«Интеллектуальное развитие младших школьников с ОВЗ через решение логических задач, ребусов, кроссвордов, головоломок»
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Инновационная площадка "Мир головоломок" смарт-тренинг для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_golovolomki.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеллектуальное развитие младших школьников с ОВЗ через решение логических задач, ребусов, кроссвордов, головоломок»
XX1 век – это век информационных технологий. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. Известный психолог Л.С. Выготский сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
Детский сад «Центр коррекции и развития детей» посещают дети с, имеющие ограниченные возможности здоровья. Обучающиеся данной категории характеризуются различными нарушениями в психическом и (или) физическом развитии. Поэтому педагогам нашего структурного подразделения приходится находить разнообразные средства повышения результативности коррекционно-развивающей процесса. Одним из средств развития логического мышления является головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Игры-головоломки служат своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности. Развивающие головоломки способствуют формированию психических процессов: внимания, памяти, пространственного представления и воображения, а также личностных качеств: умения находить зависимости и закономерности, решать поставленные задачи. Кроме того, благодаря данным головоломкам, дети запоминают цвета и формы предметов. Эти игры положительно влияют на эмоциональную сферу обучающихся с ОВЗ, что достигается путем создания ситуации успеха. И, конечно, благодаря головоломкам у детей с особенностями развития обогащается словарный запас - в практической деятельности ребята запоминают названия цветов, геометрических фигур, а также предметов окружающего мира. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игры с головоломками являются прекрасным средством развития творческих способностей у детей с ОВЗ.
Нашему структурному подразделению «Центр коррекции и развития детей» в 17.05.2022 г. присвоен статус инновационной площадки федерального уровня "Образовательный модуль "Мир головоломок" смарт-тренинг для дошкольников". Научным руководителем проекта является Казунина Ирина Ивановна, руководитель методической службы АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России", заместитель руководителя федерального экспертного совета ВОО "Воспитатели России" и создатель игрового набора «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников.
Педагоги структурного подразделения «ЦКР» успешно прошли курсы повышения квалификации, провели мастер-класс по ознакомлению всех педагогов и родителей с видами игр-головоломок, входящих в набор. Было приобретено 2 игровых набора «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников и дополнительно различные виды головоломок во все группы.
Наши педагоги знакомят воспитанников с играми, руководствуясь принципами «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям», способствующими поддержанию у ребенка интереса и веры в свои возможности в результате самостоятельно выполненного задания и создания условий для умственного и творческого развития личности дошкольника, способного к достижению цели. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Дети очень активны в восприятии головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Неподдельный интерес к играм-головоломкам в структурном подразделении «ЦКР» проявили дети 4-5 лет с ЗПР. Они уже умеют использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Этому поспособствовал и ранее накопленный ими опыт. Педагоги, работая углубленно над темой «Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста», уделяли играм большое внимание, когда их воспитанники посещали еще группу раннего возраста. В старшем дошкольном возрасте стремительным темпом идет накопление знаний, улучшаются познавательные процессы, систематизируются представления детей, продолжает развиваться образное мышление. Дети старшего дошкольного возраста умеют не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта.
Головоломка - один из наиболее интересных и доступных способов заниматься педагогам и родителям «зарядкой для ума» вместе с ребёнком. Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание. В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию, способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
Работая с игровым набором «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников педагоги детского сада «ЦКР» решают задачи по оптимизации познавательного развития дошкольников, интеграции познавательной активности детей в контексте исследовательской, поисковой, экспериментальной деятельности, по созданию условий повышения эффективности реализации образовательной области «Познавательное развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение логических задач – один из приемов развития у детей логического мышления
В статье излагается материал из опыта работы по обучению детей решению логических задач...
Формирование у дошкольников способности к решению логических задач, через использование развлекательного математического материала.
Развитие логического мышления дошкольников через развлекательный математический материал....
Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"
Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...
ПРОЕКТ "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решения логических задач и игр"
Социально - педагогический проект...
"Развитие речи-рассуждения детей дошкольного возраста в процессе решения логических задач"
Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей речи – рассуждения....
ННОД по познавательному развитию "Решение логических задач"
конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЭМП , составленный в соответствии с ФГОС...
Развитие произвольного внимания путём использования числовых таблиц, решения логических задач.
Тема. Развитие произвольного внимания путём использования числовых таблиц, решения логических задач. I Вводная часть.1. Организационный момент. Знакомство с темой и задачами зан...