•  «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»

• Игра «Кубики» (из 10.)

• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 7-8 частей)

• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

• Учить загадки, приметы, стихотворение к зимнему  празднику.

• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли.

• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.

•Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.

Формирование мышления

Задачи:

1. Учить пользоваться предметами целевого назначения.

2. Учить составлять и угадывать описательные загадки.

Содержание работы.

• Игра «Что художник перепутал»

• Отгадай загадку.

• Игра «Назови одним словом»

• Игра «Продолжи - это посуда -… ; это овощи - … ; это ягоды…».

• Настольная игра «Лото - магазин»

• Игра «Подбери предметы необходимые зимой».

Формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Продолжать учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.

2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах десяти.

4. Упражняем в счете в пределах 10, используя разные анализаторы.

5. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

Содержание работы.

• Игра «Один и много»

• Игра «Покажи, каких мало предметов»

• С/Игра «Магазин»

• Игра «Найди карточки с одним (до 10) предметом»

• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 10)

• Игра «Найди все цифры (от1 до 10)

• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»

• «Чудесный мешочек» (с цифрами до 10, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом).

  • Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра
  • Нарисовать заданную фигуру в заданном месте на листе бумаги формата А4.

Художественно-эстетическое развитие

( музыкальный руководитель)

Задачи:

Содержание работы

  1. Дыхательные игры и упражнения
  2. Слушание музыки ……
  3. Музыкально-ритмические движения «….»
  4. Музыкально-дидактическая игра «…..»

Физическое развитие

(инструктор по ФИЗО)

Задачи:

Развитие общей моторики и координации движений

Содержание работы

1.Ползание на животе и на спине.

2.Маршировка, лёгкий бег, подскоки, хождение на ягодицах

3.Ходьба из обруча в обруч

4.Прыжки на двух ногах (до 2м)

5.Бросание мяча из-за головы

6.Подвижные игры: «…»

Воспитатель______________

Музыкальный руководитель________________

Инструктор по ФИЗО__________________

Старший воспитатель___________________

Родитель (законный представитель)___________

Дата________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...