Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 02.02.2023 г. на тему: «Художественно-эстетическое развитие посредством театрализованной деятельности».
методическая разработка

Куликова Елена Павловна

Методические рекомендации воспитателям: "создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетическое развитие посредством театрализованной деятельности».

 В общеобразовательном процессе с детьми дошкольного возраста мы решаем различные педагогические задачи, организовываем разнообразные виды деятельности: знакомим с литературными произведениями и их героями, рассказываем об окружающем мире, обсуждаем правила поведения, развиваем память, мышление, речь, творческие способности ребёнка.

        В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

        Каждый малыш, играя имитирует звуки животных, их движения. Таким образом малыш воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С. Я. Рубинштейн писал.: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Большие возможности в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые позволяют пожить полученные эмоции каждому ребенку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, требует от маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

        Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Именно в ней ребенок имеет возможность развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, приобщается к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.  

Начав работать по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:

1 Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2 Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении.

3 Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций

4 Познакомить детей с разными видами кукольных театров.

5 Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности.

6 Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Работу по приобщению дошколят к театрализованной деятельности я начинаю с самых первых дней пребывания детей в детском саду.

видами деятельности.

Элементы театрализованной деятельности   часто используются на занятиях; в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Несомненно, огромное значение в приобщении к любому виду деятельности

имеет организация развивающей предметно -пространственной среды.

В моей группе-это зона театрализованной деятельности, где есть разнообразный природный и бросовый материал, для изготовления атрибутов и декораций к театрализованной деятельности, костюмы для создания образов, маски, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой, настольная ширма, представлены разные виды театров:

1 Пальчиковый театр

2 Театр кукол би-ба-бо

3 Театр кукол на столе

Сделана картотеки: на развитие моторики рук; артикуляционной гимнастики; скороговорок на развитие дикции; интонационной выразительности; упражнений по ритмопластике; игр на выражение различных эмоций; игр-превращений; игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений; театральных этюдов.

        В своей работе с детьми я использую различные приемы: упражнения по дикции (артикуляционную гимнастику); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры- превращения, образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки; пальчиковый игротренинг; театральные этюды; разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов; просмотр кукольных спектаклей.

Работа ведется в тесном контакте с родителями. Использую, как традиционные формы-стендовые консультации. буклеты:" Театр в жизни ребенка", " Знакомим с разными видами театров", консультации " Как устроить домашний театр для детей", приобщение родителей к изготовлению декораций и атрибутов для театрализованной деятельности.

Эффективность работы по театрализованной деятельности подтверждается результатами внутреннего мониторинга, в ходе которого была определена динамика повышения знаний и представлений детей об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ в соответствии с ФГТ (выступление (из опыта работы) на заседании методического объединения воспитателей ДОУ)

Введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду, что приве...