Коррекционная работа воспитателя посредством театрализованной деятельности
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Павлуткина Наталья Николаевна
Занимаясь с детьми, мы увидели, что у ряда детей с недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений. Наблюдая за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, мы видим недостаточную координацию пальцев, что позволяет нам судить об особенностях моторики пальцев. Поэтому в коррекционную работу мы включаем серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_rechi_ns.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                «Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с

                                 чистоты выговора, с развития силы и крепости в голосе».

                                                                                                     М. В. Ломоносов

  Занимаясь с детьми, мы увидели, что у ряда детей с недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений.

Наблюдая за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, мы видим недостаточную координацию пальцев, что позволяет нам судить об особенностях моторики пальцев.

Поэтому в коррекционную работу мы включаем серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук.

В нашей группе коррекционная работа ведётся в течении всего дня. За основу берем программу Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

Развивая мелкую моторику пальцев рук, используем Су-Джок терапию. Прокатывая шарик между ладонями, проговаривая чистоговорки, потешки, стихи с автоматизируемым звуком, дети не только массируют мышцы рук, но и закрепляют правильное произношение.

  «Это ручка – правая, это ручка – левая, я на мячик нажимаю, я зарядку делаю. Будет сильной – правая, будет сильной- левая, будут ручки у меня – ловкие, умелые». 

Повторяя наши движения в ходе пальчиковых игр, дети активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем у ребенка ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Коррекционная работа ведется также посредством театра, как в группе, так и в кружковой деятельности (Кружок «Сказка»). Использование театрализованных игр проходит поэтапно, от простого к сложному. Это игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое. Затем вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации. Постепенно переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. И самый сложный вид деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры. Работая над персонажем, дети подражают его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. Использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребят к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Так же с элементами театрализации провожу упражнения для развития интонационной выразительности речи и диапазона голоса. Например: упражнение по типу «Далеко-близко, высоко-низко» когда дети надевают на руку атрибут какого-либо театра и произносят изучаемый звук с различной интонацией. «Звериные скороговорки » помогают нам в работе над четкостью дикции: здесь дети уже надевают маски разных животных и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты. «Логопедические распевки» Гавришевой, Нищевой с использованием атрибутов театра помогают решать задачи по развитию речевого дыхания.

Работа в логопедической группе требует от воспитателя сосредоточенного, вдумчивого и скрупулезного исполнения плана, разработанного совместно с логопедом, а также систематического применения полученных знаний для коррекции произношения и общего развития своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы и подходы к планированию коррекционной работы в рамках театрализованной деятельности

В работе петечисляются основные принципы и подходы к планированию коррекционной работы в рамках театрализованной деятельности, приводятся примеры....

Развитие речи посредством театрализованной деятельности. Мастер класс для педагогов.Подготовила воспитатель МДОАУ детский сад №5 "Солнышко," п. Серышево , Абдуллина Наталья Анатольевна

Добрый день, уважаемые коллеги!Одним из приоритетных направлений в работе воспитателя является развитие речи. Я работаю с детьми младшего возраста. Одним из основных видов деятельности в моей работе я...

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....

Реализация здоровьесберегающих технологий посредством ритмопластики в контексте организации коррекционной работы воспитателя группы ЗПР

Актуальным направлением работы педагогов ДОО становится сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Ритмопластика как здоровьесберегающая технологии выполняет задачи охраны и укрепления здоровья де...

Консультация для воспитателей "Развития навыков общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Тетрализованная деятельность - одно из эффективных средств развития общения дошкольника в процессе игры со сверстниками....

Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 02.02.2023 г. на тему: «Художественно-эстетическое развитие посредством театрализованной деятельности».

Методические рекомендации воспитателям: "создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых"...