Нравственно-трудовое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной, так как престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается. Именно поэтому в соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе педагогов дошкольных учреждений. В коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и педагога-психолога так же возможно организовать проведение работы по ознакомлению с трудовой деятельностью взрослых, одновременно решая задачи речевого и эмоционально-волевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_material.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Зяблицкая Алёна Андреевна,
учитель – логопед,
МБДОУ д/с №61, Киселевский ГО, Кемеровская область
Нравственно-трудовое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи
в рамках реализации ФГОС ДО
В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной, так как престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается. Именно поэтому в соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе педагогов дошкольных учреждений. В коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и педагога-психолога так же возможно организовать проведение работы по ознакомлению с трудовой деятельностью взрослых, одновременно решая задачи речевого и эмоционально-волевого развития детей с общим недоразвитием речи.
На логопедических занятиях учитель-логопед изучает с детьми профессии по каждой теме, активизируя их словарь, формируя навыки словообразования и словоизменения. Дети учатся строить предложения разных видов, составлять рассказы. На занятиях по коррекции звукопроизношения с детьми разучиваются скороговорки, стихи, загадки и поговорки о труде.
Важнейшим условием эффективности коррекционно-развивающей работы является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Как показала практика, такая ТРИЗ-технология, как «Круги Луллия», стала в дошкольном образовании популярным, занимательным и эффективным методическим приемом. Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.
Изучив методику и используя собственный многолетний опыт, мы разработали вариант данной технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи – дидактическое пособие «Круги Помогаторы».
Пособие представляет собой три круга разного диаметра, нанизанных на общий стержень, в верхней части которого установлена стрелка. Все круги разделяют на одинаковое число секторов, на которых располагают картинки. Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок и получить разные варианты игр.
Примерный вариант дидактической игры с пособием «Круги Помогаторы»
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнение представлений детей о некоторых трудовых действиях,
материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы, обогащение номинативного и предикативного словаря.
Описание: игра проводится в паре или с подгруппой детей. На верхнем и среднем кругах картинки с изображением оборудования, инструментов или материала, на нижнем – сюжетные картинки с изображением соответствующих трудовых действий.
Педагог обращается к детям от имени куклы Маши:
- Маша возьмет тазик и мыло. (Стрелочкой указывает на кругах называемые ею предметы).
- Как вы думаете, что она будет делать? (Ответ детей) Правильно.
На нижнем круге найти и подкрутить сектор с сюжетной картинкой «Девочка моет игрушки».
Аналогично подбираются и называются другие трудовые действия, при которых необходимы соответствующие предметы:
- цветок и лейка, дети поливают цветы;
- ножницы, клей и цветная бумага, дети делают аппликацию и т.д. (фото1,2).
Игры «Кому это нужно?», «Кто, где работает?»
Цель: закрепление знаний детей о профессиях людей, предметах труда и их использовании в трудовом процессе, уточнение представлений о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Описание: игра проводится в паре или с подгруппой детей. На верхнем круге картинки с изображением предметов труда, на среднем - картинки с изображением людей разных профессий, на нижнем – картинки с изображением их места работы.
Педагог устанавливает стрелочку на одном из предметов труда и предлагает детям выбрать картинку с изображением человека, в процессе работы которого он использует этот предмет. Просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник(кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь), он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот; это указка(учебник, мел, доска – учителю; автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты – шоферу; кисти (мольберт, глина, краски) -преподавателю изобразительной деятельности и т.д. А потом выбрать картинку с изображением места работы (воспитатель – в детском саду, учитель – в школе, врач – в больнице, поликлинике, повар – на кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.) и составить предложения (фото 3, 4).
Данное пособие многофункционально, способствует формированию навыков сотрудничества и взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи и помогает специалистам детского сада реализовать требования ФГОС ДО в решении задач по нравственно-трудовому воспитанию.
Список используемой литературы
1. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 57 c.
2. Сидорчук, Т.А., Лелюх,С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия/ Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх.-Изд. АРКТИ, 2015, - с. 40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей компенсирующей направленности группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (с учетом ФГОС) На тему: «Мы грибочки собираем и корзинку наполняем»
Цель –скорректировать грамматический строй речи у детей по лексической теме «Грибы»...
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:
УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО"
УМК, используемый в образовательной деятельности учителем- логопедом....
Особенности сенсорного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.Познавательные ...
Презентация «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам физического воспитания детей с ОВЗ (ДЦП) в рамках реализации ФГОС ДО»
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значите...
Адаптированная образовательная Программа по физическому воспитанию детей ОВЗ - тяжелое нарушение речи (5-6 лет, 6-8 лет).
Адаптированная образовательная Программа по физическому воспитанию детей ОВЗ - тяжелое нарушение речи (5-6 лет, 6-8 лет)....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ....