Модели инклюзивного образования в ДОУ
статья по коррекционной педагогике
С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuziya_sasovskaya_.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Модели инклюзивного образования в МДОАУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» г. Орска
С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику. Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. “Особые” дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе. В соответствии со ст.44 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать формы получения образования и организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Таким образом, ребенок с особыми образовательными потребностями может получать образование в обычном образовательном учреждении.
В образовательный процесс ОУ включены дети разных категорий (в том числе и с ОВЗ , у нас 25 детей инвалидов), разных возрастных норм ( от 2 до 7 лет). На базе нашего ОУ открыты группы для детей с нарушением слуха, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, группы кратковременного пребывания для детей со сложносочетанными диагнозами. Учитывая особенности их развития, в ДОУ была выстроена модель инклюзивного образования.
Модель инклюзивного образования основана на предоставлении вариативных форм обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями, что позволяет родителям с детьми сделать выбор образовательных услуг по медицинским и психолого-педагогическим показаниям.
Построение инклюзивного процесса выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:
- беседа и анкетирование родителей;
- диагностика развития ребенка с ОВЗ;
- наблюдение за поведением в группе;
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.
Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении, прогулки);
- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
По уровню включения ребенка в образовательный процесс мы можем в нашей ОО условно обозначить следующие виды инклюзии: точечную, частичную, полную.
«Точечная инклюзия» - ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. Этот вид характерен для детей групп кратковременного пребывания. Эти дети имеют несколько сложных диагнозов и по состоянию здоровья не могут находиться в группе сверстников. Дети занимаются индивидуально со специалистами, а для социализации приглашаются на кратковременные прогулки, праздники, концерты вместе с родителями.
Еще данный вид инклюзии у нас практикуется в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети этой группы включаются во взаимодействие с детьми общеразвивающей подготовительной группы ДОУ. Дети с ДЦП являются всегда не только гостями, но и активными участниками совместных мероприятий. Педагогами были разработаны и внедрены проекты « Рождественский ангел», « Троица», « Ах картошка» и другие , при участии как детей, так и родителей. Дети подготовительной группы взяли шефство над детьми с ОВЗ.
«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме неполного дня или неполной недели ( по решению ППМК). Ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. Этот вид инклюзии тоже активно применяется в нашем ДОУ в группе для детей с нарушением опорнодвигательного аппарата. Дети могут находиться в группе как самостоятельно, так и в сопровождении родителей.
«Полная инклюзия» - посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня. У нас в учреждении это дети с кохлеарным имплантом. После проведенной работы, в группе компенсирующей направленности, ребенок по решению ППк переводится в группу общеразвивающей направленности. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. С ним продолжают заниматься специалисты – учитель- дефектолог, сурдолог, педагог-психолог по индивидуальным образовательным маршрутам .
Важным моментом является междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения, наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля: психолог, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, сурдолог, воспитатели. Все специалисты ОО имеют высшее специальное образование. Для эффективной работы в условиях инклюзии выстроены схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы зависят от состава детей инклюзивной группы, и определяются сочетанием индивидуальных образовательных маршрутов и Образовательной программы.
Междисциплинарный подход выражается и в таких вещах, как: опора на единую концепцию в понимании развития ребенка; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.
В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется и индивидуально, и фронтально. Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на подготовку воспитателей для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, формирование социального интереса к этим детям. Также на работу с семьей ребенка.
Чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОО создан ППк, куда входят следующие специалисты: старший воспитатель , педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель. Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ППк ДОО проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце), так и внепланово (по запросу).
В настоящий момент инклюзивное образование в ДОУ направлено не только на то, чтобы снабдить детей определенным багажом знаний, умений, навыков, но и воспитать у них толерантность, как основу их жизненной позиции. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование представляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями – это замечательная попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при дальнейшем обучении в школе.
Список литературы
1.Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. - Электрон, текстовые данные. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. - 248 с.
2.Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт [Текст] / авт.-сост. А. А. Наумов., В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 147 с.
3. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М.: ВЛАДОС, 2006.
4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с
4.Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:
Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....
Создание условий для реализации модели инклюзивного образования в ДОУ
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаютс...
"Современные модели инклюзивного образования в ДОУ"
Презентация...
Проект "Островок Надежды" по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями
Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образовани...
Модель инклюзивного образования в МБДОУ
Обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ в ДОУ с учетом их возможностей, индивидуальных психофизических особенностей необходимого для максимальной адаптации и включенности в соци...
Модель инклюзивного образования МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска
Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психич...