консультация для родителей "Сенсорное воспитание детей с интеллектуальным нарушением через дидактические игры".
консультация (старшая группа)
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме ,цвете, величине , положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно оно служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А.Коменский, О.Декроли, Ф.Фребель, М.Монтессори, Е.И.Тихеева , А.П.Усова , А.В.Запорожец , Н.П.Сакулина и другие, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 507.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д етство – это особый период в жизни ребёнка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности . Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме ,цвете, величине , положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно оно служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А.Коменский , О.Декроли , Ф.Фребель , М.Монтессори , Е.И.Тихеева , А.П.Усова , А.В.Запорожец , Н.П.Сакулина и другие, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности -это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребёнка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребёнок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В.Запорожцем и нашёл широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников). Эталоны цвета ( В качестве которых выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности) эталоны формы - геометрические фигуры эталоны величины - метрическая система мер.
Усвоение сенсорных эталонов- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоение сенсорных эталонов-это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры .
Как же происходит сенсорное развитие? Оно происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т.д. Поэтому ребёнок всегда трогает предмет, берёт его в рот, чтобы понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон, ребёнок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту, наши дети, также как и мы когда-то, познают и обогащают представления о мире. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получил благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но всё, что ребёнок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться словесно взрослым. Ребёнок получит полную информацию о предмете, явлении, деятельности, если педагог использует все виды сенсорного воздействия на сенсорную систему ребёнка. Нельзя педагогу забывать об эмоциональном фоне, который создаёт благоприятные условия для усвоения информации и применения её в дальнейшем.
Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сенсорному развитию ставились и решались следующие задачи : -формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов : цвете ( красный, жёлтый, синий, зелёный), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус, крыша, кирпичик), количестве (много, один), различать величину : большой- маленький, узкий- широкий, высокий- низкий, длинный- короткий; -создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; -воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата .
Литература: Л.А. Венгер ; Э.Г. Пилюгина; Н.Б. Венгер - «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. «Просвещение», 1988г ; Э.Г. Пилюгина- «Занятие по сенсорному воспитанию» М. «Просвещение», 1983; Предметная среда сенсорика . Экология. – Программа «Развития», Москва 2007 г.; А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя» М. «Просвещение», 1983 г. Интернет-ресурсы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей.Формирование ЭМП у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Консультация для родителей....

Консультация для родителей по теме: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Консультация в интернете...

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойств...
Консультация для родителей на тему: Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему «Сенсорное развитие детей 2 - 3 лет через дидактические игры».
Сенсорное развитие детей 2 - 3 лет через дидактические игры...

Консультация:" Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
quot; Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...

Опыт работы на тему «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры по математике»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 48»КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА(МДОУ «ДС № 48»)456652, Челябинская область...