«Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей».
консультация по логопедии (старшая группа)
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
"О, как же ты красива"
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают возможность общения друг с другом. Трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. А заинтересовать ребенка можно с помощью игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.docx | 46.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей».
«Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей»
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст – это благодатная пора для развития речи. Основной вид деятельности дошкольного возраста - это игра. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя.
Игра – это не только развлечение, но и творческий труд ребенка. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.
Дидактические игры являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребенка.
Задачи речевых игр:
- Развитие зрительно-слухового внимания
- Увеличение лексического словаря, работа с грамматическими конструкциями
- Развитие общих речевых навыков
- Развитие фонематических представлений
- Развитие связной речи
- Развитие общей речевой моторики
Дидактические игры и упражнения – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно правильного произношения.
Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые ставятся в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.
Речевые игры подбираются в соответствии с возрастом дошкольников. Особое внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий детей.
Речевые игры – это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.
Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
Организация речевых игр:
- игры не должны быть длительными по времени;
- должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;
- игра должна быть живой, интересной, занимательной для ребенка;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей;
- развивать в игре навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание;
- педагог принимает непосредственное участие в игре. Степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры.
Все речевые игры можно разделить на группы:
- по формированию правильного звукопроизношения;
- по развитию фразовой речи;
- по формированию грамматического строя речи;
- по развитию связной речи.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр; в играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Игры на развитие зрительно-слухового внимания:
Игра «Оркестр», «Что звучит?»
Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.
1 вариант. Педагог воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.)Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.
2 вариант. У педагога большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно педагогпоказывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.
Игра «Определи, где звучит?», «Кто хлопал?»
Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.
1 вариант Дети закрывает глаза. Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.
2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.
Игра «Найди пару», «Тихо – громко»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.
1 вариант. У педагога звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.
2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагога стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.
Игра «Найди картинку»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Ход игры: педагог раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
Игра может проводиться в двух вариантах:
а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,
б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
Игра «Хлопки»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Ход игры: педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Игры на увеличение лексического словаря, работа с грамматическими конструкциями
Игра «Из чего сделано? »
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры: варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
Игра «Чей, чья, чьё?»
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры: Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
Игра «Какой бывает?»
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
Игра «Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
Ход игры:- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой (холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух(кукарекает),тигр(рычит), мышь(пищит), корова(мычит) .
Игра «Один –много»
Цель: дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры: взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Игры на развитие общих речевых навыков (речевое дыхание, арт. гимнастика, дикция)
Игра «Осенние листочки»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев.
Ход игры: педагог с детьми рассматривает листочки, называют, определяют цвет.
Дети стоят напротив листочков.
Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки». (Повторяем 3-5 раз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
«Чудесная мозаика. Модульная аппликация, как компонент деятельностного метода, влияющего на творческое развитие и восприятие окружающего мира у детей с ОНР».
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста
Конспектитоговой интегрированной организованной образовательной деятельностипо речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация)на тему: «Теремок»для де...
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....
Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития.
На появление истановление речи природа отводит человеку очень мало времени ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фун...
Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.
Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....