План самообразования учителя-дефектолога
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
План самообразования на тему "Развитие познавательных процессов у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ФГОС"
Цель. Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с РАС в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план
самообразования
учителя-дефектолога Семёновой В. В.
«Развитие познавательных процессов у детей
с расстройствами аутистического спектра
2022 г.
Пояснительная записка.
Цель: Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с РАС в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
Задачи:
1.Выявлять неблагоприятные варианты развития и определять учебные трудности ребенка.
5.Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия.
6.Отслеживать соответствие выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
7.Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков учебную деятельность учащихся.
8.Консультировать педагогов и родителей детей с РАС.
9.Активизировать участие детей с РАС в различных мероприятиях, различных форм и уровней организации
10.Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.
11.Работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.
Источники самообразования: Методическая литература, интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, районные методические объединения, мастер-классы.
Формы самообразования:
- Индивидуальная – через индивидуальный план;
- Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей-логопедов, педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Ожидаемые результаты:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
- реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с РАС.
- разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов учащихся.
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
- продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
- активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.
Направления самообразования:
| |
Проведение дефектологического обследования учащихся с РАС (динамическое, повторное), первичное (вновь прибывшие). | Ежегодно: Сентябрь-май, в течении года, по запросу |
Проведение обследования адаптации учащихся с РАС. Применение ранее не использованных диагностических материалов. | Ежегодно, по запросу. |
Изучение и анализ результатов обследования учащихся. | По запросу ,плану |
Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ | регулярно |
| |
Проведение коррекционно-развивающих занятий, вовлечение учащихся с ОВЗ в мероприятия различного уровня и формы организации | Сентябрь-май |
Консультирование родителей, педагогов по проблемам развития учащихся с ОВЗ | В течении года, по запросу |
| |
Знакомство с нормативной базой и информирование родителей детей с ОВЗ, помощь в их обеспечении и защите, в вопросах обучения и защите. | регулярно |
Профилактика нарушений развития у детей с ОВЗ | регулярно. |
Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение их знаний | По запросу, регулярно |
IV. Организационно-методическая деятельность | |
Участие в работе районного МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов, школьных МО. Выступление с докладом по теме самообразования. | По плану МО, по запросу МО |
Выступление на родительских собраниях по проблемам и особенностям в развитии | Регулярно, по запросу |
Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС ОВЗ в НОО. | Регулярно, по запросу |
Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы | регулярно |
Разработка памяток направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению | регулярно |
Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. | регулярно |
Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения. | регулярно |
Организовать работу с детьми c ОВЗ в конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах и олимпиадах, принимать участие в конференциях. | регулярно |
Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет. | регулярно |
Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий. | регулярно |
Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования. | регулярно |
Направления самообразования в 2022-2023 учебном году:
На начальном этапе необходимо провести подробное обследование детей с расстройствами аутистического спектра для определения актуального уровня развития детей и составления плана индивидуальной работы. При составлении плана очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и возраст, кроме того, нужно обратить внимание на необходимость учета особых образовательных потребностей и введения альтернативной коммуникации.
| |
Проведение дефектологического обследования учащихся с РАС (динамическое, повторное), первичное (вновь прибывшие). | Сентябрь |
Изучение и анализ результатов обследования учащихся. | Октябрь |
Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ | Сентябрь |
| |
Проведение коррекционно-развивающих занятий по лексическим темам, вовлечение учащихся с расстройствами аутистического спектра в мероприятия различного уровня и формы организации (праздники, утренники и др.) | Сентябрь-май |
Консультирование родителей по темам занятий и педагогов по проблемам развития учащихся с расстройствами аутистического спектра | В течении года, по запросу |
| |
Знакомство с нормативной базой и информирование родителей детей с ОВЗ, помощь в их обеспечении и защите, в вопросах обучения и защите. | Регулярно в течение года |
Профилактика нарушений познавательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра | регулярно |
Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение их знаний | По запросу, регулярно |
IV. Организационно-методическая деятельность | |
Участие в работе районного МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Выступление с докладом по теме самообразования. | По плану МО, по запросу МО |
Выступление на родительских собраниях по проблемам и особенностям в развитии | Регулярно, по запросу |
Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС ОВЗ в ДО. | Регулярно, по запросу |
Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте детского сада. | регулярно |
Разработка памяток направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению | регулярно |
Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. | регулярно |
Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения. | регулярно |
Организовать работу с детьми c РАС в конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах и олимпиадах, принимать участие в конференциях. | регулярно |
Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет. | регулярно |
Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий. | регулярно |
Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования. | регулярно |
Направления самообразования в 2023-2024 учебном году:
По завершению первого этапа необходимо провести анализ динамики каждого ребенка, определить сферы, над которыми необходимо усиленно работать и скорректировать индивидуальную программу развития. А также учесть потребность в усилении материала для хорошо успевающих детей и учесть потребность в дополнительной адаптации материала для детей, у которых наблюдаются дополнительные трудности.
| |
Проведение дефектологического обследования учащихся с РАС (динамическое, повторное), первичное (вновь прибывшие). | Сентябрь |
Изучение и анализ результатов обследования учащихся. | Октябрь |
Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ | Сентябрь |
| |
Проведение коррекционно-развивающих занятий по лексическим темам, вовлечение учащихся с расстройствами аутистического спектра в мероприятия различного уровня и формы организации (праздники, утренники и др.) | Сентябрь-май |
Консультирование родителей по темам занятий и педагогов по проблемам развития учащихся с расстройствами аутистического спектра | В течении года, по запросу |
| |
Знакомство с нормативной базой и информирование родителей детей с ОВЗ, помощь в их обеспечении и защите, в вопросах обучения и защите. | Регулярно в течение года |
Профилактика нарушений познавательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра | регулярно |
Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение их знаний | По запросу, регулярно |
IV. Организационно-методическая деятельность | |
Участие в работе районного МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Выступление с докладом по теме самообразования. | По плану МО, по запросу МО |
Выступление на родительских собраниях по проблемам и особенностям в развитии | Регулярно, по запросу |
Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС ОВЗ в ДО. | Регулярно, по запросу |
Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте детского сада. | регулярно |
Разработка памяток направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению | регулярно |
Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. | регулярно |
Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения. | регулярно |
Организовать работу с детьми c РАС в конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах и олимпиадах, принимать участие в конференциях. | регулярно |
Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет. | регулярно |
Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий. | регулярно |
Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования. | регулярно |
Методическое обеспечение по образовательным областям
Литература для коррекционно-развивающей
деятельности учителя-дефектолога
1. ФГОС ДО
- Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно - развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО. / под ред. Лавровой Г.Н., Яковлевой Г.Н. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 124 с. + CD диск.
- Документация педагогов дошкольной образовательной организации компенсирующего вида в условиях введения ФГОС ДО. / под ред. Лавровой Г.Н., Яковлевой Г.Н. Челябинск: Цицеро, 2014. - 164 с. + CD диск.
2. Образовательная область «Познавательное развитие"
- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2003. – 40 с.: ил.
- Альтхауз Д., Дум э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию способностей детей дошкол. возраста / Рус.пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. -64 с., ил.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л.А. Венгера М., «Просвещение», 1973. – 110 с. с ил.
- Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 – 6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей . Под ред А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
- Ремезова Л.А. Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет. –М.: Школьная Пресса, 2004. – 16 с. ( приложение к журналу «Воспитание школьников» . Вып. 72).
- Ремезова Л.А. Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет. –М.: Школьная Пресса, 2005. – 24 с. - (Вып. 117).
- Ремезова Л.А. Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет. –М.: Школьная Пресса, 2006. – 24 с. (Программа «Я человек»). - ( приложение к журналу «Воспитание школьников» . Вып. 133).
3.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- Денискина. В.З. Учимся улыбаться. – М.: Сфера, 2008.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. Работников ДОУ/ Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М.Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. -160 с. (Библиотека психолога образования).
- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей. Педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. -64 с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.-М.:АРКТИ, 2001. – 48 с.
- Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Издание второе, дополненное и исправленное. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. СПб.: «Образование», 1995. – 195 с.
4. Образовательная область «Речевое развитие»
- Алябьева Е.А.Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн.2 – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
- Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года /Худ. И.Ф. Дук. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. -24 с. + цв. Вкладка 16 с.
- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Весна. Лето (для детей 5-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010. -32 с.
- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень (для детей 5-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010. -32 с.
- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима (для детей 5-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010. -32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога
Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога.Цель: повышение профессионального уровня компетентности учителя-дефектолога в вопросах повышения качества коррекционно-развивающей работы ...
План самообразования учителя - дефектолога
План самообразования учителя - дефектологаПо теме:«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ограниченными возможностями з...
План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»
План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»...
План самообразования учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год
План самообразования учителя-дефектолога на тему: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
План самообразования учителя-дефектолога
Программа...
План самообразования учителя-дефектолога по теме «Формирование и развитие элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических игр и упражнений»
Один из вариантов отчетной документации учителя-дефектолога в ДОО....