Формирование у дошкольников способности к решению логических задач, через использование развлекательного математического материала.
методическая разработка по математике на тему

Тетенова Анастасия Юрьевна

Развитие логического мышления дошкольников через развлекательный математический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologami_vsego_mira_priznano.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. 

Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.
Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. 

Цели:
Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах. 
Развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов.
Формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения. 
Научить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Задачи:
Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещению.
Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Учить кодировать и декодировать свойства предметов при помощи схем.

Наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Всё это - активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового. 

Направления работы:

• Работа с детьми.

• Работа с родителями.

• Работа с педагогами.

Работа с детьми:

• Дидактические игры.

• Математические игры и задачи.

• Развлечения.

Дидактические игры

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различии, выделении, названии множеств, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Дидактические игры и игровые упражнения способствуют развитию любознательности и умственных способностей (задачи-шутки, загадки, головоломки). Развитию любознательности и умственных способностей у детей способствуют игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.

Математические игры и задачи

Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т.д.

Математические развлечения

Все дети любят праздники и развлечения. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, сплачивают детей, создают бодрое настроение. Развлечение строится на понятийном багаже, который уже сложился у детей. Сюжет строится на вовлечении детей в происходящее, на возможности проявления детьми эрудиции и находчивости и, конечно же, признания и достижений.

Математический уголок « Заниматика»

Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. «Уголок» - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Работа с родителями

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача педагога по данной проблеме - донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы, а развитие логического мышления происходит в большей мере посредством игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Для решения данной проблемы были проведены следующие мероприятия:

• Консультации.

• Родительские собрания.

• Оформление папок- передвижек.

• Презентации.

• Мастер-класс.

• Математическая игротека.

• Дни открытых дверей.

Работа с педагогами

В работе с педагогами были использованы следующие формы работы:

• Консультации.

• Создание картотеки математических игр.

• Участив в совещаниях, семинарах.

• Проведение открытых занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь"......

Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня Тема: «Развитие логического мышления и математических представлений через использование универсального математического материала»

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зре...

Социально – педагогический проект "Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через решение логических задач и игр"

Социально-педагогический проект «Развитие умственных способностей у детей через решение логических задач и упражнений» направлен на развитие логического мышления, познавательных и творческих способнос...

Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математического материала.

Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математическогоматериала....

Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование занимательного математического материала

Осинина Татьяна Сергеевна  воспитатель детского сада № 229 Сормовского района города Нижнего Новгорода. «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста ...

Статья «Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала».

Статья «Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала»....