Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями.
статья по коррекционной педагогике
В статье раскрывается смысл каждого аспекта нравственного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями - социального развития, формирования основ личности, эстетического развития; указываются цели, задачи, направления коррекционной работы. Материал представлен в виде таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._nravstvennoe_vospitanie_detey_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями
Подготовила: Ушкалова Т. В.
Социальное развитие | Социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения; присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры (Л. С. Выготский) Основные направления социального развития: - формирование адекватных представлений о себе (о своем теле, своих чувствах, переживаниях); - формирование адекватного взаимодействия и продуктивного общения ребенка со взрослыми и сверстниками; - формирование потребности и навыков общения со сверстниками, формирование и развитие межличностных отношений. Цели социального развития: - подготовка детей к обучению в школе, - формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, - адаптация к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире. Задачи социального развития : - формирование навыков адекватного социального поведения; - развитие потребности в общении; - развитие познавательных интересов, воображения и творческой активности; - развитие умений соотносить свои действия, установки с потребностями партнеров по общению. Направления коррекционной работы: - формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»); - развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»); - формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»). Условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослыми: - эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком; - правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности; - подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка. Дети должны научиться: - здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; - благодарить за услугу, подарок, угощение; - адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях; - проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям; - выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах; - устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в пантомимике; - проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий; - адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих; - замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника; - начинать и продолжать диалог со своими сверстниками и близкими взрослыми; - владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику); - быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности; - положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль; - уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам. |
Формирование основ личности | Формирование основ личности – это приобщение ребёнка именно к общим непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей, в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Цели нравственного воспитания: - формирование навыков правильного поведения, - усвоение нравственных норм, - формирование личностных качеств. Задачи нравственного воспитания: - формирование нравственных представления и на их основе нравственных чувств: - формирование привычек правильного поведения (повседневно, в процессе проведения режимных моментов и занятий, во всех видах детской деятельности); - формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. 1) умение действовать целенаправленно, 2) умение преодолевать посильные трудности, 3) умение правильно относиться к оценке своей деятельности, 4) адекватность реакции на успех или неуспех, 5) правильное формирование самооценки. - воспитание готовности к труду (одной из главных свойств личности человека). Основа базиса личностной культуры – четырех основных сфер деятельности: 1) природа; 2) предметы, созданные руками человека; 3) явления социальной жизни; 4) явления собственной жизни и деятельности. Основа коррекционно-воспитательного процесса: - комплексная диагностика; - анализ социальной ситуации развития ребенка; - принцип единства диагностики и коррекции развития. Условия развития личностных качеств: - установление полного взаимопонимания между взрослыми, призванными воспитывать ребенка; - создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества со взрослыми; - учет личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Способы усвоения общественного опыта: - совместные действия; - использование жестовой инструкции; - умение действовать по подражанию; - умение работать по образцу и словесной инструкции. |
Эстетическое развитие | Специфика работы, обусловленная нарушениями психофизического развития воспитанников (недостатком познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер): - более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой; - рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; - коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Задачи эстетического воспитания: 1 группа задач: - коррекция дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей; - становление личности каждого ребенка; - подготовка детей к самостоятельной жизни. 2 группа задач: - развития у умственно отсталых детей эстетической восприимчивости; - формирование умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве; - обогащение опыта эстетическими впечатления; - формирование запаса эстетических образцов; - формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов; - приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям. 3 группа задач: - формирование элементов эстетического сознания умственно отсталых детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки), основанного на формировании системы разнообразных эталонов: 1) сенсорных (свойства и качества предметов), 2) эмоциональных (эмоции и чувства), 3) искусствоведческих (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен авторов различных произведений искусства), 4) эстетических (красивое - некрасивое), - развитие и совершенствование эмоциональной сферы умственно отсталых детей, добиваясь адекватной реакции на красоту природы, окружающей обстановки и произведений искусства. 4 группа задач: - приобщение детей к активной эстетической и художественной деятельности; - развитие эстетического и художественного восприятия, - формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, - воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков. 5 группа задач: - формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей). Методы эстетического воспитания: 1) Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений:
- игра. 3) Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм: - показ способа действия, образцов для обследования, - тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства. 4) Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий: - создание ситуаций творческого поиска, - придумывание вариантов решений, - индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, - поощрение творческих решений. Условия, способствующие эстетическому воспитанию: 1) включение игровых ситуаций во все названные группы методов (особенно в младшем школьном возрасте); 2) использование приемов, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению. 3) эстетическое воспитание учащихся должно осуществляться в процессе обучения (на уроках) и во внеклассное время; 4) система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения; 5) органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых учащихся, с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала. Результат коррекционно-воспитательного процесса: - сформирована интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия; - развита способность замечать, выделять и оценивать прекрасное; - овладение элементами художественного творчества; - освоены простейшие навыки и умения создавать красивое . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание детей с нарушением зрения в процессе игровой деятельности
статья про нравственное воспитание детей...
Театрализованная игра как средство социально- нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта
В статье описывается о коррекционно-воспитательной работе средствами театрализованной деятельности социально-нравственного воспитания детей с ООП....
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...
Нравственно-трудовое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДО
В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной, так как престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается. Именно поэтому...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Статья посвящена вопросам экологического воспитания как составной части нравственного воспитания. Авторы данной статьи показывают важность экологического воспитания у дет...
Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности, формирование культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств»
Проблема духовного здоровья общества действительно остра и находит отражение в послании президента В. В. Путина России к Законо...
консультация для родителей "Сенсорное воспитание детей с интеллектуальным нарушением через дидактические игры".
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме ,цвете, величине , положения в пространстве, а также запахе, вкусе и...