КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
статья по коррекционной педагогике

Ловакова  Анастасия Ивановна

В настоящее время огромное внимание в дошкольном образовании уделяется здоровьесберегающим технологиям. В нашем детском саду одной из основных задач на протяжении многих лет является воспитание здорового ребёнка с учётом психологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kineziologicheskih_uprazhneniy.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

А. И. Ловакова

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 22 г. Томска

В настоящее время огромное внимание в дошкольном образовании уделяется здоровьесберегающим технологиям. В нашем детском саду одной из основных задач на протяжении многих лет является воспитание здорового ребёнка с учётом психологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Состав моей группы компенсирующей направленности довольно сложен по диагнозам - 5 детей - инвалидов с диагнозом РАС, ОНР -1, 2, 3 уровней, СДВГ, НСНР тяжелой степени, моторная алалия.

Для достижения результатов обучения, мотивации детей, их общего развития использую в работе различные приемы и виды здоровьесберегающей технологии в том числе. Одним из таких видов, применяемых в работе, являются кинезиологические упражнения. Известный физиолог И.П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».

В работе они представлены в качестве комплексной системы по воспитанию здорового ребёнка, позволяющая адаптировать двигательный режим, внедрять комплексную оздоровительную форму занятий, добиваться существенного оздоровительного эффекта и повышения уровня физической подготовленности, умственного и психолого-нравственного развития детей. Для результативности коррекционно-развивающей работы учитываются определённые условия: упражнения проводятся с детьми ежедневно, от простого к сложному; комплексы упражнений, как правило, включены в НОД, поэтому проводятся утром; обязателmным условием является доброжелательная обстановка; от детей требуются точное выполнение движений и приемов; упражнения проводятся стоя или сидя; длительность занятий по одному комплексу составляет две-четыре недели. Среди этих рекомендаций выделяют также использование музыкального сопровождения, но для нашей группы это исключено. Поскольку группу посещает ребенок с РАС, который не воспринимает звучание музыки дольше 5 минут, при этом обладает музыкальным ритмом и самостоятельно очень любит играть на различных музыкальных инструментах. Кроме этого, хотелось бы отметить, что упражнения для комплексов старюсь подбирать с опорой на календарно - тематическое планирование, которое позволяет закреплять материал тематической недели и способствует расширению словаря.

Для ознакомления с опытом моей работы хотелось бы поделиться некоторыми видами кинезиологических упражнений:

1. Упражнения для развития мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга).

«Ёжик» - поставить ладони под углом друг к другу. Пальцы одной руки

расположить между пальцами другой руки [3, с.7].

«Фонарик» - фонарики зажглись- пальцы выпрямились. Фонарики погасли - пальцы

Сжались [3, с. 6].

2. Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).

“Перекрестное марширование”- шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге [3, с.17].

3. Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата).

“Яйцо” - сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет [4, с. 6].

“Дерево” - сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем [3, с. 16].

4. Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).

“Свеча” - исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха [3, с.17].

5. Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятия, развивают межполушарные взаимодействие и повышают энергетизацию организма).

“Глаз – путешественник” - развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем [3, с. 20].

6. Массаж (воздействует на биологически активные точки).

В своей работе использую различные виды массажа - пальцевой массаж, массаж ладонных поверхностей, массаж шестигранными карандашами, шарики су-джок.

7. Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения).

«Спящий котенок» - веселые, озорные котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиками,

приглаживают шёрстку. Но вот они начали зевать, легли на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно и ровно дышат (расслабление) [5, с. 3].

8. Кинезиологические сказки.

Совершенно недавно открыла для себя эти упражнения и стала активно использовать их в работе.

«В гости к бабушке»

В гости бабушка позвала

Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой)

По дорожке пять внучат

В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу)

Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)

Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)

Чики - брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)

Чики - брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)

Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)

Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)

Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)

Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем

кулак)

Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут [4, с. 14].

Список использованных источников:

1. Веприцкая Ю.Е. Развития внимания и эмоционально - волевой сферы для детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ Волгоград :Учитель, 2011.

2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.

3. http://dou78.ru/sites/default/files/files/sbornik_kineziologicheskih_uprazhnenii.pdf

4. https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/08/29/kineziologicheskie_skazki_i_uprazhneniya.docx

5.https://smirnov-dmmadou22.edumsko.ru/uploads/40000/39975/section/964568/relaksacionnyj_kompleks.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности << Путешествие в осенний лес>>

Воспитатель разновозрастной старшей- подготовительной группы компенсирующей направленности МДОУ ДСКВ №2 п.Комсомолец: Салова Елена Анатольевна.Задачи:Учить детей подбирать признаки к слову «осен...

Комплексно-тематический план подготовительной группы компенсирующей направленности

Комплексно - тематический план поможет воспитателям подготовительной группы компенсирующей направленности написать календарные планы и проводить ООД....

Комплексно-тематическое планирование старшая группа компенсирующей направленности

Комплексно-тематическое планированиестаршая группа компенсирующей направленности...

Комплексное НОД в старшей группе компенсирующей направленности с применением игровой логопедической мозаики «Дары Фребеля» Тема: «Весна»

Комплексное НОД в старшей группе компенсирующей направленности с применением игровой логопедической  мозаики  «Дары Фребеля» Тема: «Весна»  04.04.2019Цель: ...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Комплексно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью второго года обчения

Комплексно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью второго года обчения...