Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ras_sens.integr.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ.
Аутизм это… для меня это замок. Я просто замкнулась. Закрыла двери, чтобы чувствовать себя в безопасности. Но проблема в том, что с каждым годом ты закрываешь всё больше дверей, пока в конце концов не задумываешься: а сможет ли кто-нибудь снова попасть внутрь...
Анна Б.15 лет, диагноз РАС с 3 лет
Для очень большого количества детей дошкольного возраста с РАС замкнутость является в первую очередь защитой от внешнего мира, который представляется им враждебным. Поэтому они стремятся отгородиться от всех. Но в современном мире говорят о важности инклюзии и нередко направляют детей с РАС в обычные детские сады. Можно долго говорить о пользе и вреде такого способа социализации дошкольников, но в первую очередь необходимо обеспечить условия для коммуникации между нейротипичными детьми с ребёнком обладающим РАС в ДОУ. Для этого нужно разобраться в причинах, мешающих взаимодействию.
Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета, явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом.
Например, при условии стандартного развития, ребёнок может видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать как он называется и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и её объединение в единое целое называется сенсорной интеграцией.
Многие проблемы обучения и поведения детей с РАС являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать данные, поступающие от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. В такой ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции. Люди, с данным нарушением имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный
Например, для некоторых детей с РАС понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь (Д. Вильямс). Для нейротипичных детей это же является основой коммуникации – они зовут друг друга, берут за руки , улыбаются, могут покружиться вместе. И если ребёнок с РАС даже просто смотрит на эти действия у него быстро происходит перегрузка нервной системы, которую он попытается разрядить доступным ему способом – кричит, убегает, пытается спрятаться, закрыть руки ушами и т.д. вплоть до самоистязания или внезапного нападения на других детей – тут всё будет зависеть не столько от ребёнка, сколько от конкретного вида РАС.
В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес (Jean Ayres, 1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Он реализуется в двух глобальных направлениях:
1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции.
Зная, что ребенок с РАС может столкнуться с неприятным или раздражающим его опытом, из среды рекомендуется на начальном этапе устранить болезненные раздражители, затем научить ребёнка приспосабливаться к ним.
2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагают, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных , зрительных, слуховых, тактильных и др. анализаторов. Во-вторых освоение комплексного использования поступающей информации от различных органов чувств.
Особое внимание уделяется формированию сочетанности в сенсорном восприятии, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:
1 тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная,
2 тактильная — слуховая — зрительная,
3 тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.
Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие. Зрительная сенсорная система выступает как преобразователь и интегратор всего чувственного опыта человека. Определённый порядок интегрирования сенсорных впечатлений позволяет педагогу подбирать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребёнка. Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом.
Как же использовать метод сенсорной интеграции ?
1.В первую очередь необходимо заручиться поддержкой родителей, если ребёнок с РАС впервые пришёл в ДОУ, то необходимо дождаться когда он сможет отпустить сопровождающего его близкого взрослого, т.к. это индивидуальная черта, то тут не может быть общих рекомендаций. С первых дней в саду необходимо формировать ритуал прощания и встречи, повторяющийся изо дня в день.
2. Провести с родителями беседу с анкетированием, целью которых должно являться выявление индивидуальных психологических особенностей, влияющих на коммуникацию: взаимодействует ли с детьми, с кем то из взрослых, помимо родителей. Как относится к тактильным ощущениям, каким конкретно, необычные реакции на свет, цвет, звук, каким образом дома успокаивается - совершает стереотипные движения, кричит ит.д. Какие конкретные страхи испытывает, что любит, к чему привязан.
3.Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, уже знает куда ставить обувь, необходимо каждый день это закреплять
4.Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.Эмоциональный фон всегда должен быть доброжелательным.
5.Если у воспитаника с РАС присутствуют нарушения речи, то налаживание контакта со сверстниками и персоналом возможно с помощью обмена карточками. Детям в группе можно объяснить, что это такая игра «Почта»,обговорить значение карточек, обучить взаимодействовать посредством показа картинки. Для нейротипичных детей это также будет полезным опытом: формируется наглядно-образное , логическое мышление, гибкость в общении, умение искать компромисс.
6.Коллективные игры и занятия должны строиться на медленном введении всего нового, например: если проводится игра «чудесный мешочек», то сначала в нем должен находиться знакомый предмет, когда ребёнок его найдёт необходимо эмоционально одобрить действия.
7.Нельзя позволять ребенку с РАС переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, даже просто долгом нахождении среди коллектива, необходимо позволять ему побыть в одиночестве.. Для этого в групповой комнате можно оборудовать «вигвам уединения»-небольшой домик без окон, где есть личное одеяло воспитанника.
8. Т.к. дошкольный возраст в целом характеризуется эгоцентричностью, а дети с РАС окружены дома постоянной заботой, то нередко в группе сверстников они проявляют жестокость, для устранения этого необходимо вводить «игры- помогалки» подгруппу из 2-3 детей во время свободной игровой деятельности обучают играть в помощь «утопающему»- один из ребят ложится на ковёр, а двое поднимают его за руки, так же полезно передавать мячик, игрушку друг другу, сопровождая это положительным эмоциональным подкреплением, также можно устраивать коллективные «игры-хвалилки»-например «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».
9. Если ребёнка с РАС беспокоит шум в групповой и он по этой причине закрыт для коммуникации, то ему необходимы наушники , для остальных детей это обговаривается как игра в «лётчика». Нельзя сообщать ребятам постоянно что они должны вести себя тихо, т.к. в группе особый ребёнок, ущемляя их права, добиться удачного взаимодействия не получится.
10.Если замечена необычная моторная расторможенность при нахождении в группе ребёнка с РАС необходимо ввести утяжелители, в первую очередь ему на руки, но можно и на ноги, тело.
Взрослые должны проявлять терпение и последовательность в обучении коммуникации ребенка с РАС, создавая для него среду, в которой у него будет возможность освоить азы общения. При этом необходимо учитывать интересы остальных детей в группе, т.к. инклюзия подразумевает пользу для всех участников воспитательного процесса. Нельзя не обеспечивать индивидуальные потребности ребёнка с РАС , но в то же время необходимо заботиться и о психическом благополучии остальных воспитанников , т.к. даже взрослым первое время тяжело понять основы коммуникации с детьми РАС. И тогда,если учесть все ньюансы, мягко преодолевая сопротивление, нежелание общаться, в конечном итоге можно дать ребенку с особыми потребностями коммуникативные навыки, показать возможности общения и игры со сверстниками.
Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
ФИО _________________________________________________________________________
ФИО ребёнка__________________________________________________________________
Дата рождения ребёнка______________________________
Дата заполнения анкеты _____________________________
Есть ли у ребёнка домашнее имя, если да, то какое_________________________________
Соблюдает ли ребёнок дома режим дня___________________________________________
Какие занятия, игры предпочитает, чем занимается в одиночестве_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С кем предпочитает играть и общаться в семье? Есть ли у него стремление с кем то общаться?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как относится к приёму пищи? Избирателен, или нет, есть ли продукты вызывающие отвращение?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что может вызвать активный протест? Какие действия нежелательно делать в присутствии ребёнка или по отношению к нему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие прикосновения предпочитает (лёгкие, средние. тяжёлые), есть ли места на теле, к которым нежелательно прикасаться? Отзывчив ли на объятия, или избегает их? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как реагирует на сильные раздражители?(яркий солнечный свет, громкий звук, шум, запахи)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Может ли ваш ребёнок совершать агрессивные действия по отношению к себе или окружающим?______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы дома успокаиваете ребёнка? Какие действия или предметы помогают успокоиться? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовы ли Вы к сотрудничеству с педагогами детского сада?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог –психолог__________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Опыт работы "Развитие эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода Арт-терапии "
Теоритический анализ литературы по теме "Развитие эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода Арт-терапии"...
"Развитие эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода Арт-терапии "
Теоритический анализ литературы по теме "Развитие эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ посредством метода Арт-терапии"...
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...
Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии
Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии....
МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ, ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОРОБКИ
В статье даются рекомендации для педагогов по созданию сенсорной коробки...
Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной...