Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данный маршрут разработан в соответствии с рекомендациями ПМПК и результатами индивидуальной диагностики развития ребёнка. Данный материал можно использовать, как пример и образец при написании образовательного маршрута. Программа расчитана на три квартала одного учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom.docx | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника МАДОУ «Детский сад №6 Солнышко» г. Пестово»
фамилия, имя, отчество ребенка
20 года рождения
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Разработчики:
воспитатели,
музыкальный руководитель,
руководитель физического воспитания,
старший воспитатель
Маршрут разработан в соответствии с рекомендациями ПМПК и результатами индивидуальной диагностики развития ребёнка.
Характеристика проблем ребенка.
Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:
Педагогическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:
-темп выполнения заданий очень низкий;
-при выполнении заданий ребенок нуждается в организационной, стимулирующей и обучающей видах помощи со стороны педагога;
-низкий уровень развития познавательных процессов:
восприятия (цвет, форма, величина);
внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);
мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);
памяти (зрительная, слуховая);
-низкий уровень развития речи;
- низкий уровень развития мелкой моторики, индивидуальная особенность (левша).
- Плохо ориентируется впространстве, времени и на листе бумаги.
Низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития и низкий уровень физического развития.
Дифференцирует понятия «один – много», «большой – маленький», плохо владеет счетом в пределах 10. Имеет представления о форме. Представление о величине слабое. Самостоятельно применять свои знания не может, с трудом определяет и называет время года, признаки.
Пространственные представления не сформированы, испытывает затруднения в выполнении движений в указанном направлении, по словесной инструкции, не умеет определять положение в пространстве по отношению к себе.
Словарный запас ребенка ниже возрастной нормы. Грамматический строй речи, звуковая сторона речи и связная речь так же ниже возрастной нормы, требует развития.
Уровень развития умений и навыков не соответствует возрастной норме. Не умеет правильно держать карандаш, кисть. В рисунке присутствуют отдельно изображенные линии, фигуры. Не умеет закрашивать картинку полностью, не аккуратен. Мелкая моторика слабо развита.
Цель и задачи индивидуального образовательного маршрута
на основе данных педагогической диагностики
Цель:освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника.
Задачи деятельности ДОУ, реализующей индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) в группе общеразвивающей направленности:
– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
– формирование предпосылок учебной деятельности;
– сохранение и укрепление здоровья;
– коррекция недостатков в физическом и психическом развитии ребёнка;
– создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для ребенка с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;
– формирование общей культуры.
❖ обеспечивать полноценное развитие ребёнка в период дошкольного детства;
❖ создавать благоприятные условия развития для Макара в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, способностей и творческого потенциала;
❖ обеспечивать преемственность обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
❖ обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования.
Ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы:
- Ребёнок имеет хороший уровень работоспособности, умеет произвольно регулировать своё поведение в соответствии с ситуацией.
- Ребёнок воспринимает информацию, слышит обращённую к нему речь.
- Ребёнок хорошо различает основные цвета.
- Ребёнок умеет моделировать продукт по образцу, собирать изображение из частей.
- Ребёнок может ориентироваться в пространстве помещения, в пространстве листа бумаги, может обозначать пространственные представления словами (на, над, под, перед, справа, слева).
- Ребёнок может выделять основные признаки объектов и сравнивать объекты друг с другом по этим признакам.
- Ребёнок может называть обобщающим словом группу предметов, может находить объект, не соответствующий данной группе, может аргументировать свой выбор.
- Ребёнок способен запоминать зрительную информацию и воспроизводить её.
- Ребёнок может перерисовывать картинку с образца, достаточно точно передавая формы и характер линий
- Настроение ребёнка спокойное, эмоциональные реакции адекватные.
- ➢Ребёнок с помощью устной речи сможет высказывать свои мысли и желания, чувства. Научится выстраивать диалог с детьми и взрослыми;
- ➢ Развитие у мальчика крупной и мелкой моторики
- ➢ Проявление любознательности, М. самостоятельно сможет задавать вопросы взрослым и сверстникам, начнет самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Научится наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. У ребенка появится способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- 1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности ребенка: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
В режиме предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе. Работа по физическому воспитанию строится таким образом. Чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
● формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
● развитие речи посредством движения;
● управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Этапы реализации
Создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для ребенка с ОВЗ так и для типично развивающихся детей группы.
Разработка индивидуального образовательного маршрута.
Работа по данному образовательному маршруту.
Индивидуальные занятия.
Проведение практических работ, консультаций с родителями (законными представителями) ребёнка.
Диагностика в начале, середине и конце года.
Использование здоровьесберегающихтехнологий:
- динамические паузы,
- пальчиковая гимнастика (массаж),
- упражнения для глаз,
- дыхательная гимнастика,
- релаксационные паузы,
- музыкотерапия.
Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации ИОМ
ЦЕЛЬ:Решение образовательных задач в ООД и режимных моментах в соответствии с темой недели или проекта по образовательным областям.
Выполнение рекомендаций узких специалистов
1 квартал.
Развитие речи:
Задачи:
1. Обогащение предметного словаря существительных по темам и проектной деятельности этого периода: транспорт, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, Родина.
2.Расширить словарь существительных, прилагательных и глаголов.
3.Составление рассказа-описания по картинке.
Содержание работы.
• Игра «Угадай, когда это бывает?».
• Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки)
• Игра «Какой, какая, какие?»
• Лото «Овощи и фрукты». Домино «Овощи».
•Составление рассказа - описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о своей семье и другие.
Сенсорное развитие.
Задачи:
1. Зрительное восприятие формы.Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета основных и дополнительных цветов, находить их в окружающей обстановке.
3. Развитие мелкой моторики
Содержание работы.
• Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета,чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг …
• Составление бус из геометрических фигур разного цвета.
• Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.
• Игра «Цвет, форма»
• Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»
• Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»
• Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»
• Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.
Пальчиковые игры: «Подарок маме», «Ладошки»
Массаж рук «Петушиная семья», «Блины»
Развитие психических процессов.
Задачи:
1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Содержание работы.
•Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).
• Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»
• Игра «Кубики» (из 6- 9.)
• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4-6 частей)
• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.
• Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему празднику.
• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли.
• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.
•Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.
Формирование мышления
Задачи:
1.Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые). По форме - (круглые, овальные, треугольные)
2. Учить заканчивать по смыслу предложения.
3. Закреплять обобщающие слова по темам.
Содержание работы.
• Игра «Сгруппируй предметы по цвету»
• Игра «Сгруппируй предметы по форме»
• Игра «Сгруппируй предметы по размеру»
• Игра «Закончи предложение» -
Я пил молоко из … (чашки);
Я взял зонт, потому что … (идет дождь).
• Игра «Четвертый лишний»
Формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.
2. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах пяти.
3. Упражняем в счете в пределах 5, используя разные анализаторы.
4. Учим пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.
5. Пространственная ориентировка на столе.
6. Временная ориентировка (утро - завтрак, день - обед, вечер - ужин) .
Содержание работы.
• Игра «Один и много»
• Игра «Найди в группе много одинаковых предметов»
• Игра «Принеси несколько предметов»
• Игра «Покажи, каких мало предметов»
• Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом»
• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 5)
• Игра «Найди все цифры (1 2, 3, 4, 5)
• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»
• «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра
Художественно-эстетическое развитие
( музыкальный руководитель Варламова Я.С)
Задачи:
Содержание работы
1. Дыхательные игры и упражнения
2. Слушание музыки ……
3. Музыкально-ритмические движения «….»
4. Музыкально-дидактическая игра «…..»
Физическое развитие
(инструктор по ФИЗО )
Задачи:
Развитие общей моторики и координации движений
Содержание работы
1.Ползание на животе и на спине.
2.Маршировка, лёгкий бег, подскоки, хождение на ягодицах
3.Ходьба из обруча в обруч
4.Прыжки на двух ногах (до 2м)
5.Бросание мяча из-за головы
6.Подвижные игры:
2 квартал.
Развитие речи:
Задачи:
1. Образование существительных множественного числа от единственного.
2. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.
3. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
4. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.
(Ребенок – смотрит. Дети – смотрят).
Содержание работы.
- Игра «Один - много» с мячом.
- Игра «Назови ласково» с мячом.
- Игра «Жадина» - моя машина, мой самовар, мое мороженное.
- Игра «Какой, какая, какие»
- Игра «Что он делает?»
Сенсорное развитие.
Задачи:
- Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».
- Формировать зрительные способы обследования предметов.
Содержание работы.
- Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.
- Массаж кистей рук массажными шариками, хождение по массажным коврикам.
- Массаж глаз «Наши глазки», «Самолёт», «Листопад».
- Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».
- Дидактические игры: «Опиши по памяти», «Выложи по контуру», «Послушай-угадай».
Развитие психических процессов.
Задачи:
1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Содержание работы.
•Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).
• «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»
• Игра «Кубики» (из 10.)
• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 7-8 частей)
• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.
• Учить загадки, приметы, стихотворение к зимнему празднику.
• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли.
• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.
•Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.
Формирование мышления
Задачи:
1. Учить пользоваться предметами целевого назначения.
2. Учить составлять и угадывать описательные загадки.
Содержание работы.
• Игра «Что художник перепутал»
• Отгадай загадку.
• Игра «Назови одним словом»
• Игра «Продолжи - это посуда -… ; это овощи - … ; это ягоды…».
• Настольная игра «Лото - магазин»
• Игра «Подбери предметы необходимые зимой».
Формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Продолжать учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.
2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.
3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах десяти.
4. Упражняем в счете в пределах 10, используя разные анализаторы.
5. Пространственная ориентировка на листе бумаги.
Содержание работы.
• Игра «Один и много»
• Игра «Покажи, каких мало предметов»
• С/Игра «Магазин»
• Игра «Найди карточки с одним (до 10) предметом»
• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 10)
• Игра «Найди все цифры (от1 до 10)
• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»
• «Чудесный мешочек» (с цифрами до 10, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом).
- Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра
- Нарисовать заданную фигуру в заданном месте на листе бумаги формата А4.
Художественно-эстетическое развитие
( музыкальный руководитель)
Задачи:
Содержание работы
- Дыхательные игры и упражнения
- Слушание музыки ……
- Музыкально-ритмические движения «….»
- Музыкально-дидактическая игра «…..»
Физическое развитие
(инструктор по ФИЗО)
Задачи:
Развитие общей моторики и координации движений
Содержание работы
1.Ползание на животе и на спине.
2.Маршировка, лёгкий бег, подскоки, хождение на ягодицах
3.Ходьба из обруча в обруч
4.Прыжки на двух ногах (до 2м)
5.Бросание мяча из-за головы
6.Подвижные игры: «…»
Воспитатель______________
Музыкальный руководитель________________
Инструктор по ФИЗО__________________
Старший воспитатель___________________
Родитель (законный представитель)___________
Дата________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2018-2019 учебный год
индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2018-2019 учебный год
индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы
материал Подготовительная группа...