Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
картотека по обж
Обучение глухих и слабослышащих
детей дошкольного возраста
правилам дорожного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_god_obucheniya.docx | 55.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение глухих и слабослышащих
детей дошкольного возраста
правилам дорожного движения.
1 год обучения
На первом году обучения глухих и слабослышащих детей педагог через различные виды деятельности осуществляла социализацию дошкольников, учила их ориентироваться в группе, на участке, в помещении детского сада, знакомила с элементарными правилами дорожного движения, вводила понятия «дорога», «светофор», «дом».
Воспитатель знакомила детей с некоторыми видами транспорта: машина (би-би), самолёт (у----), поезд (ту-ту).
Использование игр на ориентировку в пространстве: «Найди Катю», «Путаница» «Найди свой цвет», «Воробушки и автомобиль» и др. помогло автору опыта в интересной для детей форме закрепить полученные знания (Приложение №1).
Педагог на целевых прогулках уточняла представления детей об улице, машинах, давала элементарные знания о поведении на улице: нельзя одному переходить дорогу; двухцветный светофор предназначен только для пешеходов, а трёхцветный – для машин, машины едут по дороге, а люди ходят по тротуару.
Учитывая незначительный запас знаний детей о правилах поведения на улице, педагог проводила дидактические игры: «Что изменилось?», «Лабиринт», «Найди свой домик», закрепляла умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, использовала игры с несложными правилами и сюжетами.
С первых же недель пребывания глухих дошкольников в дошкольном учреждении начинается их обучение чтению с губ. Уже в подготовительный период педагог приучает детей к тому, чтобы они обращали внимание на движение его губ; воспроизводили вслед за ним изолированные звуки а, о, у или слоги: папапа, попопо, пупупу, татата, мамама, ап-ап, оп-оп и т.п. длительность этих упражнений не должна превышать 1-2 минуты, чтобы не утомлять детей.
Собственно обучение чтению с губ начинается с декабря – января первого учебного года малышей. В это время педагог знакомит детей по табличкам с 3 словами – названиями транспорта, так как дети ещё не умеют читать, у них не поставлены звуки, они не могут проговорить всё слово, поэтому обычное слово заменяет на лепетное: машина (би-би), самолёт (у----), поезд (ту-ту). Пока дети учатся различать таблички только глобально. По мере усвоения названий объектов по табличкам дети учатся воспринимать их по чтению с губ. При этом зрительное восприятие предметов в устной форме будет только глобальным. Ведь дети ещё не знают, что каждое слово состоит из звуков, что при произнесении эти звуки объединяются, образуя слова. Для них пока различные движения губ педагога являются не расчленёнными устными символами разных предметов, символами, отличающимися друг от друга часто только по какому-то одному, наиболее яркому признаку. (Приложение №2)
На этом уровне обучение детей зрительному восприятию устной речи педагог осуществляла таким образом.
После того как малыши твёрдо усвоили по табличкам названия трёх игрушек, организуется специальное занятие по обучению детей чтению с губ названий этих игрушек. Основная задача, стоящая на этой ступени, заключается в ознакомлении детей с тем, что окружающие их предметы могут быть названы не только письменно (при помощи табличек) и дактильно, но и устно (путём работы речевого аппарата).
Педагог ставит перед детьми знакомые три игрушки (машина, самолёт и поезд), а дети подкладывают к игрушкам соответствующие таблички («би-би», «ту-ту», «у----»). После этого педагог собирает таблички и начинает обучение детей. Одну табличку(например, «би-би») подносит к своим губам, располагая её на уровне нижней челюсти, и чётко произносит слово, не разделяя его на звуки и слоги. Произнося слово, показывает пальцем на соответствующую игрушку. Затем убирает табличку и ещё раз произносит: «би-би», - после чего опять показывает на машину. Произнося слово в третий раз, побуждает детей указать на игрушку вместе с ним.Работа с самолётом и поездом производится таким же образом.
На этом первое занятие заканчивается.
Предлагаемые детям слова для восприятия с губ, должны резко отличаться по оптическому облику. Дети ещё не могут воспринимать всё слово целиком, они не «досматривают» его до конца, а, как правило, выхватывают из него самый важный и выразительный для них элемент. Такими главными элементами в наших словах являются звуки и (би-би) и у (ту-ту, у--).
На втором занятии осуществляется работа в той же последовательности, что и накануне. Но на этом занятии педагог больше заставляет действовать самих малышей. Правда, эти действия можно назвать пассивными.
Сказав би-би, педагог берёт руку ребёнка и ею показывает на машину; сказав ту-ту вместе с ним показывает на поезд. Так повторяется несколько раз. Потом педагог только произносит названия, дети должны сами активно действовать. В первый момент малыши могут растеряться – они привыкли всё делать с педагогом. Тут надо придти детям на помощь: посмотреть на игрушку, название которой произнесено, и движением головы, улыбкой, мимикой лица побудить показать на неё.
Когда дошкольники начинают сами показывать на игрушки, позади остаётся самый трудный этап. Для выработки этого умения требуется не одно, а несколько занятий.
Теперь возникает новая проблема. Дети, действительно, научились воспринимать устное слово как сигнал к тому, чтобы указать на какой-то предмет (пока всё ещё в пределах трёх). Вот тут-то начинают обращать основное внимание детей на то, что произноситься. При этом особенно важно требовать от детей сопряжённого проговаривания.
Фронтальная работа чередуется с индивидуальной – для выяснения того, насколько усвоил данный материал каждый ребёнок .
Подобным образом осуществляется работа и с названиями других предметов. Для сопоставления берутся два – три объекта; некоторое время называют их в одном и том же порядке. Затем предметы меняются местами, и произносятся их названия в любой последовательности. При этом педагог не смотрит на предмет, который называет; названия предметов, имеющие сходный оптический облик, не произносят друг за другом.
Итак, на первой ступени обучения, до овладения детьми аналитическим чтением при помощи фонетической ритмики (дактильной азбуки), глобальное восприятие письменной речи сменяется глобальным же восприятием устной речи. С этого времени всякое обращение к ребёнку, в какой бы форме оно ни выражалось (с помощью таблички, фонетической ритмики или с помощью естественного жеста, побуждающего ребёнка повторить действие педагога) обязательно сопровождается устной речью педагога.
2 год обучения
На втором году обучения педагог проводила работу, направленную на совершенствование ориентирования в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду местности, знакомство с местами движения машин и людей, перекрёстком (Приложение №3).
Воспитатель продолжала расширять словарный запас глухих детей, знакомила их с разными видами транспорта (так как на 2 году обучения дети начинают читать, лепетные слова заменяются обычными): автобус, машина, самолёт, лодка, поезд, трамвай, пароход. Каждое слово сначала заучивается на занятиях, а затем используется в играх, общении, на экскурсиях.
Особое внимание автор опыта обращала на знакомство детей с работой светофора. Сначала дети рассматривали игрушку-светофор, действующую от батарейки, затем во время прогулки у ближайшего перекрёстка дети следили за работой трёхцветного светофора (для машин): красный – стой, жёлтый – жди, зелёный – кати; и двухцветного (для пешеходов): красный – стой, зелёный – иди. Педагог обращала внимание детей на то, что когда загорается зелёный сигнал для машин – для пешеходов вспыхивает красный сигнал. Воспитатель вводила в речь детей прилагательные, обозначающие цвета, и глаголы, обозначающие действия, дети учились читать новые слова с губ педагога и других детей.
Педагог расширяла знания детей об улице, полученные знания закрепляются в:
- дидактических играх: «Найди свой цвет», «Хорошо – плохо», «Собери светофор»;
- играх на развитие внимания: «Что изменилось?», «Кто это?», «Кто ушёл?», «Сделай как было»;
- дети упражняются в поиске перехода на макетах и иллюстрациях в книгах, журналах.
Все слова и фразы дети сначала усваивают при помощи чтения и фонетической ритмики, постепенно чтение с губ становится аналитическим. С этого времени устанавливается такая последовательность перехода от восприятия одной формы речи к другой: письменное слово – устное слово; дактильное слово – устное слово. Это значит, что сначала дети учатся дифференцировать названия предметов по табличкам, которые самостоятельно читают с помощью дактильных знаков. Параллельно организуются специальные занятия по обучению детей чтению этих слов с губ. По мере усвоения детьми данных названий в письменной форме, педагог начинает использовать на занятиях и в общении одновременно дактильные и устные обозначения этих предметов, а затем только устные.
Такая последовательность при переходе к зрительному восприятию устной речи соблюдается в течение всех последующих лет обучения.
3 год обучения
На третьем году обучения педагог уделяла большое внимание ознакомлению детей с дорожными знаками, начинала работу со знаков для пешеходов. Для глухого ребёнка очень тяжело запомнить сложные названия знаков, поэтому некоторые названия даются в упрощённом виде, например: «Место остановки автобуса» - «Остановка», «Пешеходный переход» - «Переход», «Подземный пешеходный переход» - «Подземный переход», «Надземный пешеходный переход» - «Надземный переход»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено» - «Стоп», «Движение на велосипедах запрещено» - «Велосипед стоп»; знаки сервиса: «Пункт медицинской помощи» - «Больница», «Телефон», «Автозаправочная станция» - «Заправка». Главное, чтобы дети понимали, что означает знак.
Воспитатель продолжала расширять знания детей о различных видах транспорта: трактор, велосипед, легковая и грузовая машины, специальные виды транспорта, знакомила с
их практическим назначением: «Патрульная машина ГИБДД» - следит за порядком на дороге, машина «Хлеб» - привозит хлеб в детский сад и магазины и т.д.
Педагог познакомила дошкольников с обобщающим понятием – транспорт, что он делает: самолёт - летает; поезд, машина, велосипед – едет; лодка, пароход – плывёт (Приложение №4).
Так как к третьему году обучения у детей значительно расширились знания о правилах дорожного движения, автор опыта дает уточненные и более полные знания о правилах для пешеходов:
- пешеходам разрешается ходить только по тротуару, по правой стороне;
- переходить дорогу нужно шагом, в местах, где есть светофор или указатели перехода;
- при двустороннем движении смотрят в обе стороны, убедившись, что машин нет или они далеко переходить дорогу, а дойдя до середины – ещё раз посмотреть направо;
- ожидать транспорт нужно на специальной остановке;
Для закрепления знаний педагогом используются:
- подвижные игры: «Птички – зайчики», «Нарисует дорогу», «Пешеходы и автомобили», «Светофор», эстафеты и др. (Приложение №1).
- дидактические игры: «Автомобиль», «Расставь знаки», «Летает, едет, плавает», «Вопрос – игра», решение ребусов, задач посвящённых безопасному движению.
Автор опыта продолжает знакомить детей с новым материалом по алгоритму: письменная форма, затем одновременно дактильное и устное обозначение предметов, а затем только устное. Разница только в том, что на определённом уровне их развития (в течение последних двух лет обучения), значительная часть материала может быть дана в процессе устно-дактильной форме, минуя письменную. Тогда путь к зрительному восприятию становится таким: устно-дактильная форма речи – устная форма речи.
4 год обучения
Работа с детьми 4 года обучения по ознакомлению с правилами дорожного движения педагог организует так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и с успехом могли быть применены будущими школьниками. С этой целью проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков. Расширяются знания детей о работе сотрудников ГАИ, контролирующих и регулирующих движение на улице.
Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, спереди - сзади, тут - там, рядом). В результате целенаправленной работы дети начинают хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, её изменениях, читая с губ термины, правильно реагировать на них.
Воспитатель знакомит детей с новыми правилами пешеходов и пассажиров:
- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими;
- прежде чем переходить дорогу, надо убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;
- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам, уступать место пожилым людям и с маленькими детьми.
Для развития внимания и памяти педагогом используются многочисленные дидактические игры: «Что запомнил?», «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Хорошо плохо», «Найди, где спрятался знак?», «Лабиринты» и др.
На 4 году обучения дети, как правило, хорошо воспринимают с губ изученный материал и сами его употребляют в речи. Если ребёнок затрудняется при восприятии с губ какого-либо слова, после 2 – 3 повторений, педагог обращается к помощи дактильных знаков - проговаривает данное слово устно-дактильно или использует письменную форму речи, показывает табличку или пишет слово на листе бумаги (доске) .
Работа с родителями
Закреплять у детей знания правил дорожного движения педагогу помогает организация совместной работы детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице.
Автор опыта в практической деятельности применяла различные виды просветительской работы: групповые родительские собрания «Правила- твои друзья!», «Семь правил перехода улиц»; консультация «Родителям о безопасности дорожного движения» (Приложение №5); мастер-класс «В гостях у Светофора»; консультации «Особенности поведения на улице в зимний период», «Правила перевозки детей в автомобиле» и другие.
В ходе проведенной работы педагог познакомила родителей с требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, обратила внимание на важность личного примера взрослых и необходимость соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером взрослым для ребёнка.
В практической работе педагог использовала следующие виды организации совместной работы:
- Совместно с родителями проводилась организация уголка безопасности в группе.
- Наглядная агитация: консультации, памятки, игры в которые можно поиграть с ребёнком дома.
- Конкурс рисунков на тему: «Дети, дорога, автомобиль»
- Конкурс: «Задание на дом» - дома вместе с ребёнком составить схему безопасного маршрута от дома до детского сада.
- Анкетирование родителей: «Грамотный пешеход»
Приложение
1.Приложение № 1 – Картотека подвижных игр для обучения глухих детей правилам дорожного движения.
2.Приложение № 2 – Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 1 года обучения: «Игрушки».
3.Приложение № 3 – Экскурсия: «Наблюдение за движением машин и работой водителя».
4.Приложение № 4 – Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и конструированию для детей 3 года обучения: «Транспорт».
5.Приложение № 5 – Консультация «Родителям о безопасности дорожного движения».
Приложение № 1
Картотека подвижных игр для обучения глухих детей правилам дорожного движения
Игры для маленьких.
«Воробушки и кот»
Дети изображают воробушков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочерёдно показывает таблички с названиями сигналов светофора. На зелёный – «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), На жёлтый – прыгают на месте, на красный – замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора, становятся добычей «кота» - выбывают из игры.
«Самый быстрый»
Каждый чертит себе кружок (зелёными, жёлтыми, красными мелками) и встаёт в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде (показывает табличку со словом «Беги», располагая её на уровне нижней челюсти и обращает внимание детей на артикуляцию губ): «Беги!» и сам старается занять какой – либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.
«Нарисуем дорогу»
Рисуем на земле дорогу (воспитатель показывает табличку «Прыгайте»), дети перепрыгивают через неё. Когда дети хорошо запомнят правила игры, табличка убирается, а дети начинают перепрыгивать дорогу по словесной команде, читая её по губам воспитателя. Ширину дороги постепенно увеличиваем. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.
«Бегущий светофор»
Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, если зелёный - дети продолжают двигаться за ведущим, если жёлтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15 – 20 секунд. Кто ошибся – выходит из игры. Побеждает самый внимательный.
«Найди свой цвет»
Дети получают флажки 3 цветов: одни – зелёные, другие – красные, третьи – жёлтые – и группируются в разных углах комнаты, название цвета группы уточняется при помощи таблички и фонетической ритмики. В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зелёный, красный, жёлтый) и табличку с названием цвета.
По сигналу воспитателя дети расходятся по комнате группками или в одиночку. По новому сигналу дети бегут к флажку соответствующего цвета.
Вариант
Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет флажки. По сигналу (удары в бубен) дети открывают глаза, находят флажок и бегут к нему. Воспитатель отмечает, какая группка собралась быстрее других.
«Воробушки и автомобиль»
Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейках воробушки (поставить табличку со словом «воробушки» и картинку с изображением воробья). На другом конце обозначается место для автомобиля (картинка и табличка - гараж).
«Полетели» - говорит воспитатель, обращая внимание детей на артикуляцию губ, показывая табличку и дети спрыгивают со скамеек (высота их 10 – 15 см), начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах.
Раздаётся гудок, и появляется автомобиль (назначенный ребёнок). Воробушки пугаются и улетают в гнёзда (при этом каждый занимает своё место – гнездо). Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим автомобилем.
Детям, изображающим автомобиль, можно дать руль. Воспитатель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки.
В игру можно ввести «клевание зёрнышек». Воспитатель говорит и показывает табличку: «Птички кушают» - дети присаживаются на корточки и стучат пальцами об пол или о землю.
Игры для детей старшего возраста
«Цветные машины»
Дети размещаются вдоль стены комнаты. Воспитатель показывает картинку и табличку машины, объясняя, что они - машины. Каждому из играющих даётся флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты. Он держит в руке три цветных флажка.
Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета и табличку, проговаривая вместе с детьми его название, используя фонетическую ритмику. Все дети, имеющие флажки этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении), на ходу они гудят, подражая машине. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж, затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
Воспитатель может поднимать один, два или даже все три флажка вместе, и тогда все машины выезжают из гаражей.
«Займи своё место»
Игра проводится на любой открытой площадке. Каждый из игроков чертит себе цветными мелками один из кружков (сигналов светофора: красный, жёлтый, зелёный) и занимает его.
Ведущий находится в центре площадки и говорит: «Один, два, три! (показывает на пальцах и требует совместного проговаривания). Выходи!» все выходят из своих кружков (мест) и разбегаются по площадке. Затем ведущий показывает табличку и произносит: «Один, два, три! Беги!»
Играющие стараются как можно быстрее занять своё место (кружок). Ведущий тоже старается занять какой-либо свободный кружок (место). Тот, кто не успел занять своё место, становится ведущим.
«Три чудесных цвета»
Играют три команды по три и более человек. Все игроки встают в ряд по линии старта. Перед этой линией на определённом расстоянии перед каждой командой устанавливаются флажки с табличками, на которых написаны названия цветов:1-я команда – красный, 2-я команда – жёлтый, 3-я команда – зелёный.
В руках у первого игрока каждой команды по воздушному шарику (соответственно красного, жёлтого и зелёного цвета). Шарик можно заменить надувными мячами тех же цветов.
По свистку ведущего, а в дальнейшем по команде, которую дети читают по губам: «Начали!» - каждый игрок команды (первый), играя в воздухе шариком (или мячом), обходит свой флажок (с любой стороны), возвращается на линию старта и дать команду обегать их на скорость.
Побеждает та команда, которая быстрее закончит игру (вернётся на старт), не потеряв при этом своего шарика (мяча).
«Стоп»
На расстоянии 10 – 16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметр 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий показывает табличку и говорит: «Иди!» При этих словах все играющие продвигаются по направлению к водящему. Как только водящий поворачивается, показывает табличку и произносит слово: «Стоп!», все останавливаются. Того кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп!» и сделал добавочные движения, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова показывает табличку и говорит: «Иди!», поворачиваясь спиной. Все продолжат движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Те которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдёт близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «Стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.
Игра возобновляется с новым водящим. Когда дети хорошо запомнят слова – команды, правила игры таблички убираются, а команды считываются с губ водящего.
Приложение № 2
Конспект занятия ПДД детей младшего дошкольного возраста «Игрушки».
Цель: обучение детей чтению с губ названий игрушек, ознакомление детей с тем, что окружающие их предметы могут быть названы не только письменно (при помощи табличек) и дактильно, но и устно (путём работы речевого аппарата);
развитие способности соотносить изображение и устное название картинки;
воспитание интереса к чтению с губ
Предварительная работа.
Игры с транспортными игрушками, рисование различных видов транспорта.
Оборудование: машина, самолёт; таблички: «БИ-БИ», «У----» - по количеству детей.
Ход занятия.
- Вводная часть.
Воспитатель указывает на стенд и объясняет, чем дети будут заниматься: говорить, читать, слушать.
- Основная часть.
- Воспитатель ставит перед детьми 2 знакомые игрушки: машину и самолёт. Дети подкладывают к игрушкам соответствующие таблички. После этого воспитатель собирает таблички.
Одну табличку «БИ-БИ» подносит к своим губам, располагая её на уровне нижней челюсти, и чётко произносит слово, не разделяя его на звуки и слоги. Произнеся слово, показывает пальцем на соответствующую игрушку. Затем убирает табличку и ещё раз произносит «БИ-БИ» - после чего опять показывает на машину. Произнеся 3 раза, побуждает детей указать на игрушку вместе с воспитателем.
2. Работа с самолётом производится таким же способом: в первый раз педагог произносит слово «У----» с табличкой; во второй и треий раз – без таблички, сначала показывая на предмет без активного участия детей, а затем привлекая и их к работе.
В процессе всего занятия воспитатель учит детей сопряжено воспроизводить гласные звуки: И-И (БИ-БИ), У (У----).
- Дидактическая игра «Виды транспорта»
3.Итог занятия.
В конце занятия дать оценку работы детей, похвалить за старание
Приложение №3
Экскурсия «Наблюдение за движением машин и работой водителя»
Цель: Закреплять знания детей о двустороннем и одностороннем движении. Познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком «Въезд запрещён», ещё раз обратить внимание на знак «Пешеходный переход» и обозначение перехода на проезжей части дороги.
Предварительная работа: чтение детской литературы о правилах дорожного движения, беседы по прочитанному, рассматривание иллюстраций и картин, игры с макетом перекрестка.
Ход экскурсии:
- Вводная часть. Беседа о правилах поведения на улице, выбор маршрута.
- Основная часть.
Подойдя к дороге, воспитатель предлагает детям понаблюдать, куда едут машины и определить какое движение - одностороннее или двустороннее. Если все машины едут в одну сторону – одностороннее; если в обе стороны навстречу друг другу – двустороннее.
Педагог подводит детей к перекрёстку и предлагает понаблюдать за движением транспорта. Обращает внимание детей на то, что, делая поворот на другую улицу, водитель включает у машины спереди световые сигналы. Если машина должна повернуть налево, включаются сигналя с левой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с правой стороны. Поэтому на перекрёстке, где водители могут сделать поворот, пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией. И, прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или налево.
Воспитатель обращает внимание детей на широкие белые полосы, нарисованные на дороге, и знак «Пешеходный переход». Затем спрашивает у детей: «Что это?»,
«Тут дорогу можно переходить?»,
«Там дорогу можно переходить?»,
«Одному можно дорогу переходить?»,
«С кем можно дорогу переходить?».
Если детям трудно воспринимать вопросы, читая с губ, воспитатель прибегает к чтению табличек.
Затем воспитатель подводит детей к другому знаку – «Въезд запрещён». Рассматривают его – красный круг, на нём белый прямоугольник. Педагог объясняет, что этот знак означает: «Машина стоп!» - проезда нет.
3. Итог экскурсии.
Для лучшего запоминания дорожных знаков провести дидактическую игру «Найди такой же знак»
Приложение № 4
Конспект интегрированного занятия «Транспорт» (для детей 3-го года обучения)
Цель:
- Закреплять и расширять знания детей о транспорте, его назначении. Обогащать словарь детей названиями транспорта, словами о его действиях, глаголами.
- Учить четко, проговаривать слова и фразы, прочитывать их, составлять из разрезной азбуки, записывать.
- Продолжать учить детей конструированию по схемам.
- Развивать тактильные ощущения и творческое воображение.
- Развивать слуховое восприятие, внимание детей.
Предварительная работа:
Игры с транспортными игрушками, дидактичая игра «Кто на чем едет», чтение художественной литературы.
Оборудование:
Набор игрушек «Транспорт» машина, поезд, самолёт, пароход, лодка, автобус, трамвай; наборы картинок этих же игрушек и таблички; разрезные азбуки по количеству детей, план схемы, набор строительного материала, картинка с изображением дороги, неба, рельсов, остановки.
Ход занятия
- Дети сидят за столами.
- Что мы будем делать?
Дети: «Будем заниматься, говорить, слушать, читать, играть (таблички выставляются на наборном полотне).
- Посмотрите, что у меня на столе? (Набор игрушек «Транспорт» - машина, самолёт, поезд, пароход, лодка, автобус, трамвай).
Дети называют игрушку, находят к ней табличку, читают её.
Все игрушки складываем в волшебный мешочек. Дети на ощупь определяют игрушку, называют её, находят к ней табличку.
- Когда все игрушки будут стоять на столе воспитатель предлагает поиграть в игру «Летит, плывёт, едет». Воспитатель называет игрушку, а дети, читая по губам, называют и демонстрируют действия на игрушках:
Самолёт – летит.
Машина – едет.
Поезд – едет.
Лодка – плывёт.
Пароход – плывёт.
Трамвай – едет.
4.Педагог предлагает сесть за столы, где стоят наборы картинок и табличек.
- Разложите картинки, подложите к ним таблички с глаголами – машина едет, самолёт летит, лодка плывёт и др.
Затем воспитатель переворачивает одну из табличек (машина, самолёт и др.) и предлагает собрать по памяти из разрезной азбуки перевёрнутую табличку.
- Детям даются картинки с изображением неба, рельсов, остановки,
дороги.
- Разместите правильно таблички самолёт, автобус, поезд, машина (слова называются за экраном, чтобы дети определяли на слух задания).
6. Двигательно – речевая игра «Жук».
Дети строятся в круг на коврике.
Жук, жук, где твой дом?
Жук, жук, где твой дом?
Мой дом под кустом.
Мой дом под кустом.
Ехала телега,
Мой дом поломала.
Все слова сопровождаются движениями.
7. – Что это? (Показывает кубики). Что мы будем делать?(Вопросы задаются без табличек, в устной форме)
Дети: « Кубики. Будем строить».
Воспитатель показывает на план-схеме самолёт, машину, трамвай. Спрашивает что это? Предлагает выбрать, что ребёнок будет строить.
-Вика, что ты будешь строить?»
Вика: «Я буду строить трамвай».
Дети самостоятельно строят по схемам. Когда работа завершена, педагог спрашивает: «Что ты сделал(а)?»
Дети отвечают с опорой на табличку: «Я построил(а) трамвай (машину, самолёт, поезд).
- Что он делает? (Летит, плывет, едет).
8. Итог занятия.
- Что мы делали на занятии?
Дети: «Читали, играли, слушали, говорили, строили».
- Молодцы ребята, хорошо занимались!
Приложение № 5
Консультация «Родителям – о безопасности дорожного движения»
Уважаемые родители!
Кто из вас не хочет видеть своего ребёнка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колёсами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребёнку порой совсем непросто. Конечно, каждый случай по-своему уникален. Но их так много, этих трагедий на дороге!
Травмы, полученные в результате наезда на ребёнка транспортного средства, особенно тяжелы. Дело в том, что такая травма получается «двойной»: сначала – автомобилем, а затем – о проезжую часть. В результате – два удара! Причём больше опасен именно второй удар, ведь дети, падая, ударяют чаще всего голову (соотношение веса головы к общей массе тела у ребёнка больше, чем у взрослого). Тяжёлыми бывают травмы и при ударе об острые углы и грани, а также жёсткие конструкции автомобиля. Последствия автотравм чаще всего оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения и не всегда проявляются сразу. В среднем каждый ребёнок с автотравмой проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8 – 10 лет.
Дорожно – транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребёнка недопустим и должен быть заменён на опыт, накопленный обществом.Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учётом их психологических и физиологических особенностей.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда, не всегда успешно), в чём помогает им умение прикинуть
расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети? Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребёнка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек.
Рост ребёнка – серьёзное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребёнок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересует его больше всего, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых. У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15 – 20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3 – 4 секунды, вместо 0,8 – 1 у взрослых). Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличие по цвету и звуку от окружающей обстановки, тем быстрее дети представляют его движение, а значит, и реагируют по разному. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребёнок реже рискует пересекать проезжую часть, однако
недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.
Чем труднее ситуация для ребёнка и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребёнок медленнее и неправильнее принимает решение.
Можно ли что-то сделать, чтобы на дороге правильно и вовремя принять нужное решение и избежать тяжёлых последствий? Увы, чаще всего люди задумываются над этим только тогда, когда уже свершился факт дорожно-транспортного происшествия. И сами же пострадавшие приводят массу вариантов, при которых могли бы избежать трагедии.
Все мы учим Правила дорожного движения (ПДД) в «рафинированном», т.е. в идеальном, виде. Но в жизни нередко видим совсем другое. Пешеходы могут перебегать через дорогу на красный сигнал светофора, да и водители иногда этим не гнушаются: могут и на «красный» переехать, могут и пешехода не пропустить на пешеходном переходе …
Но поговорим об элементарных советах дисциплинированным участникам дорожного движения: как избежать ДТП.
Три «закона» безопасности пешехода на дороге
1. Главными условиями безопасности дорожного движения являются: видимость и обзорность. Видимость – это возможность различать детали дорожной обстановки. Она зависит от погодных условий, освещения, степени контраста проезжей части по отношению у другим элементам дороги. Обзорность – это возможность наблюдать проезжую часть и дорожную обстановку перед собой и по сторонам, т.е. отсутствие в поле зрения человека различных препятствий на дороге. Пешеходу это не менее важно, чем
водителю. Недаром первое правило пешехода – переходи дорогу там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
2. Правило «тёмного подвала»: не видишь – остановись или резко снижай
Представьте себе, что вы с улицы входите в совершенно тёмное помещение, к примеру, в подвал. Далее, если это помещение не знакомо входящему, то его действия будут такими: он или остановится, или замедлит движение, будет ждать, когда его глаза привыкнут к темноте. В лучшем случае, пойдёт, но очень медленно, постоянно вглядываясь вперёд и по сторонам, или на ощупь, крадучись. Это происходит потому, что впереди может быть непредвиденная опасность – «ловушка».
Так и на дороге: в сложной ситуации, особенно при недостаточной обзорности и видимости, вспомните про «тёмный подвал» и эта ассоциация, а вернее внутренний сигнал «Стоп! Опасность!», убережёт вас от дорожных «ловушек».
3. Действуй безопасно!
Важно предвидеть опасную дорожную ситуацию - «ловушку». Во всём мире используется технология «защитного вождения», когда водитель учитывает возможность ошибок других участников дорожного движения и выправляет дородную ситуацию своими опережающими действиями. Но так должны действовать не только водители, но и пешеходы.
Будьте готовы, что из-за стоящей машины может выехать другая, что движущийся автобус может скрыть за собой другой транспорт, что недисциплинированный водитель может не пропустить вас на пешеходном переходе, а транспорт на скользкой дороге остановится не сразу после нажатия на педаль тормоза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством познавательного тренинга «Светофорик»
Программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений пройти вместе с детьми цикл мероприятий по правилам дорожного движения, усвоить правила, ко...
Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (из личного опыта работы)
Опыт работы предназначен в помощь воспитателям старших групп....
Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...
Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...
Методическая разработка для воспитателей по теме: "План работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"
В данном материале представлен план работы по правилам дорожного движения с детьми младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"
Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....
Методическая разработка по обучению детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения «Правила дорожные знать положено»
Методическая разработкапо обучению детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения«Правила дорожные знать положено»...