Реализация здоровьесберегающих технологий посредством ритмопластики в контексте организации коррекционной работы воспитателя группы ЗПР
методическая разработка на тему
Актуальным направлением работы педагогов ДОО становится сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Ритмопластика как здоровьесберегающая технологии выполняет задачи охраны и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmoplastika.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация здоровьесберегающих технологий посредством ритмопластики в контексте организации коррекционной работы воспитателя группы ЗПР.
В связи с решением приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, актуальным направлением работы педагогов ДОО становится сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Основной задачей ритмопластики как здоровьесберегающей технологии является охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
Ритмопластика может проводится как одна из форм утренней гимнастики, которая входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОО, поэтому ритмопластика проводится в точно условленное по режиму время и соответствует содержанию программы, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, бодрое жизнерадостное настроение. Выполнение упражнений под музыку помогает создавать правильное представление о характере движений, их темпе и ритме. Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание, Интересные, увлекательные, подобранные в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, комплексы ритмической гимнастики, формируют желание ежедневно выполнять физические упражнения, развивают интерес к физической культуре и спорту, воспитывают целеустремленность, инициативность, организованность, формирует основы здорового образа жизни.
Также ритмопластика может проводится как специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Также ритмика, благодаря коллективным формам организации, является важным фактором формирования социально-адаптационных функций у детей с ЗПР.
Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улучшают психические процессы, запоминание, автоматизируют двигательные акты.
Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с ЗПР обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим, в занятия по ритмике включаются такие направления, как:
коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);
коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;
коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;
развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.
Основным принципом построения коррекционной ритмики является тесная связь движений и музыки, где организующим началом выступают музыка, ритм. Развитие движений в сочетании с музыкой и словом представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс.
Коррекция, сглаживание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных требуют от ребенка (и педагога на занятии) собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли, развития памяти – эмоциональной, зрительной, образной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании последовательности выполнения движений под музыку), двигательно-моторной (двигательно-мышечные ощущения), произвольной (связанной с сознательным самостоятельным выполнением упражнений).
Занятия по коррекционной ритмике детей данной категории могут проводиться в подгрупповой и фронтальной формах (не более 15 человек).
Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям, физическим возможностям занимающихся и решать в единстве задачи оздоровления, обучения и воспитания.
Серии упражнений в частях занятия располагаются согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Разные звенья тела включаются в работу последовательно, а их интенсивное выполнение чередуется с отдыхом. Упражнения силового характера и упражнения на выносливость сочетаются с упражнениями в расслаблении и растягивании, они должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Все занятия составляют единую систему обучения и отвечают современным требованиям технологии построения и проведения учебных занятий.
Структура занятий по ритмической гимнастике – общепринятая. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Данное деление на части не означает, что урок теряет свою целостность; наоборот, каждая часть логически предшествует последующей. Переходы от одной части занятия к другой мягкие, незаметные. В каждой части занятия есть более мелкие подразделения – серии-блоки упражнений, которые решают определенные частные задачи. Они состоят из цепочек упражнений, которые составляются из микроструктурных единиц– упражнений. В основе построения занятий по ритмической гимнастике лежит цель, которая реализуется путем постановки конкретных задач. От постановки цели и задач зависит выбор средств для данного занятия.
На рисунке 1 представлены блоки комплекса ритмической гимнастики, где средства сформированы по направленности воздействия.
Рис. 1. Средства ритмопластики
Сред- ства | Упражнения на расслабление | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Речевые упражнения, игры-стихотворения. 3. Упражнения в партере (лежа на полу). |
Элементы танцевальных движений классического, народного и современного танцев | 1. Элементы классического танца: - позиции ног; - позиции рук, положения рук; - деми плие, гранд плие; - релеве. 2. Элементы народного танца: - притопы; - «ёлочка», «гармошка» – вынесение ноги на каблук; - ритмические упражнения в русском характере; - сюжетные танцы по сказкам. 3.Танцевальные игры: - игры с танцевальными движениями (подскоки, галоп и т.д.). 4. Образные танцы: - с использованием положений рук и ног, которые характеризуют животных, птиц, насекомых. 5. Ритмические танцы: - с использованием ритмических упражнений. | |
Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности | Игры и упражнения, направленные на: 1. формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т.д.); 2. развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств; 3. развитие произвольности при выполнении движений и действий; 4. развитие умения выполнять совместные действия, а также на развитие коммуникативных навыков. | |
Развитие способности ориентироваться в пространстве | Игры и упражнения, направленные на: 1. развитие ориентировки в собственном теле, пространственной организации движений; 2. развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; 3. развитие способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх-вниз и т.д.). | |
Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности | Игры и упражнения, направленные на: 1. развитие быстроты и точности реакции на звуковые и вербальные сигналы; 2. развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения); 3. развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой); 4. развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения (слово управляет движением); 5. развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу. | |
Развитие и коррекция основных видов движений, серий движений, музыкально- ритмических движений | Игры и упражнения, направленные на: 1. нормализацию мышечного тонуса, тренировку отдельных групп мышц, развитие основных видов движений; 2. выработку правильной осанки, чувства равновесия; 3. развитие точности, координации, пластичности, переключаемости движений; 4. преодоление двигательного автоматизма движений. Музыкально-ритмические упражнения, направленные на: 1. формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка; 2. согласованность движений с музыкальным темпом и ритмом, ритмичность движений под музыку; - Ритмические упражнения с предметом (мяч). 3. изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко); 4. развитие имитационно-подражательных выразительных движений (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника и т.д.) |
Применение музыкальных и других звуковых сигналов во время занятия задаёт определенный ритм и акценты, что упорядочивает движения детей в рамках строго определенной программы действий.
При обучении упражнениям предпочтение отдаётся целостному методу разучивания. При расчлененном движении ребенок теряет его смысл, интерес к нему, т.к. дошкольники сразу хотят видеть результат своего труда. Число повторений упражнений варьируется, в зависимости от степени сложности упражнений, количество повторений составляет от 2 – 4 до 6 – 8 раз. Разучивание и выполнение упражнений проводится по принципу от простого к сложному, по принципу разучивания как можно более разнообразных движений, применяемых в различных ситуациях и разных условиях.
Для формирования ритмических способностей используются движения в каждую сторону на определенное количество счетов, изменение этого количества, вступление в упражнение через определенный интервал времени, выполнение упражнений под музыку и другие сигналы. На каждом занятии предлагаются подвижные игры, содержание которых предусматривает выполнение двигательных действий в заданном ритме.
Для развития способности к реакции большинство заданий применяются в ходьбе и беге в виде ответных двигательных действий на слуховой или зрительный сигнал, которые проводятся преимущественно в подготовительной части занятия.
Для развития способности к ориентации в пространстве применяют специальные задания: смена направления движения, повороты на месте и в движении, выполнение движений после поворотов, упражнения в парах и группами, упражнения с предметами, бег змейкой с огибанием препятствий и т.д.
Таким образом, использование комплексов ритмопластики могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях. В процессе занятий повышается уровень чувства ритма, координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.
Список литературы:
1. Барабаш О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: учебное пособие. / Под общей редакцией профессора Евсеева С.П. – СПб: СПб НИИ физической культуры, 2007. – 172 с.
2. Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика: методическое пособие. – СПб: Изд-во «Познание», 2001. – 104 с.
3. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей 3 – 7 лет: учеб.-метод. пособие / М.Б. Пустовойтова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 183 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР". Данную презентацию можно использую в работе с родителями на пер...
Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.
В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...
Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.
В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162....
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА
Во второй половине дня воспитатель проводит коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель-логопед. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у...
Организация коррекционной работы воспитателя
Консультация для воспитателей «Организации коррекционной работы с дошкольниками» Воспитатель, являясь помощником логопеда, активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации л...
Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Особенности организации коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОВЗ....