Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве  аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras_sens.integr.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра   посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ.

      Аутизм это… для меня это замок. Я просто замкнулась. Закрыла двери, чтобы чувствовать   себя в безопасности. Но проблема в том, что с каждым годом ты закрываешь всё больше дверей, пока в конце концов не задумываешься: а сможет ли кто-нибудь снова попасть внутрь...    

Анна Б.15 лет, диагноз РАС с 3 лет                                                                                                                          

                                                                                                                                                           

     Для очень большого количества детей дошкольного  возраста с РАС  замкнутость является в первую очередь защитой от внешнего мира, который представляется им враждебным. Поэтому они стремятся отгородиться от всех. Но в современном мире  говорят о важности инклюзии и нередко направляют детей с РАС в обычные детские сады. Можно долго говорить о пользе и вреде такого способа социализации  дошкольников, но в первую очередь необходимо обеспечить условия для коммуникации между нейротипичными детьми с ребёнком обладающим РАС  в ДОУ. Для этого нужно разобраться в причинах, мешающих взаимодействию.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

   Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета, явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. 

Например, при условии стандартного развития, ребёнок может видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать как он называется и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и её объединение в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Многие проблемы обучения и поведения детей с РАС являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать данные, поступающие от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. В такой ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции. Люди, с данным нарушением имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный

 Например, для некоторых детей с РАС  понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь (Д. Вильямс). Для нейротипичных детей это же является основой коммуникации – они зовут друг друга, берут за руки , улыбаются, могут покружиться вместе. И если ребёнок с РАС даже просто смотрит на эти действия у него быстро происходит перегрузка нервной системы, которую он попытается разрядить доступным ему способом – кричит, убегает, пытается спрятаться, закрыть руки ушами и т.д. вплоть до самоистязания или внезапного нападения на других детей – тут всё будет зависеть не столько от ребёнка, сколько от конкретного вида РАС.

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес (Jean Ayres, 1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Он реализуется в двух глобальных направлениях:

1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции.

Зная, что ребенок с РАС может столкнуться с неприятным или раздражающим его опытом, из среды рекомендуется на начальном этапе  устранить болезненные раздражители, затем  научить ребёнка приспосабливаться к ним.

2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагают, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных , зрительных, слуховых, тактильных и др. анализаторов. Во-вторых  освоение  комплексного использования поступающей информации от различных органов чувств.

Особое внимание уделяется формированию сочетанности в сенсорном восприятии, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:

1 тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная,

2 тактильная — слуховая — зрительная,

3 тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.

Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие. Зрительная сенсорная система выступает как преобразователь и интегратор всего чувственного опыта человека. Определённый порядок интегрирования сенсорных впечатлений позволяет педагогу подбирать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребёнка. Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. 

Как же использовать  метод сенсорной интеграции ?

1.В первую очередь необходимо заручиться поддержкой родителей, если ребёнок с РАС впервые пришёл в ДОУ, то необходимо дождаться когда он сможет отпустить сопровождающего его близкого взрослого, т.к. это индивидуальная черта, то тут не может быть общих рекомендаций. С первых дней в саду необходимо формировать ритуал прощания и встречи, повторяющийся изо дня в день.

2. Провести с родителями беседу с анкетированием, целью которых должно являться выявление индивидуальных психологических особенностей,  влияющих на коммуникацию: взаимодействует ли с  детьми, с кем то из взрослых, помимо родителей. Как относится к тактильным ощущениям, каким конкретно, необычные реакции на свет, цвет, звук, каким образом дома успокаивается - совершает стереотипные движения,  кричит ит.д. Какие конкретные страхи испытывает, что любит, к чему привязан.

3.Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, уже знает куда ставить обувь, необходимо каждый день это закреплять

4.Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.Эмоциональный фон всегда должен быть доброжелательным.

5.Если  у воспитаника с РАС присутствуют нарушения речи, то налаживание контакта со сверстниками и персоналом возможно с помощью обмена карточками. Детям в группе можно объяснить, что это такая игра «Почта»,обговорить значение карточек, обучить взаимодействовать посредством показа картинки. Для нейротипичных детей это также будет полезным опытом: формируется наглядно-образное , логическое мышление, гибкость в общении, умение искать компромисс.

6.Коллективные игры и занятия должны строиться на медленном введении всего нового, например: если проводится игра  «чудесный мешочек», то сначала в нем должен находиться знакомый  предмет, когда ребёнок его найдёт необходимо эмоционально одобрить действия.  

7.Нельзя позволять ребенку с РАС переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, даже просто долгом нахождении среди коллектива, необходимо  позволять  ему побыть в одиночестве.. Для этого в групповой комнате можно оборудовать «вигвам уединения»-небольшой домик без окон, где есть личное одеяло воспитанника.

8. Т.к. дошкольный возраст в целом характеризуется эгоцентричностью, а дети с РАС окружены дома постоянной заботой, то нередко в группе сверстников они проявляют жестокость, для устранения этого необходимо вводить «игры- помогалки» подгруппу из 2-3 детей во время свободной игровой деятельности  обучают играть в помощь «утопающему»- один из ребят ложится на ковёр, а двое поднимают его за руки, так же полезно передавать мячик, игрушку друг другу, сопровождая это положительным эмоциональным  подкреплением, также можно устраивать коллективные «игры-хвалилки»-например «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

9. Если ребёнка с РАС беспокоит шум в групповой и он по этой причине закрыт для коммуникации, то ему необходимы наушники , для остальных детей это обговаривается как игра в «лётчика». Нельзя сообщать ребятам постоянно что они должны вести себя тихо, т.к. в группе особый ребёнок, ущемляя их права, добиться удачного взаимодействия не получится.

10.Если замечена необычная моторная расторможенность при нахождении в группе ребёнка с РАС необходимо ввести утяжелители, в первую очередь ему на руки, но можно и на ноги, тело.

Взрослые должны проявлять терпение и последовательность в обучении коммуникации ребенка с РАС, создавая для него среду, в которой у него будет возможность освоить азы общения. При этом необходимо учитывать интересы остальных детей в группе, т.к. инклюзия подразумевает пользу для всех участников воспитательного процесса. Нельзя не обеспечивать индивидуальные потребности ребёнка с РАС , но в то же время необходимо заботиться и о психическом благополучии остальных воспитанников , т.к. даже взрослым первое время тяжело понять основы коммуникации с детьми РАС. И  тогда,если учесть все ньюансы, мягко преодолевая сопротивление, нежелание общаться,  в конечном итоге можно дать  ребенку с особыми потребностями коммуникативные навыки, показать  возможности  общения и игры со сверстниками.

                         

   Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

ФИО _________________________________________________________________________

ФИО ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения ребёнка______________________________

Дата заполнения анкеты _____________________________

Есть ли у ребёнка домашнее имя, если да, то какое_________________________________

Соблюдает ли ребёнок дома режим дня___________________________________________

Какие занятия, игры предпочитает, чем занимается в одиночестве_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С кем предпочитает играть и общаться в семье? Есть ли у него стремление с кем то общаться?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как относится к приёму пищи? Избирателен, или нет, есть ли продукты вызывающие отвращение?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что может вызвать активный протест? Какие действия нежелательно делать в присутствии ребёнка или по отношению к нему?   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие прикосновения предпочитает (лёгкие, средние. тяжёлые), есть ли места на теле, к которым нежелательно прикасаться? Отзывчив ли на объятия, или избегает их?  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как реагирует на сильные раздражители?(яркий солнечный свет, громкий звук, шум, запахи)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Может ли ваш ребёнок совершать агрессивные действия по отношению к себе или окружающим?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы дома успокаиваете ребёнка? Какие действия или предметы помогают успокоиться?  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Готовы ли Вы к сотрудничеству с педагогами детского сада?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                       Педагог –психолог__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Опыт работы "Развитие эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода Арт-терапии "

Теоритический анализ литературы по теме "Развитие эмоционально-личностной сферы детей  с ОВЗ посредством метода Арт-терапии"...

"Развитие эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода Арт-терапии "

Теоритический анализ литературы по теме "Развитие эмоционально-личностной сферы детей  с ОВЗ посредством метода Арт-терапии"...

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии

Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии....

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной...