Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов
статья по коррекционной педагогике
1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зрения
В процессе обучения глухого ребенка большая нагрузка падает на зрение. Когда изучили причины стойкой неуспеваемости глухих детей (Г.П. Бертынь), оказалось, что у более чем 50% обследованных выявлено нарушение зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_gluhih_i_slaboslyshashchih_detey.docx | 14.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация глухих и слабослышащих детей,
осложненная нарушениями в работе других анализаторов
1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зрения
В процессе обучения глухого ребенка большая нагрузка падает на зрение. Когда изучили причины стойкой неуспеваемости глухих детей (Г.П. Бертынь), оказалось, что у более чем 50% обследованных выявлено нарушение зрения. У данной группы детей это является единственной причиной школьной неуспеваемости. Поэтому каждый ребенок с патологией слуха должен находиться под динамическим наблюдением врача-офтальмолога. Нарушение зрения в виде миопии встречается у 25% слабослышащих и у 35% глухих. Нарушения зрения приводят к повышенной утомляемости глаз и всего организма в целом, а также к постоянным головным болям.
2. Глухие и слабослышащие дети с нарушениями мышечной системы
К этой группе детей относят глухих детей с детским церебральным параличом. Они обучаются в специальных классах при школах для глухих детей. Эти дети не могут обучаться в обычном классе для глухих детей из-за мышечных поражений. При неврологическом обследовании таких детей выявляется снижение поверхностной и глубокой чувствительности конечностей. Эти нарушения лежат в основе трудностей, возникающих при обучении письменной речи и особенно при освоении дактилологии. Данные нарушения препятствуют успешной учебе в школе, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, даже когда у ребенка нет умственной отсталости.
3. Синдромальные формы глухоты
В настоящее время описано около 500 синдромальных форм глухоты. Продолжая исследования, ученые выявляют и дополняют к описанным новые синдромы. Ранняя клиническая диагностика, организация адекватного процесса воспитания и обучения способствуют более полной социальной адаптации и реабилитации глухих детей. Частота встречаемости синдромов Маршалла, Крузона и др. составляет примерно 1%.
4. Глухие и слабослышащие дети с задержкой психического развития (ЗПР)
В последние годы сам клинический диагноз задержки развития существенно расширился. Сюда относят детей с органическими поражениями центральной нервной системы, минимальной мозговой дисфункцией, детей, страдающих детским церебральным параличом, шизофренией, различными соматическими заболеваниями, другими неврологическими и психическими заболеваниями. Многие дети, поступившие в школу с диагнозом «задержка психического развития», в результате адекватного педагогического воздействия в условиях санаторной школы впоследствии продолжают получать образование по обычной программе в школах для глухих и слабослышащих детей.
5. Глухие и слабослышащие дети с умственной отсталостью
Известно, что при работе с глухими и слабослышащими детьми с нарушениями интеллекта трудно добиться необходимого эффекта при обучении, в то же время глухой ребенок с сохранным интеллектом очень часто достигает высоких результатов при обучении. У глухих детей может быть различная форма умственной отсталости — как олигофрения, так и деменция. Глухие дети с неосложненной формой олигофрении имеют благоприятный прогноз, очень часто вполне социально реабилитированы. У глухих детей с прогредиентными заболеваниями (шизофрения, эпилепсия и др.), приводящими к прогрессированию умственной отсталости, прогноз отрицательный как в отношении социальной адаптации, так и жизни в целом. Во время обучения таких детей возникает необходимость их вывода на обучение по индивидуальной программе на дому.
На основании классификации различных групп детей с нарушениями речи, произведенной Р. М. Боскис, осуществляется дифференцированное специальное обучение детей с нарушениями слуха. В соответствии с выделенными категориями детей в педагогической классификации были созданы различные типы школ:
♦ специальная школа для глухих детей;
♦ специальная школа для слабослышащих и позднооглохших детей. В ее состав входят два отделения: первое — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким недоразвитием речи.
Одно из важных направлений в сурдопедагогике связано с совершенствованием педагогической классификации. Эта проблема очень актуальна, т.к. в каждом типе специальной школы есть дети, у которых наблюдается сложный дефект в виде сочетания нарушения слуха с задержкой психического развития, с патологией характера и поведения, нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д. Всестороннее изучение особенностей развития детей со сложными дефектами, совершенствование их педагогической классификации будет способствовать повышению уровня коррекционной учебно-воспитательной работы и определит более четкие критерии для отбора этих детей в особые классы внутри специальной школы для глухих и слабослышащих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья для родительского собрания "Семья - залог успеха для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей"
Семья - залог успеха для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей Ни один ребёнок не может полноценно развиваться - духовн...
Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения...
Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей.
В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточости развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий.Продуманная,...
Сценарий новогоднего утренника в детском саду для глухих и слабослышащих детей
Сценарий предназначен для воспитателей, музыкальных работников, которые работают в детских садах с глухими и слабослышащими дошкольниками в возрасте от 3-х до 6 лет....
Основные методики обучения глухих и слабослышащих детей
Данная статья посвящена обзору специальных методик обучения глухих детей....
Дидактические упражнения для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста.
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира. Овладение звуовыми характеристиками способствует цел...
Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей: обучение, воспитание, коррекционная и диагностическая работа.
В статье рассматриваются особенности организации процессов обучения, воспитания, коррекционной и диагностической работы в детском саду компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей....