Основные методики обучения глухих и слабослышащих детей
статья по коррекционной педагогике
Данная статья посвящена обзору специальных методик обучения глухих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_metodiki_obucheniya_gluhih_i_slaboslyshashchih_detey.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные методики обучения глухих и слабослышащих детей
Ребенок с нарушениями слуха – это большая ответственность для его родителей. После понимания того, что у малыша ограниченные возможности в восприятии окружающего мира, приходит осознание, что для его комплексного развития придется приложить достаточно много сил.
Существуют специальные методики обучения глухих детей, которые помогут адаптировать ребенка к окружающему его миру и дадут ему возможность найти свое место в обществе.
Особенности обучения глухих и слабослышащих детей
Речь непрерывно связана со слухом, т.е. чем хуже человек слышит, тем больше у него будет проблем в грамматическом, лексическом и фонетическом восприятии речи.
Если у ребенка абсолютная глухота, то он не сможет самостоятельно овладеть речевыми навыками без соответствующей медико-психолого-педагогической помощи. Как итог – он навсегда останется глухонемым. Работу с глухими детьми ведут сурдопедагоги в специальных коррекционных учреждениях: научно-исследовательский институт уха, носа, горла и речи, сурдологические центры, частные коррекционно-развивающие центры, специализированные детские сады и школы. Метод обучения глухих детей основывается на том, чтобы продемонстрировать им, как именно работает их речевой аппарат.
Система обучения речи слабослышащих детей основывается на использовании слухового аппарата. В этом случае ребенку проще, потому что он может слышать звуки и на основании этого приобретать речевые навыки. Но здесь все равно важна коррекционная работа со стороны сурдопедагога.
Основные методики обучения глухих детей
На сегодняшний день существуют разнообразные методики обучения глухих и слабослышащих детей:
- Устный метод. В данной методике основной акцент делается на то, чтобы сформировать у ребенка устную речь, потребность говорить. Также большую роль играет развитие письменной речи. Новые слова предъявляются письменно, устно, дактилируются. У некоторых детей при таком обучении наблюдаются достаточно неплохие результаты, но для большинства – это непосильная задача. В таком случае определенный результат есть, но он ограничивается автоматическим заучиванием привычных фраз, т.е. никакого развития нет.
- Жестовый. Данная методика практически нигде не применяется в чистом виде. Данный способ основывается на жестовом языке (определенный жест обозначает слово) и дактилологии (пальцевой азбуки, где каждой букве соответствует определенный пальцевый знак). Эта методика легче принимается детьми с нарушениями слуха, но проблема в том, что устная речь также должна развиваться.
- С 1992 года в России внедряется билингвистический метод. Он предполагает совместное использование вышеуказанных методик, т.е. чистого устного и жестового метода. С детьми работают сурдопедагоги и специалисты, владеющие навыками жестового языка. Суть его заключается в следующем: когда ребенок читает слово, он должен продемонстрировать учителю его жестовое обозначение. Это нужно для того, чтобы специалист видел, что ребенок понял прочитанное слово. Кроме того, такая практика позволяет соединять жест и слово, что способствует формированию осознанного понятия.
В современной практике используются и другие методики работы с глухими и слабослышащими детьми:
- Методика для детских садов компенсирующего типа. Создаются группы в возрасте от 1,5 до 2 лет (не более 6 человек). Обучение ведется на протяжении 5 лет. В таких группах дети находятся в течение всей недели, при этом родители могут общаться с ними в выходные. Плюс этого метода в том, что ребенок постоянно находится в условиях образовательно-воспитательного процесса под контролем специалистов.
- Методика Э. И. Леонгард. Подразумевает активное участие семьи, где создается необходимая речевая среда. Подразумевает коррекционную работу с сурдопедагогом, использование слуховых аппаратов. Данная методика рассчитана только на тех родителей, у которых есть возможность тратить много времени на занятия с детьми дома.
- Верботональная методика. Основана на развитии слухового и тактильно-вибрационного восприятия звуков. Как правило, рассчитана на детей, имеющих остаточный слух.
Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален. Соответственно, и методики коррекционной работы должны подбираться на основании каждого конкретного случая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья для родительского собрания "Семья - залог успеха для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей"
Семья - залог успеха для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей Ни один ребёнок не может полноценно развиваться - духовн...
Основные методы обучения и воспитания слабослышащих детей
Основные методы обучения и воспитания слабослышащих детейНачиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор - выбор методики обучения. От вашег...
Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения...
Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей.
В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточости развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий.Продуманная,...
Сценарий новогоднего утренника в детском саду для глухих и слабослышащих детей
Сценарий предназначен для воспитателей, музыкальных работников, которые работают в детских садах с глухими и слабослышащими дошкольниками в возрасте от 3-х до 6 лет....
Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов
1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зренияВ процессе обучения глухого ребенка большая нагрузка падает на зрение. Когда изучили причины стойкой неуспеваемости глухих детей (Г.П. Бертынь), оказа...
Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей: обучение, воспитание, коррекционная и диагностическая работа.
В статье рассматриваются особенности организации процессов обучения, воспитания, коррекционной и диагностической работы в детском саду компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей....