Доклад: "Модель инклюзивного образования МБДОУ №10"
статья по коррекционной педагогике
Основной целью инклюзивного образования в МБДОУ является реализация права детей с ОВЗ на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-zashchita_modeli_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_mbdou_no10.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Модель инклюзивного образования в МБДОУ № 10»
Административная команда:
Кушнерова Н.Л.-заведующий МБДОУ №10
Макеева Е.В.-старший воспитатель
Шерстобаева Е.А. – старший воспитатель
В МБДОУ должны быть созданы условия, которые отвечали бы специфическим особенностям той или иной категории детей. Гарантии права граждан с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. инвалидов, на получение образования закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно закону под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Кроме того, приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования" определяются особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ.
Помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, разработаны соответствующие локальные акты, обеспечивающие эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, где зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.
Положения о группах компенсирующей и комбинированной направленности.
На основании распоряжения Минпросвещения от 09.09.2019 г. №р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» разработано положение о ППк МБДОУ № 10.
Актуальность реализации модели инклюзивного образования в МБДОУ № 10 многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка» насчитывает 285 воспитанника.
В МБДОУ № 10 две возрастные группы компенсирующей направленности, и 3 группы комбинированной направленности (19 человек), компенсирующей направленности (2 группы – 30 человек), в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР и ЗПР.
Количество детей с ОВЗ | 49 |
Из них: | |
-дети с тяжелыми нарушениями речи | 41 |
-дети с задержкой психического развития | 6 |
Количество детей – инвалидов | 2 |
Анализ существующих условий инклюзивного образования в ДОУ выявил проблему:
Некоторые педагоги пессимистично настроены на совместное обучение здоровых и больных детей. Они считают, что снизится качество обучения дошкольников, ухудшится дисциплина воспитанников, меньше внимания будет уделяться здоровым детям, это объясняется нежеланием педагогов работать с особыми детьми.
Причинами является то, что:
- воспитатель во время обучения в вузе ориентирован на работу с нормальными детьми и не имеет специальных дефектологических знаний;
- он не в состоянии оценить тяжесть дефекта ребёнка, не может построить с ним грамотную коррекционную работу;
- педагог не видит результата своей деятельности и отказывается работать с ребёнком.
Поэтому чрезвычайно важным аспектом является подготовка кадров, ориентированных на интеграцию, информированных в вопросах сопровождения детей с ОВЗ в массовых группах.
Цель: Основной целью инклюзивного образования в МБДОУ является реализация права детей с ОВЗ на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и технологий.
Задачи:
- Создание эффективной системы психолого-педагогического социального сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования предпосылок к учебной деятельности.
- Освоение воспитанниками адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО.
- Формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
- Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
- Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Для реализации цели и задач был составлен план мероприятий по развитию инклюзивного образования в МБДОУ№ 10 на 2019-2025 годы.
МБДОУ укомплектовано кадрами в соответствии со штатным расписанием (32 педагога, из них специалисты – 2 учителя-логопеда, 1-учитель дефектолог, 1 педагог-психолог, 4 воспитателя на компенсирующих группах, 6 воспитателей на комбинированных группах. 9 педагогов прошли курсы повышения квалификации «Организация инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования».
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетомвозможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу. Для нашего педагогического коллектива важным является - выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве профилактики, диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаю комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.
-Педагог-психолог -психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
- Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
- Музыкальный руководитель, реализацию используемой программы музыкального воспитания.
- Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.
- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
- Учитель-дефектолог - диагностический мониторинг, занимается коррекцией недостатков в развитии воспитанников с нарушением в развитии, разрабатывает рекомендации педагогам, специалистам, родителям.
Деятельность ППк педагогов дошкольного учреждения по работе с детьми ОВЗ в нашем учреждении проводиться по 4 этапам:
1.Диагностический этап.Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы позволяет достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка.
В конце сентября, после проведения мониторинга, проводятся психолого-педагогические консилиумы (ППк), где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.
2. Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки.
3. Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Деятельность с воспитанниками на данном этапе организуется как индивидуально, так и с включением в подгрупповую работу, с использованием традиционных психологических техник:
- Игротерапия
- Песочная терапия
В рамках проводимой образовательной деятельности, используются самые различные виды деятельности, методы и приемы.
Индивидуальные занятия
Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.
Взаимодействие детей в микрогруппах осуществляется через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи.
4. Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Основными задачами работы с родителями являются:
- создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.
Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через родительские стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания.
В результате у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.
Предметно - пространственная среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Во всех группах имеются центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик с замочками, домик с креплениями). Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр. Успешному обеспечению коррекции нарушений, развития различных категорий детей, способствует созданная в детском саду развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям стандарта дошкольного образования. Она наполнена современным занимательным оборудованием, это и центр развивающих игр с логическими блоками Дьенеша, палочки Кюизенера, кубиками Никитина, световые планшеты, тико-конструкторы, бизиборды и т.д.
В результате проводимой работы дети с ОВЗ нашего ДОУ являются активными участниками мероприятий различного уровня.
№ п/п | Мероприятия /мероприятия инициируемые ОО | Уровень (мун-ный, межмун-ный, краевой, федеральный) | Очно/заочно/ дистанционно | Количество воспитанников | Результативность (победитель, призер, лауреат и др.) |
Серебристый дождик. Танцевальный номер | Муниципальный | Очно | 12 | ||
Серебристый дождик. Рисунки | Муницип. | Заочно | 3 | ||
Выступление на концерте в ГДК, посвящённому Международному Женскому дню – 8 марта | Муницип. | Очно | 11 | ||
Квест-игра | Муницип. | Очно | 6 | 1 | |
IV городская демонстрационная площадка проектных и исследовательских «Мир открытий», посвящённому Году экологии | Муницип. | Очно | 2 | ||
Вокальный конкурс | Муницип | Очно | 2 | 2 | |
Экологическая Акция «Живи, елочка!» | Муницип. | Заочно | 6 | 2 | |
Зимняя планета детства | Муницип. | Заочно | 6 | 2 | |
Литературно-творческий конкурс «Новогодние фантазии» | Муницип. | Заочный | 6 | ||
ЧИП | Федер. | Дистанционно | 63 | 7 | |
Конкурс по ОБЖ «Простые правила – моё безопасное лето» | Федер. | Дистанционно | 33 | ||
Итого (кол-во) по направлениям: | 87,5 Муницип. 13,5 % Федеральн. | 50% Очно 37,5 % Заочно 13,5%Д. | 59,5% | 10,1% |
Возможности организаций культуры и образования дошкольное учреждение использует в образовательном процессе для достижения результатов по реализации программы. Разработанный план мероприятий направлен на становление социальной компетентности воспитанников. Используемые эффективные формы сотрудничества, ориентированы на взаимодействие субъектов в едином образовательном пространстве.
Для более эффективного управления развитием инклюзивным образованием
мы выделили ряд функций и соответствующие им управленческие действия
Функции управления | Управленческие действия |
Анализ, целеполагание и планирование деятельности | Системный анализ состояния проблемы. Разработка модели и плана по ее реализации Создание алгоритма взаимодействия учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ |
Организация, координация деятельности | Разработка и совершенствование локальных нормативных актов ДОУ. Организация оценки среды на предмет соответствия требованиям инклюзивного образования. Проведение семинаров, консультаций, педсоветов и т.д. Работа по наращиванию связей с другими образовательными учреждениями и учреждениями культуры. Создание консультационного пункта для семей, имеющих детей с ОВЗ. |
Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами | Анализ потребностей ДОУ в педагогических работниках и специалистах для работы с детьми ОВЗ и инвалидностью. Методическая поддержка специалистов сопровождения. Выявление образовательных дефицитов педагогических работников и специалистов и оформление персонифицированного заказа на их обучение и повышение квалификации |
Мониторинг и контроль | Проведение диагностических и мониторинговых мероприятий |
Результативно-оценочный компонент модели включает в себя комплексную оценку развития инклюзивного образования:
-комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
-оценка среды, изучение удовлетворенности родителей инклюзивным образованием (анкетирование),
- анализ включенности детей с ОВЗ и их семей в мероприятия инклюзивной направленности,
-анализ исполнения плана мероприятий по развитию инклюзивного образования в МБДОУ№ 10 на 2019-2025 годы.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Таким образом можно сделать вывод, что в процессе реализации модели инклюзивного образования были выделены как проблемы, так и положительные результаты:
- наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;
- повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
- привлечение к сетевому сотрудничеству ресурсные учреждения (тьюторы и специалисты);
- взаимодействие детей с ОВЗ со сверстниками, умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.
Целевая направленность реализации данной модели образования в МБДОУ №10 состоит в том, чтобы раскрыть ценности и смысл в инклюзивном образовании детей с ОВЗ, особенности проектирования, необходимость непрерывного психолого – педагогического сопровождения, разработки индивидуальных образовательных траекторий развития детей с целью индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов. Основными ориентирами работы специалистов и педагогов детского сада для организации инклюзивного образования детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ должны быть, как нормативно – правовые документы, так и дальнейшая реализация модели инклюзивного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....
Создание условий для реализации модели инклюзивного образования в ДОУ
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаютс...
"Современные модели инклюзивного образования в ДОУ"
Презентация...
Проект "Островок Надежды" по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями
Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образовани...
Модель инклюзивного образования в МБДОУ
Обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ в ДОУ с учетом их возможностей, индивидуальных психофизических особенностей необходимого для максимальной адаптации и включенности в соци...
Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...