Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей: обучение, воспитание, коррекционная и диагностическая работа.
статья по коррекционной педагогике
В статье рассматриваются особенности организации процессов обучения, воспитания, коррекционной и диагностической работы в детском саду компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._surdopedagogika.doc | 185.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабо слышащих детей:
обучение, воспитание, коррекционная и диагностическая работа.
Подготовила: логопед, дошкольный дефектолог, воспитатель Ушкалова Т. В.
Организация | Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабо слышащих детей. |
Тип, кто обучается, возраст, сколько классов групп и т.д. | Оптимальный срок пребывания ребенка в дошкольном учрежде нии, обеспечивающий значимые результаты слухоречевого раз вития, – от 1,5 - 2 до 7 лет, т. е. на протяжении 5 лет.
Варианты режимов пребывания детей в ДОУ: 1) интернатный режим (с недельным или даже с круглогодичным пре быванием детей); 2) посещение в дневное и ночное время; 3) круглосуточное пребывание; 4) посещение в выходные и праздничные дни; 5) свободное посещение детьми ДОУ.
Формирование групп детей в зависимости от возраста: - для детей преддошкольного возраста (1,5-3 года); - младшая группа (3-4 года); - средняя (4-5 лет); - старшая (5-6 лет); - подготовительная (6-7 лет). Формирование групп в зависимости от структуры дефекта (комплектуются по заклю чению ПМПК): 1) В группы для глухих детей принимаются: - глухие дети. 2) В группы для слабослышащих (количество детей – 6-8) принимаются: - слабослышащие дети; - глухие детей с речью, сформированной в результате систематических занятий родителей с ребенком в семье; - позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь. 3) В группы для детей с тяжёлыми нарушениями принимаются (количество детей – до 5): - сочетания снижения слуха с олигофренией в степени дебильности, - сочетания снижения слуха с ДЦП, - сочетания снижения слуха с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др. Дети принимаются в данные группы с 5 лет. В данные группы не принимаются: - слепоглухие дети; - дети с нормальным слухом без речи; - умственно отсталые дети в степени имбецильности и идиотии; - дети с психопатоподобным поведением; - дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия); - дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе. 4) Группы кратковременного пребывания рекомендованы: - детям с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; - детям с легкой степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; - внезапно оглохшим детям; - детям с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; - детям, которым противопоказано посещение детского сада; - детям с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная организационная форма работы в группах кратковременного пребывания - индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже. |
Какая педагогическая система применяется | Педагогические системы: 1) билингвистическая система; 2) коммуникационная система; 3) дактилирование. Методические ресурсы, использующиеся при организации работы с детьми, имеющими нарушение слуха: - Программа «Общение», воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией Э. И. Леонгард; - Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2015); - Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха; - Приложение к индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА; - Методика по развитию слухового восприятия и обучению произношения Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко; - Система Э. И. Леонгард «Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у глухих и слабослышащих детей»; - Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир». Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. |
Какие занятия (уроки) проводятся | Разделы программы: 1) «Физическое развитие»: - охрана и укрепление здоровья, - формирование основных движений и двигательных качеств, - коррекция и профилактика нарушений физического развития, - развитие ориентирования в пространстве. 2) «Познавательное развитие», - формирование познавательных процессов, - формирование способов умственной деятельности, - усвоение обогащение знаний о природе и обществе; - развитие познавательных интересов. 3) «Речевое развитие», - развитие слухо-зрительного восприятия, - формирование навыка глобального чтения, - формирование звукопроизношения, - развитие словаря. 4) «Социально-коммуникативное развитие», - освоение доступных видов игры, - совместная трудовая деятельность, - овладение навыками коммуникации. 5) «Художественно-эстетическое развитие» - «Художественное творчество» - «Музыкальная деятельность». Групповые занятия: -Ребёнок и окружающий мир. - Развитие речи. - Развитие слухового восприятия и произношения. - Рисование. - Конструирование. - Аппликация. - Лепка. - Занятие физической культурой. - Музыкальные занятия.
Индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: - логопедом; - педагогом – дефектологом (сурдологом); - психологом.
Дополнительно: - интегрированные разноплановые познавательно-развивающие тематические д досуги, развлечения; - музыкальные и спортивные праздники; - прогулки, экскурсии; - физкультминутки, динамические паузы; - логоритмические упражнения; - двигательно-речевые, хороводные, подвижные игры. |
Процесс обучения | Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей (согласно СанПиНа 2.4.1.3049-13) составляет: -от 3 до 4 лет – 2 часа 45 мин; -от 4 до 5 лет – 3 часа 40 мин; -от 5 до 6 лет – 5 часов 50 мин; -от 6 до 7 лет – 7 часов 30 мин. Нормативы по продолжительности непрерывной организованной образовательной деятельности: - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: - для младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, - в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, ее продолжительность не более 25-30 минут в день. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. В летний период жизнь детей максимально выносится на свежий воздух, где проводится согласно плану летне-оздоровительной работы спортивные и подвижные игры, праздники, развлечения, а также увеличивается время прогулок. |
Процесс диагностики | В процессе диагностики целесообразно придерживаться следующей схемы: 1. Характеристика состояния слуха 1) Степень потери слуха (глухота, частичная потеря) — использовать данные из медицинской документации. 2) Возраст, в котором произошло нарушение слуха: врожденное нарушение слуха, ранняя потеря слуха (в возрасте до трех лет), нарушение слуха в более позднем возрасте. 3) Причины, приведшие к данному нарушению. 4) Наличие или отсутствие в семье родственников с нарушениями слуха. 2. Уровень развития двигательной сферы. 1) Пантомимика — осанка, походка, индивидуальные позы. Мимика — общее выражение лица, выразительность мимических движений, характер естественных жестов.
2) Координация движений (крупных и мелких). 3) Возможности сохранения статического и динамического равновесия. 3. Познавательная сфера. 1) Уровень развития разных видов восприятия. Анализ и синтез в процессе зрительного восприятия. 2) Соотношение в развитии разных видов памяти (образной и словесной), разных способов запоминания материала (механического и логического). 3) Мышление — виды мышления, его соответствие возрастным нормам; характеристика уровня обобщений, степень развития мыслительных операций. 4) Взаимосвязи в развитии познавательных процессов.
4. Развитие речи. 1) Виды речи, которыми владеет и пользуется ребенок (словесно-устная, письменная, дактильная, жестовая). 2) Состояние навыка чтения с губ. Индивидуальные особенности. 3) Аграмматизмы. 4) Объем словаря (активного и пассивного). 5) Соотношение разных видов речи. Выделение ситуаций, в которых используется тот или иной вид речи. 6) Соотношение в развитии мышления и речи (словесной и жестовой).
5. Особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста) 6. Анализ продуктов деятельности (изучению подлежат материальные или материализованные результаты разных видов деятельности): - изобразительной (рисунки, аппликации, поделки из пластилина), - конструирования (конструкции), - учебной, - трудовой.
6. Уровень развития личности 1) Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание, оценка). 2) Эмоциональные состояния ребенка. 3) Особенности внешних выражений эмоций. 4) Понимание эмоций других людей. 5) Самооценка — степень ее адекватности и устойчивости, причины, вызывающие ее изменение. |
Процесс коррекционно-развивающей работы | Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется через коррекционный комплекс, состоящий из 5-ти блоков: 1 блок – диагностический: - первичное обследование, - систематические этапы наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития. Включает: 1) Психологический аспект: - изучение уровня умственного, речевого, моторного развития; - состояние гнозиса и праксиса; - особенности межанализаторного взаимодействия; - понятие пространственно-временных отношений; - характер произвольной деятельности дошкольника. 2) Педагогический аспект: - выявление трудностей формирования ЗУНов, - определение этапа, на котором эти трудности возникли, - определение условий их преодоления. 2 блок - коррекционно-развивающий: система коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
3 блок – аналитический: 1) обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, 2) позволяет оценить эффективности коррекционного воздействия. 4 блок – консультативно-просветительский и профилактический: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания ребенка. 5 блок – организационно-методический: работа с документацией. Профессиональная коррекционная работа с детьми: 1) Логопедическая работа строится на основе комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем: − медикаментозное лечение и психотерапия (в поликлинике); − логопедические воздействия учителя-логопеда; − максимальная помощь родителей и воспитателей. Коррекционные занятия проводятся учителем-логопедом индивидуально или малыми подгруппами. 2) Психологическая работа строится на основе комплексного психолого-медико-педагогического подхода, который выражается в следующем: − комплексная диагностика интеллектуального и личностного развития воспитанников; − анализ личных дел воспитанников и медицинских карт; − развивающие и коррекционные занятия с детьми; − участие в ПМПк с предоставлением материалов. |
Прочее | Технологии, используемые в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха: 1) Здоровьесберегающие технологии: - беспечение социально-психологического благополучия ребенка, - психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ) - обучение здоровому образу жизни (коммуникативные игры, проблемно-игровые, игротренинги, игротерапия, самомассаж, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.)) 2) Технология развивающего обучения: - ориентация на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников с нарушениями слуха путём использования их потенциальных возможностей; - мотивация дошкольников на конкретные действия, на познание нового. 3) Технология проектной деятельности: - самостоятельная деятельность детей с нарушениями слуха – исследовательская, познавательная, продуктивная; - в процессе проектной деятельности ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. 4) Игровая технология: - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; - группы игр, в процессе которых у дошкольников с нарушениями слуха развивается умение отличать реальные явления от нереальных; - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. 5) Личностно-ориентированная технология: - центр всей системы дошкольного образования - личность ребёнка; - обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий развития детй; - реализация имеющихся природных потенциалов. 6) АРТ-терапевтическая технология: - адекватна дошкольному возрасту (играя, рисуя, танцуя, ребёнок учится самовыражаться, вступать в адекватные отношения с окружающим миром), - психологически безопасна (принцип «Не навреди!» является ведущим); - эффективна в работе с детьми, их родителями, воспитателями, специалистами дошкольных коррекционных образовательных учреждений; - гибко вписывается в различные образовательные контексты; - позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности детей, развивать креативность, повышать самооценку и актуализировать стремление к самопознанию, самоуважению, самодостаточности. 7) Информационно- коммуникативные технологии: - обучающие ( сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала); - тренажеры (предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока); - справочные и информационно-поисковые (обобщают сведения по систематизации информации); - демонстрационные (визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования); - имитационные (представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики); - лабораторные (позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании); - моделирующие (дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования); - учебно-игровые (предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме). - электронно-образовательные ресурсы (дает педагогам возможность углубления межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей, актуализации выбора образовательной траектории обучающимися, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы в детском саду компенсирующего вида
В статье раскрыты основные особенности коррекционно- развивающей работы в детском саду компенсирующего вида...
Циклограмма коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда ГКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 «Берёзка» города-курорта Ессентуки в подготовительной к школе логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
Вся работа учителя-логопеда регламентируется циклограммой, в которой поминутно расписаны все проводимые виды работ логопеда с детьми. Меняется циклограмма по периодам в зависимости от чередования той ...
Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения...
СТАТЬЯ Взаимодействие специалистов ГБДОУ детский сад компенсирующего вида в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлым нарушением речи).
• Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия. • Особенности органи...
Сценарий новогоднего утренника в детском саду для глухих и слабослышащих детей
Сценарий предназначен для воспитателей, музыкальных работников, которые работают в детских садах с глухими и слабослышащими дошкольниками в возрасте от 3-х до 6 лет....
Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов
1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зренияВ процессе обучения глухого ребенка большая нагрузка падает на зрение. Когда изучили причины стойкой неуспеваемости глухих детей (Г.П. Бертынь), оказа...
Основные методики обучения глухих и слабослышащих детей
Данная статья посвящена обзору специальных методик обучения глухих детей....