МУЛЬТТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Мульттерапия — это современный инновационный инструмент (метод), ее основой является совместная деятельность ребенка и взрослого, результатом этой деятельности становится мультфильм. Мульттерапия — многоцелевой и удивительный инструмент, она позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает ему преодолевать страхи и неуверенность в себе, показывает те аспекты и возможности, о которых он раньше и не знал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЛЬТТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
Блинова О.А.
В настоящее время внимание педагогического сообщества обращено к реализации ФГОС ДО, суть которого состоит в создании условий для максимального развития возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также в психолого-педагогическом сопровождении их индивидуальности и творческого потенциала. В связи с этим в дошкольных учреждениях ведется активная работа по внедрению новых, инновационных форм и методов работы с детьми, которые будут оптимально положительно работать на развитие личности ребенка.
Дошкольники с ОВЗ — это дети, у которых выявлены нарушения в развитии разных сфер: речевой, интеллектуальной, эмоциональной, двигательной, сенсорной. Ребенок с ОВЗ растет и развивается, как и обычный ребенок, но развитие данных сфер задерживается с самого рождения, это вызывает проблемы с вхождением его в социум, в среду, рассчитанную на детей с нормальным развитием. Работа с такими детьми строится с учетом всех их особенностей, в первую очередь, возрастных и психофизических. На нынешнем этапе современного образования решение данной проблемы подразумевает постоянный поиск новых форм и методов в организации обучения. Одной из таких форм все чаще становится мультипликация — мульттерапия.
Мульттерапия — это разновидность арт-терапии (от англ. art — искусство и от др.-греч. — «лечение», «оздоровление», «лекарство»). То есть лечение искусством.
Мульттерапия — это современный инновационный инструмент (метод), ее основой является совместная деятельность ребенка и взрослого, результатом этой деятельности становится мультфильм. Мульттерапия — многоцелевой и удивительный инструмент, она позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает ему преодолевать страхи и неуверенность в себе, показывает те аспекты и возможности, о которых он раньше и не знал. В первую очередь, конечно, развиваются творческие способности. Творчество помогает детям с ОВЗ в восстановлении здоровья, развитии, нахождении своего места в социуме, дает возможность комфортно чувствовать себя в окружающем мире. Благодаря коллективной работе дети учатся взаимодействию друг с другом и со взрослыми.
Мульттерапия является синтезом деятельностного педагогического подхода, психологических методик групповой работы, проектного метода, нескольких методик арт-терапии (изотерапии, библиотерапии, драматерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, песочной терапии и пр.) и анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект.
По сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми мульттерапия имеет явные преимущества.
Решает проблему мотивации детей. Мультфильмы интересны всем детям. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, всегда воспринимается ребенком как чудо и вызывает неподдельный восторг как у детей, так и у взрослых, делающих первые шаги в анимации.
Включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: художественной, литературной, музыкальной, занятия актёрским мастерством, на которых детям предоставляется возможность познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы и не ограничивая себя в выборе чего-то одного.
Отличается достаточно быстрым получением готового продукта — мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, при появлении его на экране, включенный в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором (Максимова С.В. Методическое пособие по применению мульттерапии для детей с нарушениями речи. М., 2011).
Мультфильм — это волшебный мир, он помогает ребенку развиваться, фантазировать, учит сопереживать героям, учит дружбе и доброте. В процессе создания мультфильма взрослый является связующим звеном между ребенком и сказочным миром мультипликации, он помогает ребенку окунуться в сказочный мир, направляя его на верные дорожки в процессе создания мультфильма. В ходе всех этапов создания мультфильма происходит увеличение социального опыта ребенка, задействуются эмоциональная, волевая сферы психической деятельности, активизируются их скрытые возможности и творческие позывы. Дети с ОВЗ (и не только) получают новые положительные эмоциональные переживания, а заодно постепенно овладевают специфическими навыками работы с различными новыми для них материалами и инструментами.
Эксперимент по созданию собственного мультфильма — это игра, которая позволяет ребенку думать и говорить образно, понимать себя и мир вокруг, это разговор между тонким внутренним миром ребенка и внешней действительностью.
Использование мульттерапии в работе с детьми с ОВЗ преследует собой определенные задачи:
- развитие мыслительных процессов — формирование понятий, решение задач и логических операций;
- развитие коммуникативных навыков — расширение словарного запаса в процессе обсуждения выбранного произведения для сценария, а также озвучивания фильма;
- развитие познавательных процессов — восприятия, памяти, а также креативных творческих способностей детей с ОВЗ;
- улучшение мелкой моторики пальцев рук через использование пластических материалов, круп и др.;
- повышение уровня самооценки благодаря общению со сверстниками и взрослыми, через взаимодействие между всеми участниками процесса;
- формирование умения работать в команде, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнениям и рекомендациям других членов коллектива.
Занятия мульттерапией позволяют:
- преодолевать последствия заболеваний у детей с ОВЗ;
- облегчать кризисные состояния, преодолевать страхи и бороться с различными невротическими состояниями;
- обретать волю к преодолению жизненных трудностей и становиться более веселыми и открытыми;
- снижать уровень тревожности и защитной агрессии;
- формировать положительный настрой к окружающему миру.
Результатами занятий с использованием мульттерапии в работе с детьми с ОВЗ должны стать:
- развитие ребенка как индивидуума;
- качественное изменение образовательного процесса в ДОО;
- возможность представления родителям дополнительных образовательных услуг;
- развитие интереса детей к изобразительной деятельности;
- умение передавать творческий замысел с помощью различных видов искусства;
- возможность для ребенка более близкого взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе работы;
- повышение уровня информационной культуры детей.
Результаты для родителей:
- удовлетворение потребности в разнообразных дополнительных услугах в работе с детьми;
- высокая степень информированности о развитии ребенка;
- творческая работа родителей через включение их в творческий процесс (подготовка персонажей и фонов для создания мультфильма).
Для педагога:
- повышение профессионального уровня;
- развитие информационно-компьютерных навыков работы;
- реализация творческого потенциала;
- удовлетворенность собственными результатами и деятельностью в целом.
Увлечение анимационной деятельностью решает проблему занятости детей с ОВЗ. Создание в образовательном учреждении условий для восстановления, сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет рационализации досуговой деятельности, использования эффективных методов развития и реабилитации является необходимым условием достижения нового, современного качества общего образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).
С чего же следует начинать работу по мультипликации?
Методика обучения мульттерапии представляет собой поэтапное обучение детей азам анимации. Первоначально дети узнают историю и технологии создания мультфильмов. Проводятся беседы на темы: «Что такое мультипликация», «История мультипликации», «Какие бывают мультфильмы», «Кто делает мультфильмы» и другие. Изучают различные техники, тонкости создания мультфильмов. В современном мире снять мультфильм можно, используя предметы, казалось бы, совершенно не подходящие для этого процесса, что делает сам процесс еще более интересным и увлекательным. О техниках, наиболее часто используемых, детям рассказывается в первую очередь, это такие техники, как:
- рисованная анимация;
- кукольная анимация;
- пластилиновая анимация;
- песочная анимация;
- рисунок на сыпучей поверхности (используются разнообразные сыпучие материалы: крупы, подкрашенный песок, соль, сахарный песок, кофе и т.д.);
- техники прикладного творчества;
- техника стоп-моушен (используется все, что угодно, начиная от игрушек, принесенных из дома, и до самих юных аниматоров).
Следующим этапом является изучение самого процесса создания мультфильма. Главным моментом здесь является выбор содержания, сюжета мультфильма: это может быть экранизация сказки или другого литературного произведения, а может быть, ребята сами сочинят историю, по которой и будет сниматься мультфильм. Произведение анализируется, дети должны проникнуться сюжетом, знать его в мелочах. Коллективно обсуждаются герои, выбранные для анимации их в ходе сьемок, определяются их характеристики, какими они являются по сюжету произведения, и лишь после изучения характера персонажей можно приступать к их изготовлению. Также в ходе обсуждения разбираются моменты, связанные с фоном, на котором будет происходит действие. Фон может быть один для всех сцен, но возможна и замена его по сюжету, все зависит от содержания произведения, со всеми этими нюансами следует определиться в подготовительной части создания мультфильма.
Третий этап — один из самых важных и интересных. Детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступить к подбору или изготовлению персонажей и декораций, которые станут главными действующими лицами будущего фильма. Огромное разнообразие современных материалов дает возможность создать удивительных, необычных и самобытных героев, дети с большой охотой участвуют в процессе изготовления. Важным моментом является восхищение собственной работой, самоудовлетворенность от проделанной работы и положительные эмоции от конечного результата.
Заключительным этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма и его озвучивание.
За время работы у детей наблюдается положительная динамика по следующим показателям:
- стабилизация эмоционально-волевой сферы;
- повышение уровня речевой активности;
- укрепление функций внимания и памяти;
- улучшение мелкой моторики рук;
- развитие коммуникативных качеств;
- освоение способов конструктивного взаимодействия;
- повышение самооценки;
- повышение образовательного уровня.
Это ценнейший опыт для маленького человека — почувствовать себя создателем другой реальности, в которую он вложил свой труд и свои эмоции, а она ожила и живет. Для многих детей — это едва ли не первый опыт позитивного предъявления себя миру, громкое и уверенное заявление: «Я есть. Я это сделал. Я могу. Я все могу».
Метод мульттерапии, в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности, по праву может считаться инновационным методом коррекционной помощи и может быть рекомендован педагогам сопровождения детей с ОВЗ образовательных учреждений в качестве эффективного инструмента оказания коррекционной помощи дошкольникам данной категории.
Список использованных источников
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень МО РФ№ 2. — С. 3–31
Максимова С.В. Методическое пособие по применению мульт-терапии для детей с нарушениями речи. — М., 2011 — 217 с.
Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии. — СПб: Речь, 2014
Смольникова К. Мультик своими руками // Саткинский работник. — 2014
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб: Детство-пресс, 2011
Смирнова Е.О. Все начинается с мультиков // Химия и жизнь — 21в. — 2013
Казакова Р.Т., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильм. — 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"
Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми
В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....

Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога c детьми ЗПР (система EduPlay)
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что ...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.
В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ
Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

Предметно-развивающая среда в работе учителя-дефектолога, как фактор успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.
Информационный материал для учителей-дефектологов ДОУ....