Консультация для педагогов на тему: «Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей».
консультация
Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_organizatsiya_igr_s_doshkolnikami.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»
Консультация для педагогов на тему:
«Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития.
Игры, влияющие на речевое развитие детей».
Выполнил воспитатель:
первой квалификационной категории
Мельникова Т. А.
2022 год
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей ДОУ. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому необходимо рассматривать развитие речи у детей дошкольного возраста как одну из важных задач развития речи. Дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФГОС ДО. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность детей, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Считается, что игра самое щадящее, комфортное обучение детей. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Существуют нетрадиционные формы проведения образовательной деятельности с детьми. Это занятия-соревнования, литературные викторины, занятия-фантазии, занятия-путешествия. Кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т.д. Занятие, построенное на сюжете, когда сюжетная линия игры и решает задачи обучения. Дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории.
Для повышения эмоциональной активности детей используются сюрпризные моменты, проблемные, а также игровые и воображаемые ситуации. Разыгрываются микро сценки, несущие детям познавательную информацию. В них с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки. И даже самый молчаливый и застенчивый ребёнок рассказывает свою историю о животном, игрушке роль которого он играет.
Создание развивающей предметно-пространственной среды на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда. Поэтому постоянно должно идти обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности. Это разнообразные пособия и игры, как промышленного производства, так и сделанные своими руками. В центре речевого развития желательно иметь пособия для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства со звуками и буквами.
В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.
Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.
Картотека речевых игр для детей разного возраста
Речевые игры в ДОУ и садах подбираются в соответствии с возрастом дошкольников. Ниже представлены примеры упражнений по группам, которые способствуют речевому развитию детей дошкольного возраста.
Речевые игры для детей 3-4 лет
«Что звучит?»
Цель: познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
«Громко – тихо»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомились.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Речевые игры для детей 4-5 лет
«Подбери словечко»
Оборудование: мяч.
Ход игры: Педагог бросает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.
1. Огурец — это… овощ.
2. Банан — это… фрукт.
3. Медведь — это… животное.
4. Ворона — это… птица и т. д.
«Рассказ про собачку»
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку сочинить рассказ про его любимое животное, например, про собачку. Мама или папа начинает предложение, а ребёнок должен закончить.
«На лежанке спит (кто) собачка. Мы насыпали корма (для кого) для собачки. Косточку тоже дадим (кому) собачке. Мы смотрим (на кого) на собачку. Мы любуемся (кем) собачкой. Мы сейчас говорили (о ком) о собачке».
«Составь предложение»
Оборудование: сюжетные картинки по временам года.
Ход игры: Педагог и ребёнок рассматривают картинку. Педагог задаёт вопросы, а ребёнок должен ответить на них, используя слово «чтобы».
- Для чего мальчик везет санки? — Мальчик везёт санки, чтобы скатиться с горки.
- Для чего девочка надела шубу? — Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло, чтобы она не замёрзла.
- Для чего дети пришли на пляж? — Дети пришли на пляж, чтобы искупаться, позагорать.
Речевые игры для детей 5-6 лет
«Подбери словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"… (мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.
«Кто кого обгонит?»
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.
Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
- Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
- Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
- Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Речевые игры для детей 6-7 лет
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребенку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
- Приятель - друг - враг;
- Грусть – радость – печаль;
- Еда – очистки – пища;
- Труд – завод – работа;
- Танец – пляски – песня;
- Бежать – мчаться – идти;
- Думать – хотеть – размышлять;
- Шагать – сидеть – ступать;
- Слушать – глядеть – смотреть;
- Трусливый – тихий – пугливый;
- Старый – мудрый – умный;
- Бестолковый – маленький – глупый;
- Смешной – большой – огромный.
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
«Цветок красный, а цветочек красненький».
Далее мы произносим только часть фразы, а ребенок ее заканчивает.
- Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
- Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
- Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
- Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
- Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
- Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
- Дом низкий, а домик … (низенький).
- Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
«Кто у кого»
Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.
Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).
- Назови животных и их детенышей.
- Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?
Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В этих играх имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству. Она способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
Содержание проводимых мною театральных занятий включает себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сценок и сказок;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Строительно-конструктивные игры.
В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко — низко, направо — налево, вверх-вниз, длинный — короткий и т.д.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Дидактическая игра создается специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.
Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников. Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух, прививают интерес и любовь к языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по теме «Организация работы по музыкальному развитию детей в проектной деятельности»
Как организовать работу по музыке с использованием проектной деятельности...
Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит кажд...
Консультация для педагогов на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
В данной публикации описываются формы и методы работы с дошкольниками по организации опытно-экспериментальной деятельности....
Консультация для педагогов на тему: «Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой»
Консультация для педагогов на тему: «Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой»...
Консультация для педагогов по теме "Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов по теме "Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов на тему: «Организация двигательного режима дошкольников в летний период»
Консультация для педагогов на тему: «Организация двигательного режима дошкольников в летний период»...
«Организация игр с дошкольниками в целях их речевого развития. Игры, влияющие на речевое развитие детей».
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток и восклицать:"О, как же ты красива"Речь - великий дар природы, благодаря которому люди...