Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.
Задачи:
образовательные:
-умение детей характеризовать звук М
развивающие:
- развитие у детей фонематического слуха и восприятия
- расширение и уточнение активного словаря
воспитательная:
- воспитание у детей самоконтроля за речью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква М»
Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.
Задачи:
образовательные:
-умение детей характеризовать звук М
развивающие:
- развитие у детей фонематического слуха и восприятия
- расширение и уточнение активного словаря
воспитательная:
- воспитание у детей самоконтроля за речью
Оборудование: игрушка медведь и машинка; карандаши, пластилин.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто,
нужно отгадать загадку:
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь …. (медведь)
Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на
следующий год пойдет в школу.
2. Закрепление пройденного материала:
Воспитатель: Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше
путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с
новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
Дети: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.
Воспитатель: С некоторыми звуками мы уже познакомились,
перечислите АУОИ – они какие? (гласные).
А какие еще есть звуки? (согласные).
Какие мы знаем согласные звуки? (П,Т,Н).
Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении
согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении
гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).
3. Сообщение темы занятия.
Мишка нам принес загадку, давайте я вам ее загадаю:
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней (машина)
Давайте произнесем это слово-отгадки и выделим первый звук.
Машина - [М].
Вот именно с этим звуком мы с вами познакомимся.
Воспитатель: чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить
язычок.
Артикуляционная гимнастика (проговаривание чистоговорки)
МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо,
МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.
Воспитатель: вернемся к нашему звуку.
Послушайте, как я его произношу. М. М. М. Посмотрите, открыт ли у
меня рот, когда я произношу этот звук? (Нет, закрыт).
Сейчас каждый из вас произнесет этот звук перед зеркалом и
посмотрит на свои губы. (Дети рассматривают себя в зеркала и
произносят звук).
Струйка воздуха проходит свободно или встречает преграду? Что ей
мешает? (Губы).
А пропеть этот звук можно? Давайте попробуем.
(Вместе с детьми педагог пытается «пропеть» звук м). (Не получается).
Звуки, которые нельзя петь, тянуть, которые встречают преграду,
называются? (согласными). Звук м – согласный. Согласные звуки
обозначаются синим значком (Педагог выставляет на доску условное
обозначение согласного звука).
Упражнение «Ловим звук М».
Сейчас мы поиграем с этим звуком. Я буду произносить разные звуки и
слоги. Если вы услышите звук м – хлопните в ладоши:
- Звуки: а, м, у, о, м, и, м, а, м
- А теперь прячу звук м в слоги: слоги: ам, ау, ом, ои, ум, уа, им
- А теперь в словах: кот, том, усы, сом, мост
Физминутка
Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
4. Работа в тетрадках.
Раскрась предмет, в название которого есть звук «м»
5. Игра на развитие фонематического слуха «Где находится звук
«м»?»
Воспитатель: Я буду говорить вам слова, а вы должны будете:
1. Встать, если звук М находится в начале слова
2. Присесть на стул, если в середине слова
3. Присесть на корточки, если в конце слова.
(машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи, мел, помидор,
кометы, мельница).
6. А теперь послушайте стихотворение про букву «М»
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква М.
Воспитатель: давайте вместе с вами напишем букву М в воздухе.
Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, вверх, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
7. Лепка буквы М из пластилина.
8. Итог занятия:
С какими звуками мы сегодня познакомились?
Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.
В каком доме поселиться буква М? (В сине-зеленом доме)
Сегодня в доме появился новый житель, буква М.
Ребята вы сегодня были молодцы, вделайте вдох и выдох и похлопайте себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи: дифференцировать этот звук с другими гласным...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»
Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.
Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звуки и буквы Ш, С"
Формировать правильное произношение звука [ш] и [с] . Упражнять в определении позиции звука [ш] и [с] в слове...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква О"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква О"...