Особенности коррекционной работы в детском саду компенсирующего вида
статья по логопедии по теме
В статье раскрыты основные особенности коррекционно- развивающей работы в детском саду компенсирующего вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onr.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционной работы в детском саду компенсирующего вида
Старший воспитатель, учитель – логопед
ГБОУ № 1472 ЦОУО ДО г. Москвы Галушкина М.В.
В детском саду компенсирующего вида чаще всего воспитываются дети, которые не имеют отклонений в интеллектуальном развитии, но по различным причинам испытывают затруднения в освоении общеобразовательных программ. Наш детский сад не является исключением. В образовательном учреждении - 8 групп компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Главной задачей воспитания и обучения дошкольников в логопедических группах ДОУ компенсирующего вида является стимулирование всестороннего развития ребенка, имеющего недоразвитие речи, путем коррекции аномального развития речи и связанных с нею психических процессов, т.к. недоразвитие речи не существует изолированно, оно носит многосторонний характер.
Термин ОНР (общее недоразвитие речи) подразумевает нарушение или отставание от нормы основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики) у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом. Однако, неполноценная речевая деятельность негативно влияет на развитие личности в целом, затрудняя становление познавательной деятельности, нарушая развитие внимания и памяти, оказывая тормозящее воздействие на овладение мыслительными операциями. Речевые средства, которыми владеет ребенок с ОНР, недостаточны для полноценного общения и это препятствует нормальному развитию игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте в плане формирования личности ребенка. Речевая недостаточность негативно сказывается и на формировании характера: у некоторых детей с ОНР появляется неуверенность в себе, тревожность, обидчивость, у других – раздражительность, упрямство, негативизм и пр.
У многих детей с ОНР отмечается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, нарушение артикуляционной и мелкой моторики.
Коррекция аномального речевого развития и связанных с ним нарушений высших психических функций осуществляется в ДОУ с помощью научно обоснованной системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательную и целенаправленную работу, начиная с младшего возраста с обязательным учетом речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также индивидуальных личностных особенностей.
Преодоление ОНР у дошкольников в детском саду компенсирующего вида осуществляется с использованием всей совокупности коррекционно-воспитательных воздействий на основе программ:
«Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» /Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина. «Просвещение», 2009 г
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2010 г.
Основное внимание в ДОУ уделяется коррекционным процессам, что не исключает выполнения общеобразовательных задач, предусмотренных программой массового детского сада. Однако, соединение всех необходимых занятий не происходит механически. При составлении сетки занятий учитываются коррекционная значимость каждого вида занятий, рекомендации программы массового детского сада, рекомендации программы коррекционного обучения, а также психофизиологические и возрастные особенности детей с ОНР.
Коррекционно-воспитательный процесс в ДОУ происходит в тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива, включающего логопедов, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, педагога по физическому воспитанию и на основе единства требований, предъявляемых детям.
Устойчивые связи между логопедом и воспитателем каждой возрастной группы определяется распределением коррекционно-речевых и общеобразовательных задач, которые решают педагоги, каждый на своем занятии.
В своей работе, как и в массовом детском саду, воспитатель осуществляет умственное, нравственное, эстетическое, физическое воспитание, формирует представление о здоровом образе жизни, воспитывает культурно-гигиенические навыки. Наряду с этим, воспитатель проводит по рекомендациям и под контролем логопеда коррекционную работу в течение всего дня, как на занятиях, так и вне их в процессе режимных моментов.
Основная задача логопеда – преодоление общего недоразвития речи, заключающееся в коррекции звукопроизношения, формировании лексико-грамматических средств языка, развитии связной речи, а также коррекция и развитие психических процессов.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к школьному обучению. Выпускники ДОУ поступают в массовые школы. По результатам диагностики выпускники хорошо усваивают программу; уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников также удовлетворены уровнем подготовки детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития в детском саду компенсирующего вида
Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитани...
Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.
Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....
Анализ воспитательно – методической работы за 2012 – 2013 учебный год в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду компенсирующего вида № 156.
Анализ воспитательно – методической работыза 2012 – 2013 учебный годв муниципальном бюджетн...
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...
Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития.
Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития....
Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.
Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....