Динамический час для педагогов "Развитие общей моторики, как средство речевого развития у детей с речевыми нарушениями"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Мурзина Екатерина Михайловна

 Статья содержит практический материал по развитию общей моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dinamicheskiy_chas_s_pedagogami_.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово

Динамический час с педагогами

«Развитие общей моторики, как средство речевого развития у детей с речевыми нарушениями»

Подготовила:

Мурзина Е.М.

инструктор по физической культуре

декабрь 2022 г.


Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.  Пусть он работает, действует, бегает –пусть он находится в постоянном движении».

Ж.-Ж. Руссо

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах физического развития старших дошкольников с ОНР.

  1. Вводная часть

Уважаемые педагоги! Сегодня я хочу обратить ваше внимание, что развитие общей моторики, как средство речевого развития у детей с речевыми нарушениями очень тесно связано.

  1. Блиц-опрос по  общей моторики:

 1.С какого возраста можно делать пальчиковую гимнастику?

Ответ: Упражнения для пальчиков можно выполнять с 3-месячного возраста ребенка. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. 

  1. Для чего необходимо делать пальчиковую гимнастику?

Ответ: Пальчиковая гимнастика развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша. Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.

  1. Перечислите, в какое время режимных моментов можно проводить разные виды гимнастик?

Ответ: А) В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми.

Б) Физкультминутка – кратковременные физические упражнения – проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения.

В) Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.

Г) Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет является обязательным элементом ежедневных занятий. Для ее проведения можно использовать коротенькие стихотворения  про детей или животных.

Д) Гимнастика для глаз проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;

- гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;

- гимнастика проводится в течение 2-3 минут;        

Е) Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию.

4.Нравиться ли детям выполнять физкультминутки и почему?

Ответ: Физкультминутки в детском саду применяются достаточно широко, так как являются наиболее интересной и эффективной формой активного отдыха во время проведения малоподвижных занятий с детьми дошкольного возраста. Малыши всегда с удовольствием выполняют разнообразные кратковременные физические упражнения в перерывах между занятиями, так же, как и во время самого процесса обучения.

5.Должен ли текст пальчиковой гимнастики соответствовать движениям?

Ответ: да.

6. Должен ли текст пальчиковой гимнастики соответствовать времени года?

Ответ: Да.

Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением.

Моторика очень важна для ребенка. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. Одно из распространенных заблуждений родителей в том, что главное в развитии ребенка – это интеллект. Часто недооценивается значение двигательного развития детей. У дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием и интеллектуальным. В дошкольные года дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности.

Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать малышу осваивать новые движения.

Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным отдыхом в выходные дни, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и он будет малоподвижным.

II. Практическая часть

Игры с воспитателями

Развитие общей моторики.

Упражнения на повышение уровня активации

Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность. (Например: Игра «Части тела», Игра «Руки, плечи, уши, нос»

Игра «ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ»

Цель: координация речи с движениями, уточнение названий частей тела.

Проговаривание стихотворения сопровождается чётким указанием на упоминаемую часть тела, развитие памяти.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.        

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Это самомассаж ушных раковин; самомассаж головы; общий массаж ног  (поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней) и т.п. (Например:

Массаж тела «Черепаха»

Слова                                                              Действия

Шла купаться черепаха                  Дети выполняют лёгкие пощипывания пальцами: рук,

И кусала всех от страха:                                  ног, груди.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. Например:

«Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

«Снеговик». Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они

только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант «растаять», начиная с ног.

«Кощей бессмертный». Исходное положение - сидя на полу на коленях и на

пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

Упражнения для развития  крупной моторики, формирования ощущения границ  своего тела и его положения в пространстве.

«Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову

подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться

Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками.

«Повтори движение» Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает,

поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним (усложняя: менять темп, вводить запрещенные движения…

Упражнения для развития пространственных представлений.

«Телевизор». Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).

«Найди клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: «сделай два шага вперед, один направо...» и т. п.).

Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.).

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

 Пальчиковая гимнастика для детей дошкольников.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные). (например:

«Мебель»

Пальчики мы загибаем,

Стулья быстро мы считаем:

Один стул, два стула, три стула,

Четыре стула, пять стульев,

Шесть стульев, семь стульев,

Восемь стульев, девять стульев, десять!

Ритмично сжимать – разжимать пальчики на обеих руках одновременно.

Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца на левой руке и заканчивая мизинцем на правой руке.

Ведущий:  Вывод:

Занятия моторикой послужат хорошим подспорьем в гармоничном развитии ваших детей. Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. «Всему свое время» — это означает, что развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в положенный срок.  

III Заключительная часть

Рефлексия «Зарядка»

Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

 - поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.

Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Динамика освоения адаптированной образовательной программы (ОО «Речевое развитие») по результатам диагностики речевого развития учителем-логопедом

Результативность работы учителя-логопеда в 2019-2020 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет

Задачи: Образовательные: Учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, умению составлять рассказ по сюжетным картинкам, используя графические схемы и наглядные опоры.Развивающие...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАРУШЕНИЕ СЛУХА) НА УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАРУШЕНИЕ СЛУХА) НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОДГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ2 подгруппа (слабослышащие ЗПР, 4 г/обучения, глу...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...