План самообразования учителя-дефектолога
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

План самообразования на тему "Развитие познавательных процессов у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ФГОС"

Цель. Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с РАС в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

самообразования

учителя-дефектолога Семёновой В. В.

 «Развитие познавательных процессов у детей

с расстройствами аутистического спектра

в условиях ФГОС»

2022 г.

Пояснительная записка.

Цель:  Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с РАС в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.

Задачи:

1.Выявлять неблагоприятные варианты развития и определять учебные трудности ребенка.

5.Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия.

6.Отслеживать соответствие выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

7.Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков учебную деятельность учащихся.

8.Консультировать педагогов и родителей детей с РАС.

9.Активизировать участие детей с РАС в различных мероприятиях, различных форм и уровней организации

10.Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.

11.Работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Источники самообразования: Методическая литература, интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, районные методические объединения, мастер-классы.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план;
  2. Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей-логопедов, педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

  Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
  • реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с РАС.
  • разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов учащихся.
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
  • продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
  • активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.

Направления самообразования:

  1. Диагностическое, аналитическое

Проведение дефектологического обследования учащихся с РАС (динамическое, повторное), первичное (вновь прибывшие).

Ежегодно: Сентябрь-май, в течении года, по запросу

Проведение обследования  адаптации учащихся с РАС. Применение ранее не использованных диагностических материалов.

Ежегодно, по запросу.

Изучение и анализ результатов обследования учащихся.

По запросу ,плану

Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ

регулярно

  1. Коррекционное, аналитическое направление

Проведение коррекционно-развивающих занятий, вовлечение учащихся с ОВЗ в мероприятия различного уровня и формы организации

Сентябрь-май

Консультирование родителей, педагогов по проблемам развития учащихся с ОВЗ

В течении года, по запросу

  1. Консультативно-просветительское

Знакомство с нормативной базой и информирование родителей детей с ОВЗ,  помощь в их обеспечении и защите, в вопросах обучения и защите.

регулярно

Профилактика нарушений развития у детей с ОВЗ

регулярно.

Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов  и расширение их знаний
(выступления на МО, индивидуальные консультации, участие в вебинарах).

По запросу, регулярно

IV. Организационно-методическая деятельность

Участие в работе  районного МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов, школьных МО. Выступление с докладом по теме самообразования.

По плану МО, по запросу МО

Выступление на родительских собраниях по  проблемам и особенностям в развитии

Регулярно, по запросу

Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС ОВЗ в НОО.

Регулярно, по запросу

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы

регулярно

Разработка памяток направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению

регулярно

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.

регулярно

Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

регулярно

Организовать работу с детьми c ОВЗ в конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах и олимпиадах, принимать участие в конференциях.

регулярно

Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет.

регулярно

Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий.

регулярно

Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования.

регулярно

Направления самообразования в 2022-2023 учебном году:

На начальном этапе необходимо провести подробное обследование детей с расстройствами аутистического спектра для определения актуального уровня развития детей и составления плана индивидуальной работы. При составлении плана очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и возраст, кроме того, нужно обратить внимание на необходимость учета особых образовательных потребностей и введения альтернативной коммуникации.

  1. Диагностическое, аналитическое

Проведение дефектологического обследования учащихся с РАС (динамическое, повторное), первичное (вновь прибывшие).

Сентябрь

Изучение и анализ результатов обследования учащихся.

Октябрь

Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ

Сентябрь

  1. Коррекционное, аналитическое направление

Проведение коррекционно-развивающих занятий по лексическим темам, вовлечение учащихся с расстройствами аутистического спектра в мероприятия различного уровня и формы организации (праздники, утренники и др.)

Сентябрь-май

Консультирование родителей по темам занятий и педагогов по проблемам развития учащихся с расстройствами аутистического спектра

В течении года, по запросу

  1. Консультативно-просветительское

Знакомство с нормативной базой и информирование родителей детей с ОВЗ,  помощь в их обеспечении и защите, в вопросах обучения и защите.

Регулярно в течение года

Профилактика нарушений познавательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра

регулярно

Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов  и расширение их знаний
(выступления на МО, индивидуальные консультации, участие в вебинарах).

По запросу, регулярно

IV. Организационно-методическая деятельность

Участие в работе районного МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Выступление с докладом по теме самообразования.

По плану МО, по запросу МО

Выступление на родительских собраниях по  проблемам и особенностям в развитии

Регулярно, по запросу

Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС ОВЗ в ДО.

Регулярно, по запросу

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте детского сада.

регулярно

Разработка памяток направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению

регулярно

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.

регулярно

Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

регулярно

Организовать работу с детьми c РАС в конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах и олимпиадах, принимать участие в конференциях.

регулярно

Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет.

регулярно

Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий.

регулярно

Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования.

регулярно

Направления самообразования в 2023-2024 учебном году:

По завершению первого этапа необходимо провести анализ динамики каждого ребенка, определить сферы, над которыми необходимо усиленно работать и скорректировать индивидуальную программу развития. А также учесть потребность в усилении материала для хорошо успевающих детей и учесть потребность в дополнительной адаптации материала для детей, у которых наблюдаются дополнительные трудности.

  1. Диагностическое, аналитическое

Проведение дефектологического обследования учащихся с РАС (динамическое, повторное), первичное (вновь прибывшие).

Сентябрь

Изучение и анализ результатов обследования учащихся.

Октябрь

Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ

Сентябрь

  1. Коррекционное, аналитическое направление

Проведение коррекционно-развивающих занятий по лексическим темам, вовлечение учащихся с расстройствами аутистического спектра в мероприятия различного уровня и формы организации (праздники, утренники и др.)

Сентябрь-май

Консультирование родителей по темам занятий и педагогов по проблемам развития учащихся с расстройствами аутистического спектра

В течении года, по запросу

  1. Консультативно-просветительское

Знакомство с нормативной базой и информирование родителей детей с ОВЗ,  помощь в их обеспечении и защите, в вопросах обучения и защите.

Регулярно в течение года

Профилактика нарушений познавательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра

регулярно

Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов  и расширение их знаний
(выступления на МО, индивидуальные консультации, участие в вебинарах).

По запросу, регулярно

IV. Организационно-методическая деятельность

Участие в работе районного МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Выступление с докладом по теме самообразования.

По плану МО, по запросу МО

Выступление на родительских собраниях по  проблемам и особенностям в развитии

Регулярно, по запросу

Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС ОВЗ в ДО.

Регулярно, по запросу

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте детского сада.

регулярно

Разработка памяток направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению

регулярно

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.

регулярно

Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

регулярно

Организовать работу с детьми c РАС в конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах и олимпиадах, принимать участие в конференциях.

регулярно

Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет.

регулярно

Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий.

регулярно

Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования.

регулярно

Методическое обеспечение по образовательным областям

Литература для коррекционно-развивающей

деятельности учителя-дефектолога

1. ФГОС ДО

- Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно - развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО. / под ред. Лавровой Г.Н., Яковлевой Г.Н.  - Челябинск: Цицеро, 2014. - 124 с. + CD диск.

- Документация педагогов дошкольной образовательной организации компенсирующего вида в условиях введения ФГОС ДО. / под ред. Лавровой Г.Н., Яковлевой Г.Н.  Челябинск: Цицеро, 2014. - 164 с. + CD диск.


2. Образовательная область «Познавательное развитие"

- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2003. – 40 с.: ил.

- Альтхауз Д., Дум э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию способностей детей дошкол. возраста / Рус.пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. -64 с., ил.

- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под  ред. Л.А. Венгера М., «Просвещение», 1973. – 110 с. с ил.

- Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 – 6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей . Под ред А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
- Ремезова Л.А. Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет. –М.: Школьная Пресса, 2004. – 16 с. ( приложение к журналу «Воспитание школьников» . Вып. 72).
- Ремезова Л.А. Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет. –М.: Школьная Пресса, 2005. – 24 с. -   (Вып. 117).
- Ремезова Л.А. Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет. –М.: Школьная Пресса, 2006. – 24 с. (Программа «Я человек»). - ( приложение к журналу «Воспитание школьников» . Вып. 133).

3.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

- Денискина. В.З. Учимся улыбаться. – М.: Сфера, 2008.

- Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. Работников ДОУ/ Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М.Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. -160 с. (Библиотека психолога образования).

- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей. Педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. -64 с.

- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.-М.:АРКТИ, 2001. – 48 с.

- Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Издание второе, дополненное и  исправленное. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. СПб.: «Образование», 1995. – 195 с.

4. Образовательная область «Речевое развитие»

- Алябьева Е.А.Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн.2 – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

- Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года /Худ. И.Ф. Дук. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. -24 с. + цв. Вкладка 16 с.

- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Весна. Лето (для детей 5-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010. -32 с.

- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень  (для детей 5-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010. -32 с.

- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима (для детей 5-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010. -32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога

Индивидуальный план самообразования  учителя-дефектолога.Цель: повышение профессионального уровня компетентности учителя-дефектолога в вопросах повышения качества коррекционно-развивающей работы ...

План самообразования учителя - дефектолога

План самообразования  учителя - дефектологаПо теме:«Использование приемов мнемотехники для развития речи  детей дошкольного возраста   у детей с ограниченными возможностями з...

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»...

План самообразования учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год

План самообразования учителя-дефектолога на тему: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...