Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [а] и буква «А»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [а] и буква «А»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obucheniyu_gramote.odt | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Обучению грамоте»
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Звук [а] и буква «А»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Деятельность детей: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: познакомить детей с буквой «А» и звуком [ а].
Программное содержание: учить выделять гласный звук [а] из состава слогов, слов и обозначать его буквой А; автоматизировать звук А в слогах, словах и чистоговорках; выкладывать букву А из палочек; учить прописывать букву А;
закрепить понятие «звук», «буква», «слово» и внедрение их в активный лексикон. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: Заучивание двустишия о букве А из книги «Мой букварь», подбор имен на звук [а].
Материалы и оборудование: Палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки, рабочие тетради, цветные и простые карандаши
Планируемые результаты: выделяют гласный звук [а] из состава слогов, слов и обозначают его буквой А; прописывают букву А;
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 23 мин | |
1 | Игра | «Назови слово» | 2 мин |
2 | Рассказывание двустишия | 2 мин | |
3 | Упражнение | «Лесенка» | 2 мин |
4 | Знакомство с буквой А | 5 мин | |
5 | Физкультминутка | «Живой конструктор» | 2 мин |
6 | Работа в тетради | 10 мин | |
III | Заключительная часть | Итог | 1 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент
«Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу. (Опустить руки, подуть на ладони)
II. Основная часть
1 . Игра «Назови слово»
Развитие зрительного восприятия. Совершенствование фонематических представлений.
На столиках перед детьми лежат предметные картинки, названия которых начинаются с гласных звуков (аист, арка, автобус, индюк, утка, ослик). Воспитатель: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [и], потом сядет тот, у кого название картинки начинается со звука [у], затем тот, у кого название картинки начинается со звука [о]. А оставшиеся дети назовут свои картинки
Дети: Аист, арка, автобус.
Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?
Дети: Со звука [а].
Воспитатель: Правильно. Садитесь.
Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Аа, которая обозначает звук [а].
2. Рассказывание двустишия. Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Посмотрите на картинку и вспомните стихотворение, которое мы с вами выучили. Расскажем его все вместе.
Дети:
Алик с Аллочкой дружил,
Алле астры подарил.
Воспитатель: Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [а]?
Дети: Алик, Аллочка, Алла, астры.
Воспитатель: Какие еще слова на звук [а] вы помните?
Дети: Аист, арбуз, азбука, абрикос.
Воспитатель: Вспомните имена, которые начинаются с этого звука.
Дети: Арина, Алеша, Андрюша, Алина, Алена.
Воспитатель: Отлично! Вы вспомнили много слов, которые начинаются со звука [а].
Воспитатель: Ребята, звук [а], он гласный. Его можно петь. Мы обозначаем его красным кружком.
3. Упражнение «Лесенка». Пение звука [а]. Преодоление твердой атаки гласных.
Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков.
Воспитатель: Давайте споем звук [а], как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.
Дети поют звук [а] вместе с педагогом.
4. Знакомство с буквой А. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса.
Воспитатель помещает на магнитную доску большую букву А, а на столики коробки с красными палочками.
Воспитатель: Это большая буква А. Из скольких палочек она состоит?
Дети: Из трех.
Воспитатель: Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна — короткая. Возьмите из коробки по три палочки и сложите большую букву А. Какую букву вы сложили?
Дети: Это буква А.
Воспитатель помещает на магнитную доску маленькую букву а.
Воспитатель: А вот это маленькая буква а. Она состоит из полукруга и изогнутой палочки.
Воспитатель: Посмотрите в верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы?
Дети: Большая буква А и маленькая буква а.
Воспитатель: Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук [а] и тоже называются гласными. Видите, под ними красный кружок? Это кружок, которым мы обозначаем звук [а]. Теперь посмотрите на картинку и найдите на ней все буквы А а. Покажите их.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А на этой картинке что вы видите?
Дети: Большую букву А из палочек и маленькую букву а из пластилина.
Воспитатель: А еще вы видите картинки. Назовите их.
Дети: Аист, астра.
Воспитатель: А вот эти большие ворота называются аркой, музыкальный инструмент — арфой. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесем их вместе.
Дети: Арка, арфа.
Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?
Дети: Со звука [а].
Воспитатель: Посмотрите на слова внизу картинки, там написано: аист, астра, арка, арфа. Покажите все буквы а в этих словах.
Дети показывают буквы.
Воспитатель: Молодцы!
5. Физкультминутка Упражнение «Живой конструктор».
Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
Воспитатель приглашает детей на ковер.
Воспитатель: А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор». Сейчас Наташа, Марк и Паша лягут на ковер, а Даша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву А.
Даша: Марк ляжет слева, а Паша ляжет справа. Они будут изображать большие палочки. Вы помните, что они должны лежать с наклоном?
Даша: А Наташа ляжет посередине, поперек.
Воспитатель: Она будет изображать перекладину. Какая буква получилась?
Даша: Большая буква А.
Воспитатель: А теперь все встаньте на ковер, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох. Упражнение выполняется три-четыре раза, затем воспитатель рассыпает на ковре пластмассовые буквы.
Воспитатель: А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы А, которые найдете на ковре.
6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики.
Воспитатель: приглашает детей к столикам и раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с цветными карандашами.
Воспитатель: Сегодня вы получаете новые тетради, в которых будете учиться писать буквы. Какую букву вы видите?
Дети. Это буква Аа.
Воспитатель: Какой карандаш вам нужен, чтобы ее раскрасить?
Дети: Красный.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это гласная буква
Воспитатель: Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву А, а потом обведите и раскрасьте маленькую букву а. Аиста и астру вы можете раскрасить вечером с воспитателями. А сейчас мы попробуем написать букву А. Но для этого сначала напишем палочки. Посмотрите на верхнюю строчку палочек. Они прямые, высотой в две клеточки. Мы будем писать их сверху вниз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.
Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает им помощь.
Воспитатель: Теперь давайте напишем наклонные палочки. Они наклонены вправо и высотой тоже в две клетки. Мы будем писать их снизу вверх. Посмотрите, как я делаю это на доске. Напишите две палочки по точкам.
Дети выполняют задание, педагог оказывает им помощь. Аналогично проводится работа по написанию палочек с наклоном влево и горизонтальных перекладин.
Воспитатель: А вот теперь мы можем попробовать «написать» букву А в воздухе. Посмотрите, как я это делаю.
Воспитатель поворачивается к детям спиной и «пишет» букву А в воздухе.
Воспитатель: «Напишите» букву А в воздухе вместе со мной.
Дети выполняют задание вместе с педагогом.
Воспитатель: Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом пишу палочку с наклоном влево сверху вниз, наконец, я пишу перекладину. Попробуйте по очереди написать букву А на доске, а потом мы напишем по две буквы А по точкам. Целесообразно закончить работу в тетради с каждым ребенком на индивидуальном занятии.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи: дифференцировать этот звук с другими гласным...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»
учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить поняти...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»
Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.
Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [м] и буква «М»
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе «Звук [м] и буква «М»...