Воспитание и развитие речи у детей раннего возраста с врожденными расщелинами губы и нёба
консультация по логопедии (младшая группа)
Уважаемые родители, представляю вашему вниманию рекомендации по развитию речи детей раннего возраста с врожденными расщелинами губы и нёба.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
Воспитание и развитие речи у детей раннего возраста
с врожденными расщелинами губы и нёба
Составитель:
учитель-логопед Анисимова О.Н
Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним.
Речь ребенка формируется постепенно и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею, получив обстоятельную консультацию логопеда организовывать занятия с детьми в форме игры, проводить занятия по 25—30 минут не реже 3—4 раз в неделю. Очень важно не прерывать занятия.
Чтобы предотвратить патологическое положение языка, в раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к зубам. Это возможно при лежании на животе или на боку.
Кроме произношения, при ринолалии страдает фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать их между собой и обобщать в словах). Это отражается на лексико-грамматическом строе речи, на чтении и письме.
С первых недель жизни необходимо развивать зрение и слух ребенка, которые имеют большое значение для общего развития, а также для появления речи. С первых месяцев у ребенка следует развивать умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, который должен часто и ласково разговаривать с ребенком. На третьем месяце жизни у младенца появляются первые короткие звуки: а — а — а, а — гу, бу, гы и др. Это период гуления. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки и мягкого нёба, следует давать питье маленькими глотками. С пяти месяцев у ребенка наступает период лепета. Начинается повторение отдельных слогов и звуков. С шести месяцев резко возрастает интерес ребенка к окружающему. Он начинает повторять отдельные звуки и слоги за взрослым, понимать речь, обращенную к нему, появляется подражательность. К году ребенок говорит несколько слов (мама, папа, на, дай, кис), выполняет просьбы взрослого (садись, ложись, дай ручку и т. д.). С ребенком нужно говорить, только правильно артикулируя, не искажать звуки, не ≪сюсюкать≫, всячески поощрять общение ребенка с окружающими людьми. В первые годы жизни ребенка проводится операция — пластика губы. В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для ее пластичности, подвижности, развития объема движений. Предлагается ряд упражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно:
— поднимать и опускать верхнюю губу;
— стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;
— ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая
губу вперед;
— вибрировать пальцем верхнюю губу;
— постукивать около рубцов подушечками пальцев;
— щипать пальцами;
— взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разминать пальцами рубец.
Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам. Для этого при общении с ребенком мать произносит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и размыкаются: а — п, п — а, б — а, па — па, ба — ба, ма — ма. Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные звуки: а, э, о, ы,у,и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны. Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений.Массаж проводится в исходном положении ≪лежа на спине≫, при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении ≪сидя, голова на подлокотнике≫. Используемые приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый ≪пальцевой душ≫. Поглаживание лба осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление движения — от средней линии лба к вискам. Поглаживание носа осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от кончика носа к переносице. Поглаживание щечной области осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей. Приемы вибрации и ≪пальцевой душ≫ осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании. Массажные движения необходимо сочетать с артикуляционной гимнастикой:
—круговые движения языком в преддверии полости рта;
—набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая
воду под губами;
—≪пальцевой душ≫ —постукивание около рубцов подушечками
пальцев;
—≪щипки пальцами≫ —легкое пощипывание околоруб-
цовых областей.
Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцветных бумажек.
От простых дыхательных игр-упражнений постепенно надо переходить к выработке выдоха через рот с включением голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая определенный смысл в каждый произносимый звук.
Примеры таких упражнений:
— как гасят огонек? (ф-) — верхние зубы касаются нижней
губы;
— как гудит пароход? (ы-);
— как гудит паровоз? (у-);
— какой ты большой? (о-);
— как шумит ветер? (е-) — верхние зубы касаются нижней
губы;
— как звенит комарик? (з-) — губы в улыбке, зубы вместе,
язык упирается в нижние зубы, выход холодной струей;
— как шипит змея? (ш-) — язык поднят в форме чашечки
за верхние зубы;
— как жужжит жук? (ж-) — губы слегка вытянуты вперед,
струя воздуха теплая.
Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятиям. В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка исчисляется несколькими сотнями слов. В этот период можно приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, связав ее с игровыми элементами. Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй мамы); зрыву губами по типу звука п; вибрационному движению губ, похожему на кучерское Пррр.
Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывают у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, сказывается на формировании его психики. Эти психологические наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют нарушения речи. Не устраненные в детском возрасте речевые проблемы могут препятствовать выбору профессии, мешать в работе и повседневной жизни. Однако своевременные медицинские и педагогические воздействия могут полностью или частично ликвидировать ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздействия на ребенка логопеда, врача, психолога и родителей.
(по материалам статьи Г.Б. Волосовец)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-371108-1387803175.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) с интеграцией по экологическому воспитанию и развитию речи для детей раннего возраста Тема: «Птичек много - волк один»
Материал представляет собой занятие по формированию элементарных математических представлений с интеграцией других образовательных областей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1293934-1606640885.jpg)
Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1293934-1606640885.jpg)
Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/22/picture-1429735-1666453121.jpg)
«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...
Перспективное планирование образовательной работы по воспитанию навыков самообслуживания и развитию речи у детей раннего возраста, с использованием игровых технологий.
Перспективное планирование работы с детьми раннего возраста по воспитанию навыков самообслуживания и развитию речи, с использованием игровых технологий. Первая младшая группа....
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/06/picture-1529651-1722960127.jpg)
Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие речи у детей раннего возраста"
Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие речи у детей раннего возраста"...