Логопедическое обследование устной речи дошкольника
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Алексеева Наталья Андреевна
Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.
В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx5.46 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование устной речи дошкольника

        Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

        В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет

1. Обследование звукопроизношения

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки - шашки, вечер - ветер, глаза - гроза, коза - коса, чеснок - щенок, миска - мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза

Выделение заданного звука из слов.

Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

дифференциация единственного и множественного числа существительных

Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.

дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи - палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.

Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.

«Назови цвета».

Подбор определений к слову: еж - какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.

У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протоколы углубленного обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к альбому О.Б. Иншаковой

Представляю протоколы к речевым картам по альбому О.Б. Иншаковой по разделам:- обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;- обследование слоговой структур...

Протокол обследования устной речи ребенка.

Протокол обследования устной речи детей 3-7 лет, позволяющий наглядно отслеживать динамику развития речи....

Диагностические материалы для обследования устной речи.

Подобранный  комплекс материалов для обследования речи детей...

Журнал обследования устной речи ОНР

журнал для фиксирования результатов диагностики и определения работы с детьми по нарушениям групп звуков...

Журнал обследования устной речи ФФНР

журнал для фиксирования результатов диагностики и определения работы с детьми по нарушениям групп звуков...

ПОСОБИЕ "Обследование устной речи дошкольников по методике Иншаковой О.Б."

Пособие "Обследование устной речи дошкольников по методике Иншаковой О.Б."...

Обследование устной речи дошкольников

Состояние звукопроизношения, Воспроизведениезвуко-слоговой структуры  слов...