Модели инклюзивного образования в ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Сасовская Любовь Юрьевна

С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_sasovskaya_.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Модели инклюзивного образования в МДОАУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» г. Орска

С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику. Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. “Особые” дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе. В соответствии со ст.44 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать формы получения образования и организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, ребенок с особыми образовательными потребностями может получать образование в обычном  образовательном учреждении.

В образовательный процесс ОУ включены дети разных категорий (в том числе и с ОВЗ  , у нас 25 детей инвалидов), разных возрастных норм ( от 2 до 7 лет). На базе нашего ОУ открыты группы для детей с нарушением слуха, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи,  группы кратковременного пребывания для детей со сложносочетанными диагнозами. Учитывая  особенности их развития, в ДОУ была выстроена модель инклюзивного образования.

Модель инклюзивного образования основана на предоставлении вариативных форм обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями, что позволяет родителям с детьми сделать выбор образовательных услуг по медицинским и психолого-педагогическим показаниям.

Построение инклюзивного процесса выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:

- беседа и анкетирование родителей;

- диагностика развития ребенка с ОВЗ;

- наблюдение за поведением в группе;

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.

Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении, прогулки);

- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);

- фронтальные занятия;

- детско-родительские группы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс мы можем в нашей ОО условно обозначить следующие  виды инклюзии: точечную, частичную, полную.

«Точечная инклюзия» - ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. Этот вид характерен для детей групп кратковременного пребывания. Эти дети имеют несколько сложных диагнозов и  по состоянию здоровья не могут находиться в группе сверстников.  Дети занимаются индивидуально со специалистами, а для социализации приглашаются на кратковременные прогулки, праздники, концерты вместе с родителями.

Еще данный  вид инклюзии у нас практикуется в группах для детей с  нарушением опорно-двигательного аппарата.  Дети этой группы включаются во взаимодействие с детьми   общеразвивающей подготовительной группы ДОУ. Дети с ДЦП являются всегда не только гостями, но и активными участниками совместных мероприятий.  Педагогами были разработаны и внедрены проекты « Рождественский ангел», « Троица», « Ах картошка» и другие , при участии как детей, так и родителей. Дети  подготовительной группы взяли шефство над детьми с ОВЗ.

«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме неполного дня или неполной недели ( по решению ППМК). Ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. Этот вид инклюзии  тоже активно применяется  в нашем ДОУ в группе для детей с нарушением опорнодвигательного аппарата. Дети могут находиться в группе как самостоятельно, так и в сопровождении родителей.  

     «Полная инклюзия» - посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня.  У нас в учреждении  это дети с кохлеарным имплантом. После проведенной работы, в группе компенсирующей направленности, ребенок по решению ППк переводится в группу общеразвивающей направленности.   Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками.  С ним продолжают заниматься специалисты – учитель- дефектолог, сурдолог, педагог-психолог по индивидуальным образовательным маршрутам .

Важным моментом является междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения, наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля:  психолог,  учителя-дефектологи,  учителя-логопеды, сурдолог,  воспитатели. Все специалисты ОО имеют высшее специальное образование. Для эффективной работы в условиях инклюзии выстроены схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы зависят от состава детей инклюзивной группы, и определяются сочетанием индивидуальных образовательных маршрутов и  Образовательной программы.

Междисциплинарный подход выражается и в таких вещах, как: опора на единую концепцию в понимании развития ребенка; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.

В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется и индивидуально, и фронтально. Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на подготовку воспитателей для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, формирование социального интереса к этим детям. Также на работу с семьей ребенка.

Чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОО создан ППк, куда входят следующие специалисты: старший воспитатель  , педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,  воспитатель. Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ППк ДОО проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце), так и внепланово (по запросу).

В настоящий момент инклюзивное образование в ДОУ направлено не только на то, чтобы снабдить детей определенным багажом знаний, умений, навыков, но и воспитать у них толерантность, как основу их жизненной позиции. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование представляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями – это замечательная  попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при дальнейшем  обучении в школе.

Список литературы

1.Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. - Электрон, текстовые данные. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. - 248 с.

2.Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт [Текст] / авт.-сост. А. А. Наумов., В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 147 с.

3. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М.: ВЛАДОС, 2006.

4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с

4.Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:

Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ

В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

Создание условий для реализации модели инклюзивного образования в ДОУ

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаютс...

Проект "Островок Надежды" по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями

Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образовани...

Модель инклюзивного образования в МБДОУ

Обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ в ДОУ с учетом их возможностей, индивидуальных психофизических особенностей необходимого для максимальной адаптации и включенности в соци...

Модель инклюзивного образования МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психич...