ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
статья
Статья посвящена вопросам экологического воспитания как составной части нравственного воспитания. Авторы данной статьи показывают важность экологического воспитания у детей с нарушением интеллекта. В ней рассматривается работа школы по формированию экологической культуры школьника. В статье показаны условия ,созданные в школе для реализации целей и решения задач экологического образования;рассматривается использование разнообразных форм и методов внеклассной работы по экологии. Авторы приводят примеры проводимых в школе организационных,познавательных,развлекательных и практических мероприятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Поэтому большое значение приобретает экологическое воспитание, как составная часть нравственного воспитания детей всех возрастов. Формирование экологического сознания, нравственной культуры – важнейшие задачи школы в настоящее время.Как говорил В. А. Сухомлинский: «Через красивое – к человечному, такова закономерность воспитания». Экологическое воспитание направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как гражданина, разумного потребителя. Полноценная социальная адаптация детей с нарушением интеллекта невозможна без формирования системы их нравственного сознания и социального поведения, включая в себя и экологическое воспитание.[5]. В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства. Такие моральные качества как доброта, милосердие, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. В педагогической энциклопедии под нравственным воспитанием понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Таким образом, нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка. Оно предполагает становление отношений к Родине, труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное воспитание объединяет патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание. Остановимся на экологическом воспитании. Учащихся с нарушением интеллекта нужно обеспечить базовыми знаниями,умениями и навыками ,необходимыми для осознанного поведении в окружающей среде. Экологические представления учащихся с нарушением интеллекта формируются на уроках курса «Развитие речи». Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы. Теоретическая база нравственно -экологического воспитания основывается на решении трёх задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Правильно используя различные методы воспитания, можно сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность. Если формирование экологического сознания идёт на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной работе. Педагог в своей работе использует множество приёмов Так,например,во время наблюдения педагог вводит элементы игры,применяет пословицы, поговорки и т.п. одни и те же приёмы часто используются педагогом в разных методах. Например. Игровые приёмы используются при наблюдениях,в беседах;показ, пояснение - при проведении опытов,обучении трудовым навыкам и др.[2]. Дети нашей школе принимают участия в экологических акции : День птиц. Здесь прослеживается природоохранная деятельность -дети вмести со взрослыми изготавливают и вывешивают на территории школы кормушки для птиц. Защищают и улучшают природную среду. Ученики вмети с педагогами принимают в районной выставке «Цветы как признание»,приуроченной ко дню Учителя. Во время подготовки к выставке дети знакомятся с названиями цветов,узнают о том как за ними нужно ухаживать.У детей расширяется кругозор, формируется уважение к труду взрослых.Наша школа утопает в цветниках,в школе есть Зимний сад.Где дети видят сколько нужно приложить труда,чтобы выросли красивые цветы. В школе проводятся конкурсы рисунков,праздники «Золотая Осень», «Здравствуй Зимушка - Зима», «Идёт Весна - красна». Во время праздников дети рассказывают стихи, поют песни, танцуют,знакомятся с особенностями времён года. В школе проводятся экологические часы,где во время сказочного путешествия дети знакомятся с лекарственными растениями, с грибами; у детей воспитывается такое качество как взаимопомощь. Также организуются различные познавательные мероприятия такие как: «Круглый стол» по обсуждению экологических проблем. В работе по воспитанию у детей с нарушенным интеллектом любви к природе большое место занимают экскурсии,прогулки,походы. Так как у таких детей особое значение имеют чувственные восприятия. Наша школа окружена сосновым бором,поэтому основным методом является наблюдение. Во время наблюдения у ребёнка развивается наблюдательность,интерес к изучению природы, закрепление программного материала. Экскурсии,прогулки носят краеведческий характер. В процессе экскурсий в природу у детей воспитывается любовь к родному краю, бережное отношение к природе,любовь к Родине.Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическое направление. В воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. В результате всей этой деятельности у учащихся развивается внимание, память, мышление, речь, расширяется кругозор, они упражняются в умении сравнивать, классифицировать, находить сходства и отличия, делать обобщения и умозаключения.Для младших школьников доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение к учёбе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность, правдивость. Поэтому нужно показать положительную сторону хороших поступков и поступать только хорошо, чтобы умение делать хорошие поступки стало нормой их поведения.Также знания о растениях, условиях их роста, полученные на уроках, нужно использовать во время трудовой деятельности учащихся на огороде, клумбе, при выращивании и уходе за комнатными растениями.Знакомясь с произведениями искусства, поэзией, художественной литературой о природе, учащиеся ещё более эмоционально относятся к природе, осознают необходимость бережного отношения к ней.
Как писал академик И.Д.Зверев «Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться»
ЛИТЕРАТУРА
1Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Изд. центр Академия, 2007.
2.Специальная дошкольная педагогика и психология. /Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 2001.
3Умаров Э. Д. Экологическое воспитание личности. – Т. : Шарк, 2005.
4.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
5. Шипицына Л.М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. - М.: Логос, 2005.
6.Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. - 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"
С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...
Конспект занятия по сенсорному развитию на тему "Скоро праздник Новый год" для детей с нарушениями интеллекта
Сенсорное воспитание служит основой для развития у детей поисковых способов ориентировки, которые реализуются в виде перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Программное содер...
календарно-тематическое планирование на неделю второй год обучения детей с нарушениями интеллекта
Планирование составлено в соответствии с Программой обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта ЕКжановой, Стребелевой...
Конспект комплексного фронтального занятияна 1 год обучения у детей с нарушением интеллекта.
План конспект комплексного фронтального занятия по социальному развитию, ознакомлению с окружающим и развитию речи на 1 год обучения у детей с нарушением интеллекта.Тема: Праздник Новый го...
Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)
Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...
Особенности нарушений речи у детей с церебральным параличом и нарушением интеллекта
Материал раскрывает особенности речевого развития детей с ДЦП, нарушением интеллекта.Предназначен дляипедагог, работающих с детьми с ДЦП , интеллектуальным нарушениями...
«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта».
Речь – это средство формирования мысли и форма ее выражения. В современной психологии детей с нарушением интеллекта является одной из важней...