План самообразования учителя-дефектолога
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор МБОУ
_____/И.А. Бикмухаметова/ « НШДС № 71»
ФИО _____/Ф.Я. Манихова/
Протокол № 1 от Приказ № 102 от
«28» августа 2018 г. «28» августа 2018 г.
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
Муфтиевой Елены Миннеринатовны,
учителя-дефектолога
первой квалификационной категории
на 2018 - 2023г.
Программа рассмотрена
на заседании педагогического совета
(протокол № 1 от «28» августа 2018 года)
Личные данные
1.1. | Фамилия | Муфтиева |
1.2. | Имя | Елена |
1.3. | Отчество | Миннеринатовна |
1.4. | Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы) | Учитель-дефектолог (тифлопедагог) |
1.5. | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан С 1995г. по сегодняшний день |
1.6. | Населенный пункт (город, район) | Г.Нижнекамск |
1.7. | Стаж (педагогический) | 25 лет |
1.8. | Стаж (по специальности) | 21 год |
1.9. | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | Высшее, 1995, НГПИ, «педагогика и психология (дошкольная)», квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии методист по дошкольному воспитанию. ЭВ№574077 Выдан 15.07.1995г. |
1.10 | Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | ««Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей деятельности» 108 часов. Институт экономики управления и права (г. Казань) удостоверение №162402676096 26.06.2015 Институт непрерывного педагогического образования г. Набережные челны, квалификация по диплому «Учитель-тифлопедагог 100часов. Диплом ПП-1№693547 выдан 11 июня 2010г. |
1.11 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | Первая, декабрь 2017 |
1.12 | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения) Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) | Почётная грамота от «Управления дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан 2012 г. |
Содержание
1.1. Условия возникновения данной проблемы, её актуальность 5
2. Цель и задачи самообразования 6
2. Основные принципы и методы работы 6
3. Ожидаемые результаты самообразования 8
4. Направления по теме самообразования 8
5. Перспективный план по теме самообразования 10
Литература по теме самообразования 12
Методическая тема МБОУ «НШДС №71»:
«Обеспечение качества базового дошкольного, начального образования, соответствующее государственному стандарту ФГОС ОВЗ, формирование ключевых компетенций, опыта социальной деятельности на основе повышения эффективности деятельности школы – сада по таким критериям, как качество, инновационность, интегрирование»
Тема самообразования: «Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ»
Работа над темой начата:2018 – 2019 уч. г.
Предполагается закончить работу над темой:2022 – 2023 уч. г.
1. Пояснительная записка
- Условия возникновения данной проблемы, её актуальность
Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом. В процессе общения человек получает определенную информацию, реализует способы мыслительной деятельности, так же изучает человеческие эмоции, настроение, формы поведения с помощью подражания и заимствования, сопереживания и идентификации. Значение сформированности навыков общения становится наиболее очевидным особенно при обучении детей с ОВЗ, когда зрительный дефект, отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.
Часто развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения происходит со значительными отличиями от нормативных показателей (бедный словарный запас, невыразительность речи, недостаточное понимание речевых высказываний, окружающих). Поэтому они испытывают трудности в общении, особенно с взрослыми людьми. Для каждого человека умение устанавливать социальные контакты имеет большое значение, ведь это определяет социальный опыт ребенка, а в дальнейшем и его социальный статус в обществе. Навыки коммуникации являются ключевыми компетенциями в период выпуска ребенка из дошкольной образовательной организации, и они занимают ведущее место в современном обществе, так как определяют многообразие форм взаимодействия, которыми пользуется человек при общении.
- Цель и задачи самообразования
Цель:
- расширение и углубление теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.
Задачи:
- изучить научную и методическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с методическими подходами и приемами коррекционно-развивающей работы данного аспекта.
-изучить эффективных практических приёмов развития навыков коммуникации и их внедрение в систему коррекционно-развивающей работы;
- внедрять современные образовательные технологии в процесс формирования коммуникативных навыков на коррекционных занятиях и других формах педагогической деятельности, адаптировав их к работе с детьми с нарушениями зрения.
- определить степень влияния современных методов и технологий на результативность коррекционно-развивающей работы.
- распространять педагогический опыт коллегам на открытых уроках, мастер-классах, докладах.
В ходе реализации поставленных задач предстоит:
1. Изучить комплексы педагогических средств коррекционно-развивающей деятельности. 2. Оценка их достоинств и недостатков.
2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения.
Учебная исследовательская работа:
1. Изучение опыта педагогов – новаторов, передового опыта.
- Изучить опыт педагогов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
2. Участие в системе методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение новых технологий для развития всех звеньев коммуникативной деятельности.
- Установить творческое сотрудничество с педагогами по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт педагогов района по применению новых технологий.
- Участие в заседаниях МО, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальном, региональном, зональном уровнях, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения занятий с целью обмена опытом работы.
Ожидаемые результаты самообразования
1. Повысить качество коррекционной работы.
2. Разработать и провести и открытые занятия.
3. Создать комплекты педагогических разработок по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ и поместить их личном сайте.
4.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
5.Разработать дидактические материалы, тесты, по теме.
6.Обобщить опыт по исследуемой теме.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления по теме самообразования
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное |
| регулярно
регулярно
1раз в 3 года
|
Психолого - пепедагогическое | Совершенствовать свои знания в области современной и специальной психологии и педагогики посредством изучения новых изданий, участия в работе конференций и вебинаров. | регулярно |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного тематического содержания коррекционно-развивающей работы с детьми. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами образовательного процесса. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО. 4. Организовать работу с детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, страны посредством сети Интернет. 6. Посещать очно и дистанционно занятия коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на занятии. 9. Регулярно пополнять контент группы фото-, видео-, текстовыми материалами на ресурсе сети Интернет для работы с семьями, в том числе дистанционной.. 9. Проводить мастер-классы для коллег по работе. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно регулярно
регулярно
2020-2025 Согласно плана МО 2020-2025г |
Информационно – технологическое | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Уметь применять инфокоммуникационные технологии в специальном образовании при дистанционном образовательном процессе. | Регулярно регулярно
|
Охрана здоровья | Продолжать внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | регулярно
|
Перспективный план по теме самообразования
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2018-2019 | 1.Выступление на заседании школьного МО 2.Подписка на методическую литературу 3.Изучение литературы по данной теме. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2018-2019 | 1.Выступление на заседании школьного МО |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2019-2023 | 1.Выступление на заседании педагогического совета. 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2020-2023 | 1.Выступление на заседании МО учителей-дефектологов по теме «Развитие коммуникативных навыков с детьми с нарушениями зрения» 2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах. 3.Консультативная помощь педагогам, учащимся, семьям детей. 4.Выступление на педагогическом совете по теме самообразования. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2020-2023 | 1.Проведение мастер-классов в рамках стажировочной площадки при реализации республиканской дополнительной программы повышения квалификации, обмен опытом работы. 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте. 3.Участие в муниципальных семинарах. |
Литература по теме самообразования
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – 182 с.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.3: Письменная связная речь. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – 119 с.
- Акименко В.М. Исправление заикания у детей и взрослых: практическое руководство для логопедов. - Ростов н / Д: Феникс, 2017. -141 с.
- Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
- Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Козырева О.А.Логопедические технологии. - Ростов н / Д: Феникс, 2018. -192 с.
- Конструктор индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ: методические рекомендации для работы с КИМП (программа «Мерсибо»)
- Программа коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта/ Авт.-сост. А.П.Болдырева. – М.: АРКТИ, 2019 – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога
Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога.Цель: повышение профессионального уровня компетентности учителя-дефектолога в вопросах повышения качества коррекционно-развивающей работы ...
План самообразования учителя - дефектолога
План самообразования учителя - дефектологаПо теме:«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ограниченными возможностями з...
План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»
План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»...
План самообразования учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год
План самообразования учителя-дефектолога на тему: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
План самообразования учителя-дефектолога
План самообразования на тему "Развитие познавательных процессов у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ФГОС"Цель. Обеспечение своевременной специализированной помощи учащ...
План самообразования учителя-дефектолога по теме «Формирование и развитие элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр и упражнений»
Один из вариантов отчетной документации учителя-дефектолога в ДОО....