Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей.
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Орехова Светлана Ивановна

В докладе рассматриваются вопросы развития речи дошкольников через игровую деятельность. Показаны эффективные игровые приёмы оказывающие положительное влияние на развитие речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей»

          Развитие речи является неотъемлемой частью различных видов деятельности ребенка, улучшает их качество и сама по себе становится более разнообразной. Чем более разнообразна и правильна речь ребенка, тем проще ему выражать свои мысли, тем шире его возможности для понимания окружающего мира, более полноценными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, его поведение и, следовательно, его личность в целом. Наша цель - воспитать свободную личность, способную к качественному общению.

Что же нужно для того, чтобы ребёнка, умеющего говорить, научить разговаривать?

1. Важным элементом для развития ребенка является развивающая среда, в которой он находится. Как отметила Елизавета Ивановна Тихеева, в пустых стенах ребенок не сможет развивать свою речь. Поэтому в каждой возрастной группе необходимо создать предметно-пространственную среду, которая будет насыщена различными материалами и предметами, способствующими удовлетворению важных жизненных потребностей ребенка: познавательных, двигательных и коммуникативных. В группе также должны быть разнообразные виды театров, книги, иллюстрации, игры, аудио- и видеоматериалы, которые будут способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей.

  2. Широкая речевая практика.

Дети должны иметь возможность общаться с разными людьми: взрослыми, сверстниками, детьми старше и младше себя. Различные мероприятия, такие как совместные праздники, театрализованная деятельность, выставки, походы в гости, шефство над младшими детьми, обмен подарками и сюрпризами, помогают им в этом. Также важно, чтобы дети общались с разными взрослыми, не только с работниками детского сада, например, с артистами детских театров, военнослужащими, ветеранами войны и труда, выпускниками детского сада прошлых лет и учителями школы.

3. Детское речевое творчество.  

                                                                                                                                  Необходимо создавать условия, чтобы дети могли развивать свою творческую и продуктивную речевую деятельность. Это может быть достигнуто через написание сказок и историй, составление загадок и рифмовок. Такая творческая деятельность помогает развивать у детей любознательность и чуткость к слову. В процессе совместной творческой речевой деятельности дети учатся интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей, что помогает им стать более общительными, преодолевать застенчивость и развивать уверенность в себе.

    Главная занятие детей дошкольного возраста - игра. Во время игры дети изучают не только мир вокруг себя, но и себя самих, своё место в этом мире. Игра - это не только развлечение, но и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. Поэтому игра играет важную роль в развитии речи у детей дошкольного возраста. Между речью и игрой существует взаимосвязь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже с раннего возраста, когда у ребенка появляются новые слова, он начинает использовать их для называния предметов, делится своими мыслями и постепенно речь становится неотъемлемой частью игры, дополняя и расширяя действия ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети часто создают целые игровые сценки с помощью слов.   

      Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

Для речевого развития используют все виды игровой деятельности.

  1. Экспериментальные игры.

         Исследование речи и проведение экспериментов тесно связаны друг с другом. Основное преимущество метода опытов заключается в том, что он позволяет детям получить реальное представление о различных аспектах изучаемого объекта и его взаимодействия с другими объектами в окружающей среде. В процессе опытов у ребенка развивается память, активизируются мыслительные процессы, возникает необходимость в выполнении операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Игры-экспериментирования способствуют развитию мелкой моторики и тактильных навыков. Все это способствует развитию речи. Например: «Сколькими способами может передвигаться человек?» «Сколькими способами можно есть хлеб?» и т. д

  1. Игры с правилами

         Игра с правилами требует участия нескольких партнеров и отличается от других видов деятельности дошкольника, таких как режиссерская игра, продуктивная деятельность и экспериментирование, которые могут быть выполнены самостоятельно. Основная цель игры с правилами - это особое взаимодействие между участниками.

  1. Дидактические игры.

       Эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. Они подразделяются на: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

      Во время игр настольного типа дети учатся и закрепляют свои знания, используя изображения на карточках, а не реальные предметы. К таким играм относятся лото, домино, парные карточки и рассматривание картинок на кубике. Занятия с кубиком помогают развивать мелкую моторику пальцев, что влияет на развитие речи. Большую роль в развитии речи детей играют словесные и обучающие(дидактические) игры. В словесно-обучающей игре дети учатся мыслить о предметах, которые они не видят и с которыми не взаимодействуют в данный момент. Эта игра помогает детям использовать свои представления о ранее увиденных предметах для решения задач.

 «Волшебные диски»

Пособие «Волшебные диски» можно изготовить своими руками. Подобие кругов Луллия - это серия дидактических игр для развития связной речи и обучения грамоте. Удобное в использовании. Пособие окажет помощь в формировании у детей слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.

  • Дидактическая игра «Подбери рифму».
  • Дидактическая игра «Составь предложение».
  • Дидактическая игра «Составь слово».
  • Дидактическая игра «Подбери букву».

Игра-тренажер

            Игра-тренажер по звуковому анализу слов «Подбери схему». Набор пластиковых яиц с картинками и звуковыми схемами. Известно, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи.

           В играх со словами дети учатся описывать предметы, угадывать их по описанию, находить сходства и различия, группировать их по разным признакам, находить аналогии в высказываниях, придумывать сказки с использованием вымышленных сюжетов и т.д. Игровые действия в словесных играх развивают слуховое внимание, способность слушать звуки; стимулируют повторение одних и тех же звуков и слов, что помогает правильно произносить их. Дети должны слышать речь, адресованную им, и сами должны говорить. Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, помогают им постепенно расширять свой пассивный словарный запас. Пополнение пассивного словарного запаса происходит быстрее, чем активного, даже если дети уже умеют говорить. Это происходит благодаря речи, которую они слышат. Поэтому педагогу не следует произносить лишние слова, но он также не должен ограничивать детей восприятием содержательных и развивающих слов, которые способствуют развитию их активной речи.

Мы подбираем такие варианты игр, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все НОД и режимные моменты мы включаем речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре, обращаем внимание на то, как закончить игру. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи мы проводим такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу,  выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д. Одно из направлений нашей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи,  синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для  этого мы используем лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать,  самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки. Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому мы предлагаем детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

С предметами. Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей  особое значение придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.  

    Есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества.

          2.2 Игры с правилами, которые помогают развивать язык детей. Объяснение правил игры и обсуждение их с детьми способствует развитию их языка. Хорошо, когда старшие дети могут ясно объяснить правила игры новым детям. Иногда можно предложить всем детям рассказать о том, как играть в игру вместе. Особенно важны игры, в которых используются стихи или тексты, которые указывают на действия в игре (например, "Совушка", "Вороны и собачка", "Лохматый пес"). Воспитатель четко и выразительно читает стихи перед началом игры, а в процессе они могут быть прочитаны несколько раз. Дети быстро запоминают текст и могут читать его сами во время игры. Например, при помощи считалки дети выбирают водящего или повторяют четверостишия несколько раз. Благодаря таким лингвистическим играм дети формируют культуру общения и речи, учатся правильно ставить ударения в словах, четко произносить и правильно формулировать свои мысли.
        Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как  «Гуси – гуси», «Два мороза», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.

Используем хороводные игры и игры с пением, которые способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобными играми формируем также произвольное запоминание текстов и движений.

  1. Творческие игры.

          Ребенок в творческой игре подобен артисту, который самостоятельно придумывает слова и действия для своей роли. Он также является зрителем и декоратором, создавая картины и костюмы, используя игрушки-заместители. Творческая игра позволяет ребенку лучше понять мир через игру, дает ему жизненный опыт, помогает развивать речь и расширять словарный запас. Она является неотъемлемой частью детства, начиная с первых лет и достигая своего пика в дошкольном возрасте. Ребенок в игре изображает различные события, которые он видит или слышит, и играет роль, которую выбирает сам. Игра соответствует особенностям мышления и эмоциональной сферы ребенка, позволяя ему выразить свои мысли, чувства, мечты и желания в образной форме.

3.1 Сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой дети выражают свои мысли и чувства через события и роли, которые они играют. Она позволяет детям проявить свою творческую сторону и развить свои способности, а также положительно влияет на развитие речи. Во время игры дети разговаривают с игрушками, выражают свои мысли и чувства, подражают различным звукам. Таким образом, сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевой активности у детей. В процессе игры мы должны искренне вживаться в роли, чтобы вызвать эмоции у ребенка и заставить его сопереживать.

 Для того, чтобы развить у детей речь, важно подбирать разнообразные игрушки для сюжетно-ролевой игры, такие как куклы, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, машины и т.д. Кроме этого, помимо сюжетных игрушек, которые представляют уменьшенные версии реальных предметов, можно использовать и заменители, такие как палочки, кубики, шарики и т.д. Это помогает детям осознать, что можно использовать карандаш вместо градусника или кубик вместо мыла. В процессе игры дети учатся переименовывать предметы и сообщать об этом другим играющим. Таким образом, в игре, помимо речи, которая соответствует роли, появляется еще и речь, которая помогает согласовывать совместные действия.

3.2 Театрализованные игры. Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы.

 Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи ребенка:

- словаря;

- грамматического строя;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи;

Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

-  игры – драматизации;

- режиссерские игры.

        В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

         В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

Мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

3.3 Строительно-конструктивные игры и сюжетно-ролевые игры имеют много общего. Они оба используют окружающую жизнь в качестве источника вдохновения и объединяют детей на основе общих интересов и совместной деятельности. Однако, есть важные различия между ними. В сюжетно-ролевых играх дети отражают разнообразные явления и осваивают взаимоотношения между людьми, в то время как в строительно-конструктивных играх основное внимание уделяется творчеству и созданию конструкций. В любом возрасте важно предоставлять детям возможность играть с построенными конструкциями, используя мелкие игрушки, такие как машинки, фигурки животных и людей. Также можно использовать игрушки, собранные из конструктора.

           

    Немаловажным условием является выбор тематики игр с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Например, во второй младшей группе – ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд, загородки для животных, птиц и т.д.; в средней группе – двухэтажные дома, пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост, железная дорога и поезд и т.д.; в старшей группе – самолет, разные автомобили, улица, детский сад, зоопарк, пароходы разные, мосты пешеходный и автомобильный и т.д.; в подготовительной группе  - сказочные домики, железнодорожный вокзалы, театр, многоэтажные дома,  и т.д.

3.4 Народные игры

На помощь в становлении речи нам  приходят традиционные игры забавы. Игры – потешки, скороговорки, веселые стишки, песенки. Благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по-своему дидактическому наполнению. Используются хороводные игры и игры с пением, которые способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобными играми формируем также произвольное запоминание текстов и движений.

 Нужно учесть требования к речевым играм с малышами 1-2 лет:

  1. Потешки должны включать в себя повторения одного и того же слова или слога - «Котя-котенька-коток», «Катя-Катя маленька! Катенька удаленька», «Ай-люли-люли-люли», «Ай-да, ай-да» и т.д.
  2. Эти повторяющиеся слова или слоги должны быть очень простыми для произнесения. Например, потешка со словами «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для забавы, чем для развития речи, т.к. малыш еще не может произнести эти слоги. А вот повторение слогов типа «кап-кап-кап», «га-га-га», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т.д. ему вполне по силам.
  3. Повторяющийся слог или слово должны быть в сильной позиции т.е. должны находиться либо в начале предложения, либо в его конце. Именно слова в сильной позиции очень хорошо выделяются ребенком на слух и стимулируют малыша к их повторению.
  4. Потешка должна предусматривать игру с малышом - изображение действий, сопровождение ходьбы, прыжков, игр в прятки и т.д.
  5. Слова потешки должны произноситься ритмично, четко, в спокойном темпе, с выделением нужных слогов (для этого гласную нужно тянуть и артикулировать звуки несколько утрированно, подчеркнуто четко).

4. Игры для улучшения мелкой моторики. Начало verbal выражения у ребенка происходит, когда движения его пальчиков становятся достаточно ловкими. Руки малыша создают основу для дальнейшего формирования речи. В нашей практике мы применяем игры с пальцами, которые способствуют установлению коммуникативных связей через физическое взаимодействие, эмоциональное ощущение и зрительный контакт. Эти активности имеют образовательное значение, так как позволяют детям осознать свои пальцы и ладони, а также помогают сформировать представление о своем теле.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

— пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

— предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

— игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

— самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

        Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они показывают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

       Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

                  Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

         Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

        Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

       Все игры универсальны и их разнообразие, и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело и интересно.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.

7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.

8. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.

9. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.

10. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.

11. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

12. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.

13. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектитоговой интегрированной организованной образовательной деятельностипо речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация)на тему: «Теремок»для де...

Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития.

На появление истановление речи природа отводит человеку очень мало времени ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фун...

«Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей».

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток и восклицать:"О, как же ты красива"Речь - великий дар природы, благодаря которому люди...

Консультация для педагогов на тему: «Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей».

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли....