Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [а] и буква «А»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по «Обучению грамоте»  в старшей группе «Звук [а] и буква «А» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote.odt30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Обучению грамоте»

в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Звук [а] и буква «А»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Деятельность детей: игровая,  двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  восприятие художественной литературы и фольклора

Цель: познакомить детей с буквой «А» и звуком [ а].

Программное содержание: учить выделять  гласный звук [а] из состава слогов, слов и обозначать его буквой А;  автоматизировать звук А в слогах, словах и чистоговорках; выкладывать букву А из палочек; учить прописывать букву А;
закрепить понятие «звук», «буква», «слово» и внедрение их в активный лексикон. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа:  Заучивание двустишия о букве А из книги «Мой букварь», подбор имен на звук [а].

Материалы и оборудование: Палочки,  пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки, рабочие тетради, цветные и простые карандаши

Планируемые результаты:  выделяют  гласный звук [а] из состава слогов, слов и обозначают его буквой А; прописывают букву А;

                                                        Структура занятия

 

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

23 мин

1

Игра

«Назови слово»

2 мин

2

Рассказывание двустишия

2 мин

3

Упражнение

«Лесенка»

2 мин

4

Знакомство с буквой А

5 мин

5

Физкультминутка

«Живой конструктор»

2 мин

6

Работа в тетради

10 мин

III

Заключительная часть

Итог

1 мин

Длительность 25 минут

                                                                Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент

«Встаньте дети, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу. (Опустить руки, подуть на ладони)

II. Основная часть

1 . Игра «Назови слово»

Развитие зрительного восприятия. Совершенствование фонематических представлений.

На столиках перед детьми лежат предметные картинки, названия которых начинаются с гласных звуков (аист, арка, автобус, индюк, утка, ослик). Воспитатель: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [и], потом сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [у], затем тот, у кого название картинки начинается со звука [о]. А оставшиеся дети назовут свои картинки

Дети: Аист, арка, автобус.

Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?

Дети: Со звука [а].

Воспитатель: Правильно. Садитесь.

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Аа, которая обозначает звук [а].

2. Рассказывание двустишия. Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Посмотрите на картинку и вспомните стихотворение, которое мы с вами  выучили. Расскажем его все вместе.

Дети:

Алик с Аллочкой дружил,

Алле астры подарил.

Воспитатель:  Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]?

Дети: Алик, Аллочка, Алла, астры.

Воспитатель:  Какие еще слова на звук [а] вы помните?

Дети: Аист, арбуз, азбука, абрикос.

Воспитатель: Вспомните имена, которые начинаются с этого звука.

Дети: Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена.

Воспитатель: Отлично! Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а].

Воспитатель: Ребята,  звук [а], он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком.

3. Упражнение «Лесенка». Пение звука [а]. Преодоление твердой атаки гласных.

Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков.

Воспитатель: Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.

Дети поют звук [а] вместе с педагогом.

4. Знакомство с буквой А. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса.

Воспитатель помещает на магнитную доску большую букву А, а на столики коробки с красными палочками.

Воспитатель: Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит?

Дети: Из трех.

Воспитатель: Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна — короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву А. Какую букву вы сложили?

Дети: Это буква А.

Воспитатель помещает на магнитную доску маленькую букву а.

Воспитатель: А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изогнутой палочки.

Воспитатель: Посмотрите в верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы?

Дети: Большая буква А и маленькая буква а.

Воспитатель: Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите, под ними красный кружок? Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку и найдите на ней все буквы А а. Покажите их.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:  А на этой картинке что вы видите?

Дети: Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина.

Воспитатель: А еще вы видите картинки. Назовите их.

Дети:  Аист, астра.

Воспитатель: А вот эти большие ворота называются аркой, музыкальный инструмент — арфой. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе.

Дети: Арка, арфа.

Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?

Дети: Со звука [а].

Воспитатель: Посмотрите на слова внизу картинки, там написано: аист, астра, арка, арфа. Покажите все буквы а в этих словах.

Дети показывают буквы.

Воспитатель:  Молодцы!

5. Физкультминутка  Упражнение «Живой конструктор».

 Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса

Воспитатель  приглашает детей на ковер.

Воспитатель: А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Наташа, Марк и Паша лягут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А.

Даша:  Марк ляжет слева, а Паша ляжет справа.  Они будут изображать большие палочки. Вы помните, что они должны лежать с наклоном?

Даша:  А Наташа ляжет посередине, поперек.

Воспитатель:  Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась?

Даша:  Большая буква А.

Воспитатель:  А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох. Упражнение выполняется три-четыре раза, затем воспитатель рассыпает на ковре пластмассовые буквы.

Воспитатель:  А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые найдете на ковре.

6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики.

Воспитатель:  приглашает детей к столикам и раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с цветными карандашами.

Воспитатель: Сегодня вы получаете новые тетради, в которых будете учиться писать буквы. Какую букву вы видите?

Дети. Это буква Аа.

Воспитатель: Какой карандаш вам нужен, чтобы ее раскрасить?

Дети: Красный.

Воспитатель: Почему?

Дети: Это гласная буква

Воспитатель: Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву А, а потом обведите и раскрасьте маленькую букву а. Аиста и астру вы можете раскрасить вечером с воспитателями. А сейчас мы попробуем написать букву А. Но для этого сначала напишем палочки. Посмотрите на верхнюю строчку палочек. Они прямые, высотой в две клеточки. Мы будем писать их сверху вниз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.

Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает им помощь.

Воспитатель: Теперь давайте напишем наклонные палочки. Они наклонены вправо и высотой тоже в две клетки. Мы будем писать их снизу вверх. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.

Дети выполняют задание, педагог оказывает им помощь. Аналогично проводится работа по написанию палочек с наклоном влево и горизонтальных перекладин.

Воспитатель: А вот теперь мы можем попробовать «написать» букву А в воздухе. Посмотрите, как я это делаю.

Воспитатель поворачивается к детям спиной и «пишет» букву А в воздухе.

Воспитатель: «Напишите» букву А в воздухе вместе со мной.

Дети выполняют задание вместе с педагогом.

Воспитатель:  Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом пишу палочку с наклоном влево сверху вниз, наконец, я пишу перекладину. Попробуйте по очереди написать букву А на доске, а потом мы напишем по две буквы А по точкам. Целесообразно закончить работу в тетради с каждым ребенком на индивидуальном занятии.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

- Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи:  дифференцировать этот звук с другими гласным...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»

учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить поняти...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»

Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»

Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.

Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков  «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [м] и буква «М»

Конспект занятия по «Обучению грамоте»  в старшей группе «Звук [м] и буква «М»...