Работа по нормализации физиологического и речевого дыхания у детей с расщелинами губы и нёба
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Корнилова Вероника Евгеньевна

Контрольная работа по логопедии

 

РЕФЕРАТ

Работа по нормализации физиологического и речевого дыхания у детей с расщелинами губы и нёба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_po_rinolalii_kornilovoy_v.e.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРОСЛАВСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИНСТИТУТ  РАЗВИТИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа по логопедии

РЕФЕРАТ

Работа по нормализации физиологического и речевого дыхания у детей с расщелинами губы и нёба

Выполнила:

Корнилова Вероника Евгеньевна

слушательница курсов переподготовки

по специальности «Логопедия»

Ярославль

2023

Оглавление

Введение    ……………………………………………………………………..  3

Глава 1. Дыхание. Виды, этапы и особенности  развития при расщелинах губы и неба ………………………………………..…………………………….4

  1. Виды дыхания……………………………………………………………....4

1.2.  Развитие дыхания в онтогенезе…………………………………….........6

1.3 Особенности развития дыхания при расщелинах губы и неба……….7

Глава 2. Работа по формированию речевого дыхания при расщелинах губы и неба. Этапы, методы и приемы………………………………..….…11

2.1 Необходимость формирования речевого дыхания у детей с расщелинами губы и неба…………………………………………………..…11

2.2. Этапы работы по развитию речевого дыхания………………………..12

2.2.1 Этап постановки диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха…………………………..….12

2.2.2  Этап дифференциации ротового и носового выдохов………………13

2.2.3 Этап развития плавности речи………………………………………...14

2.2.4 Правила проведения работы по нормализации дыхания………….16
Заключение  ……………………………………………………………………17

Список литературы  …………………………………………………..………18

Приложения

 Введение

Врожденная расщелина губы и неба - один из сложных и часто встречающихся пороков развития. Реабилитация детей с врожденной расщелиной требует комплексного и многоступенчатого подхода. Несмотря на совершенствование методик хирургического и ортодонтического вмешательства, проведение хейлопластики и уранопластики в раннем возрасте, у многих детей сохраняются тяжелые речевые нарушения, в  структуру которых  входят: тотальные нарушения звукопроизношения, голоса, интонации, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, резонанса. Врожденный анатомический дефект, подверженность детей с врожденной расщелиной губы и неба частым простудным заболеваниям приводит к расстройствам дыхания.  Дыхание является основой правильного звукопроизношения и резонирования. Формирование правильного дыхания, «дыхательной опоры» звука является важнейшим, базовым этапом формирования произносительной стороны речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба. Профессор Ф. Ламперти писал: «Самый лучший друг и самый страшный враг для звука - это дыхание. Дыхание, правильно употребляемое, становится другом, неправильно - врагом».

Недостаточное внимание к формированию функционального и речевого дыхания в процессе логопедической работы с детьми с врожденными расщелинами губы и неба приводит к значительным трудностям при постановке звуков, коррекции голосовых нарушений, устранении носовой эмиссии, увеличению сроков реабилитации. Многие авторы (Ипполитова А.Г., Вансовская Л.И., Ермакова И.И., Доросинская А.В., Балакирева А.С., и др.) подчеркивают важность и обязательность формирования фонационного дыхания в процессе логопедической работы с детьми с ринолалией. Однако проблема закрепления сформированных навыков речевого дыхания остается нерешенной. Таким образом, исследование и накопление данных о состоянии дыхания у детей с врожденными расщелинами губы и неба, а также разработка и подборка игр и упражнений в процессе комплексной коррекционной работы в настоящее время является актуальным.

Глава 1. Дыхание. Виды, этапы и особенности  развития при расщелинах губы и неба

1.1 Виды дыхания.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Именно дыхание лежит в основе не только звучания речи, но и всех звуков, которые издает ребенок. Дыхание – периодические движения грудной клетки, изменяющие ее объем и вызывающие возвратно-поступательное движение воздуха в дыхательных путях. И. Максимова считает, что в понятие «дыхание» входят все процессы, связанные с доставкой кислорода из внешней среды внутрь клетки и выделением углекислого газа в окружающую среду [9, 25]. Проблемой развития дыхания занимались многие физиологи, педагоги, психологи и логопеды. Физиологическое дыхание изучали Н. И. Жинкин, Ф. М. Фомичева, Е.Н. Малютин, И.И. Левидов, Ф.Ф. Заседателев, Л. Б. Дмитриев, Л.Д. Работнов, В.Г. Ермолаев. Они рассматривали типы дыхания, а также значение дыхательной системы для правильного голосообразования. Дыхательный отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают  определенное давление воздуха, которое необходимо для работы голосовых складок, образования голоса и изменений его тональности. При физиологическом дыхании вдох происходит активно, за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох – пассивно, за счет опускания стенок грудной клетки, эластичности легких. В состоянии покоя дыхание равномерное: длительность вдоха равна длительности выдоха. В движении или процессе говорения эта пропорция нарушается, пауза задержки дыхания уменьшается или исчезает полностью (речь, бег, пение и др).

 Различают три основных типа дыхания: грудное («ключичное» или «верхнее»), реберное и диафрагмальное (брюшное). При грудном дыхании активно работает верхушка легких при вдохе, поднимается и опускается ключица, при этом дыхание вялое. Наблюдается у детей плохо развитых физически, с ослабленным здоровьем, тугоухостью. Голос у детей с таким типом дыхания слабы, прерывистый, с придыханием, в речи встречаются вялые непонятные звуки, а [р], [р‘] произносят с трудом или не произносят вообще. При реберном дыхании сокращаются межреберные мышцы. При этом диафрагма, главная дыхательная мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости, малоподвижна. Это наиболее распространенный тип дыхания. Для обыденной разговорной речи его объема и энергии бывает достаточно. При диафрагмальном дыхании воздух находится в нижней части легких, хорошо видно как на вдохе надувается живот. Этот тип дыхания распространен в основном у мужчин и необходим людям профессий, где использование голоса очень важно – певцы, актеры, педагоги и др. У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. Дыхание, связанное с речью, со звуком, называется речевым или фонационным. Исследованием речевого дыхания занимались Л. И. Белякова; И. И. Ермакова; М. В. Ипполитова; Е. В. Лаврова; А. И. Максакова; Е. И. Мастюкова; Л. П. Успенская; В. И. Филимонова; Г.В. Чиркина. Речевое дыхание является одним из основных компонентов просодической стороны речи наряду с интонацией, тембром, дикцией, паузами, ударением, темпом и ритмом. Дыхание в процессе речи называют речевым дыханием. По сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии оно имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох). В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма  многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания [6;1].

1.2.  Развитие дыхания в онтогенезе.

 В период внутриутробного развития нервно-мышечный аппарат системы внешнего дыхания имеет более раннюю закладку и ускоренное созревание по сравнению с другими мышцами туловища и конечностей. Развитие дыхательной функции в онтогенезе делится на три фазы. Первая фаза (короткая) – от первого вдоха после рождения до полного расправления легких. Во второй фазе (длительность - от нескольких часов до нескольких недель) устанавливается устойчивое соотношение между дыхательной и циркуляторной системами. Третья фаза (формируется до 10 лет) – развитие дыхательных и циркуляторных регуляций. Совместно с увеличением размеров тела ребенка происходит рост и развитие бронхиального дерева (развитие новых бронхиальных ветвей продолжается до 7-8 лет) и легких, развивается дыхательная мускулатура. Также увеличивается скорость воздушного потока в дыхательных путях. Об этом свидетельствует увеличение объемных скоростей дыхания [10, 15]. В дошкольном возрасте у детей формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей физиологической (чаще груднобрюшное) и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования с 4 до 6 лет. В процессе выдоха наблюдается произнесение лишь отдельных слов  (однослоговых, двуслоговых). Фразовая речь детей характеризуется неплавностью, задержкой дыхания, дополнительными вдохами в процессе произнесения. Это свидетельствует о несформированности взаимоотношений между артикуляцией и дыханием в процессе устной речи. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи. Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех-, пяти- и шести- словных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, высказывание прерывается и не имеет интонационной завершенности. Произнесение фразы детьми десяти лет и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха. Таким образом, к десяти годам происходит окончательное формирование фонационного дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, так завершается становление речевого дыхания.

1.3 Особенности развития дыхания при расщелинах губы и неба

Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к специфическим проявлениям особенностей речевого дыхания. Нарушение дыхания при ринолалии отмечалось следующими исследователями: Г. Гутцман, З. Г. Нелюбовой, Н. Н. Останиным, И.М. Готь. Труды  указанных авторов показывают, что при ринолалии дыхание ускоренное, поверхностное и учащенное. Страдает направленность и плавность выдоха, а также ритмичность речевого дыхания. Чаще всего дыхание при ринолалии оказывается поверхностным (грудным), наблюдается асинхронность грудного и диафрагмального дыхания, нарушается соотношение между вдохом и выдохом. Данный тип дыхания создает трудности в речи. [7;5] Невозможность разобщения ротовой и носовой полостей приводит к смешанному ротовому и носовому дыханию, выключается, по крайней мере частично, механизм фильтрации, согревания и увлажнения воздуха. Отсюда – частота заболеваний дыхательных путей, играющих также немаловажную роль в повышенной летальности носителей расщелин. Невозможность разобщения носовой и ротовой воздушных струй обуславливает затруднение дыхания; при длительном разговоре, громком чтении детям не хватает воздуха [5, 27]. По данным многих авторов, расщелина, неоперированная долгое время, приводит к снижению тонуса, вялости дыхательных мышц, что нередко находит свое выражение в поверхностном характере дыхания, уменьшении его объема, в нарушении как носового, так и носового типов дыхания. Смешанное ротоносовое дыхание наблюдаемое у детей с врожденной паталогией неба, способствует недоразвитию дыхательной мускулатуры, вызывает паталогическое изменение дыхательных путей, что в дальнейшем является одной из причин нарушения речи. Уже в 3-4 года у неоперированных детей с небной паталогией Т.Н. Воронцова отмечала нарушения условно-рефлекторной деятельности дыхательных мышц, снижением их тонуса. Нарушение функционального состояния дыхательного аппарата способствует скованности движений, снижению силы вдоха и выдоха. С другой стороны, у детей с расщелинами неба уже к 4-5 годам частота дыхательных циклов и глубина дыхания на 30 % больше, чем у здоровых детей, что является компенсаторной реакцией организма, а продолжительность выдоха значительно меньше. Если в течение 1-2 года жизни у ребенка с неоперированной расщелиной страдает дифференциация ротового и носового выдоха, преобладает смешанный тип дыхания, то в дальнейшем, при отсутствии мер профилактики, дыхание становится поверхностным, верхне-реберным. Л.И. Вансовская называла такой тип дыхания нерациональным и нездоровым. У ребенка грудная клетка кверху уже, чем в середине и основании: ее расширение оказывается минимальным. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает большое напряжение. Нарушение дыхания, условно-рефлекторной деятельности небных и глоточных мышц, в свою очередь, в дальнейшем способствует задержке физического развития. С возрастом, когда ребенок пытается говорить «правильно», его попытки помешать выходу воздуха через нос при фонации, то есть создать нормальное давление в ротовой полости, приводит к появлению сопутствующих движений мимической мускулатуры: дети сжимают ноздри, морщат лоб, хмурят брови, поднимают верхнюю губу. В некоторых случаях компенсаторные гримассы мимической мускулатуры наблюдаются уже в 2,5-3 года [2;36].

Особенности речевого дыхания при расщелинах губы и неба представляют научный и педагогический интерес и в настоящее время. В связи с этим особые внимание привлекают результаты  исследования, которое  проводилось на базе Реабилитационного центра развития речи. Состояние речевого дыхания было изучено у 86 детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), имеющих врожденную расщелину губы, твердого и мягкого неба. Все дети были прооперированы по единой методике в возрасте до 1,5 лет. Из них 60 (51,6%) детей регулярно (год и более) занимались с логопедом в ДОУ.

Во время изучения особенностей дыхательной функции были отмечены:

I. Тип дыхания: ключичный, грудной, брюшной, смешанный.

2. Особенности вдоха: ротовой, носовой, смешанный.

3. Выдох при фонации: ротовой, носовой, смешанный.

4. Максимальное время фонации (МВФ). МВФ измеряется следующим образом: ребенка просят тянуть/«долго произносить» звук И или А, секундомером измеряя время произнесения, начиная отсчет от момента начала фонации до ее прекращения (шепотной речи). Измерение МВФ проводится четыре раза, учитывается максимальный результат.

5. С/З коэффициент: является индикатором нарушений функций гортани при поражении краев голосовых складок. Коэффициент С/З - отношение МВФ звука С к МВФ звука З. При помощи секундомера измеряется МВФ звуков С и З четыре раза, выбирается максимальный результат.

Обследование дыхания проводилось в процессе бесед с ребенком, в виде специально подготовленных заданий. Исследование показало, что 73 ребенка (84%) имеют ключичный тип дыхания, и не используют диафрагму. У 10 детей (11,6%) был зафиксирован грудной тип дыхания, у 1 ребенка (4,4%) - грудобрюшной тип дыхания. У подавляющего большинства детей (70%) направление выдоха было смешанным, частично через ротовую, частично через носовую полость, и нестабильным: иногда при фонации дети выдыхали через рот, иногда-через нос. У 18 детей (21%) зафиксирован при фонации носовой выдох, и лишь 8 детей использовали ротовой выдох. 70 детей (81,3%) не могли сделать глубокий вдох носом. 40 детей (46,5%) во время фонации говорили на вдохе. 45 детей (52,3%) имели укороченный ротовой выдох: максимальное время фонации (далее МВФ) составило 5 секунд и меньше. У 33 детей (38,3%) МВФ = 6-10 секунд, у 6 детей (7%) - больше 10 секунд, самый большой показатель МВФ - 17 секунд-был зафиксирован у одного ребенка (2.4%). С/З коэффициент (СЗК), описанный в монографии Д. К. Вильсона [3], является важным показателем для выявления дисфункции голосовых складок. В норме этот коэффициент равен 1, данный показатель был зафиксирован у 15 детей (17,4%). 26 детей (30%) продемонстрировали СЗК больше 1, что свидетельствовало о сниженном тонусе голосовых складок, а также о наличии узелков и полипов. У 6 детей (7%) СЗК был меньше 1. У 38 детей (44%) измерение СЗК было невозможно, вследствие грубых нарушений звукопроизношения (дети не могли правильно произносить эти звуки), а также вследствие наличия дефектов озвончения.

Таким образом, дети с врожденными расщелинами губы и неба имеют следующие нарушения дыхания: преобладание ключичного типа дыхания, слабый и поверхностный носовой и ротовой вдох, укороченный ротовой выдох, смешанное направление воздушной струи при фонации. На основе результатов исследования нами были выделены следующие этапы формирование речевого дыхания у дошкольников с ВРГН:

• Формирование косто-абдоминального типа дыхания.

• Формирование быстрого и глубокого носового вдоха.

• Формирование длительного и сильного ротового выдоха.

• Дифференциация ротового и носового выдоха, формирование координации между носовым/ротовым вдохом/выдохом.

• Выработка направленной воздушной струи по центру языка.[13, 19]

Глава 2. Работа по формированию речевого дыхания при расщелинах губы и неба. Этапы, методы и приемы.

2.1 Необходимость формирования речевого дыхания у детей с расщелинами губы и неба.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент существенно отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительности выдоха и вдоха примерно одинаковы. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, человек производит вдвое меньше дыхательных движений. Для более продолжительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому при произнесении речи значительно (приблизительно в три раза) увеличивается его объем. Вдох становится короче и глубже. Еще одной особенностью речевого дыхания можно назвать ту, что выдох происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его максимальную длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего звучная речь невозможна. Таким образом, для речеобразования эта струя должна быть сильной и направленной.
Наличие врожденной расщелины нёба плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. У детей с нёбной патологией вследствие велофарингеальной недостаточности наблюдается значительная потеря выдыхаемого воздуха за счет его утечки через нос, из-за чего сокращается продолжительность речевого выдоха. Нарушения функции дыхания приводит к гиперназализации, ограничению произнесения всех звуков и появлению в речи атипичных компенсаторных артикуляций (фарингеальных и глоточных реализаций). Поэтому первостепенной задачей в общей системе нормализации произносительной стороны речи детей с врожденными расщелинами нёба является развитие речевого дыхания. [11, 17].

2.2. Этапы работы по развитию речевого дыхания.

Соломатина Г.Н. в своей статье «Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами нёба рекомендует проводить развитие речевого дыхания его в три этапа.
I. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
II. Дифференциация ротового и носового выдоха.
III. Формирование речевого дыхания.
Рассмотрим подробнее каждый этап коррекционного обучения.


2.2.1 Этап постановки диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.


При этом типе дыхания полностью расширяется грудная полость, максимально вентилируются все участки легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих, что в свою очередь опосредованно снижает утечку воздуха через нос. Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений.

 Также вместо общепринятых можно  использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.
Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений: «Ладошки», «Поясок»,  «Поклон», «Кошка»,  «Обними плечи»,  «Большой маятник», «Повороты головы»,  «Ушки»,  «Малый маятник»,  «Перекаты»,  «Танцевальные шаги».

2.2.2  Этап дифференциации ротового и носового выдохов.

В результате выполнения упражнений ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений.
Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков - «ф», «в», «с», «з», «ш», «ж», «щ», «х».
Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков - «п», «б», «т», «д», «к», «г».
Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат («ц», «ч») и групп согласных звуков разного способа образования («тс», «пл», «вр» и т.д.).
После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.
Главная особенность этих комплексов - сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией (Приложение 1).

Также для дифференциации ротового и носового выдоха можно использовать гимнастику Е.В. Лавровой [8, 10](Приложение 2).

Для отработки данного навыка возможно  использование  упражнений с аппаратом TRIFLO II, который был разработан для предотвращения осложнений в работе дыхательной системы, развития силы легких, восстановления мощности дыхания. Для работы с детьми с расщелинами этот аппарат используется следующим образом: в положении сидя, мундштук находится во рту у ребенка, ребенок делает ртом вдох так, чтобы поднять один или несколько шариков, носом выдох. Упражнение повторяется 5-10 раз. Далее аппарат переворачивается и выполняется упражнение: вдох носом (диафрагмальное дыхание), выдох ртом, без надувания щек, так, чтобы один-несколько шариков поднялись. Упражнение выполняется 5-10 раз. Такое чередование упражнений позволяет сформировать координацию между вдохом и выдохом, а также формирует навык поднятия небной занавески вверх.


2.2.3 Этап развития плавности речи.

Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом - добор воздуха. Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы. Специальные упражнения сначала проводятся с использованием слогов. Для этого можно применять прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков: сперва с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество нужно увеличивать.
Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. С детьми, в речи которых присутствуют атипичные компенсаторные артикуляции, каждое удлинение «цепочки» на одно слово должно отрабатываться в течение недели. При заднеязычных артикуляциях новый речевой материал изучается три дня. Когда у ребенка наблюдаются дефекты звукопроизношения, нехарактерные для детей с расщелинами нёба, количество слов можно увеличивать ежедневно.
Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.
Дыхательный тренинг должен проводиться со всеми детьми, независимо от степени назализации и характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем этапах и подбор речевого материала в последнем случае. Здесь необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т.е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки. При большом количестве нарушенных звуков можно использовать метод приближенного произношения [12, 5]. (Приложение 3).
При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить. Только потом можно переходить к тренировкам. Речь можно записывать на магнитофон, что позволит ребенку слышать себя со стороны. Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса, предохраняя его от переутомления.


2.2.4 Правила проведении работы по нормализации дыхания
1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.
2. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятия.
3. Не делать слишком большой вдох.
4. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
5. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберные мышцы, мышцы нижней части живота.
6. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.
7. Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.
Подобная система способствует коррекции нарушений звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, устранению гиперназализации.

Заключение.

     Наличие врожденных расщелин губы и неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития и дальнейшей его социализации. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития.

Выводы:

1. Нарушение дыхания - один из основных признаков речевых нарушений в структуре дефекта при расщелинах  губы и неба

2. Снижение физиологических возможностей ребенка с врожденной расщелиной губы и неба с самого рождения приводит к формированию непродуктивного для речи, ключичного типа дыхания.

3. Недостаточное смыкание небно-глоточного кольца, слабый и укороченный ротовой выдох, отсутствие координации и дифференциации ротового и носового выдоха приводят к расстройствам резонанса, ухудшению акустических характеристик голоса, а также к грубым расстройствам звукопроизношения.

4. Фонационное дыхание у детей с врожденными расщелинами с возрастом не развивается спонтанно, и требует комплексной работы.

5. Все существующие на данный момент методики коррекции речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба включают этап формирования речевого дыхания, сформированные навыки закрепляются в повседневной речи.

6. Комплексная коррекционная работа позволяет оптимизировать процесс постановки фонационного дыхания, способствуя закреплению правильных дыхательных навыков.

     Своевременная и системная работа по формированию физиологического и речевого дыхания способствует преодолению физиологического дефекта, смягчению, утончению его фонетических  проявлений, более успешной социализации ребенка в будущем.

Список литературы

1. Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия/ М.: В. Секачев, 2011

2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой - М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

3. Васильева Е.П. Особенности речевых нарушений у детей при врожденной расщелине губы и неба//Детская больница, 2011-№11.-с.46-48

4. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - Москва: Медицина, 1990.

5. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба/ М., 1980

6. Жинкин И.И. Механизмы речи/ М., 1985

7.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: учеб. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов / Под ред. О.Н. Усановой - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

8. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фониатрии. - Москва: В. Секачев, 2014.

9.Максимов М.И. Фониатрия/ М.: Медицина, 1997. – 288 с.

10.Нейман Л.В. Анатомия, физиология и паталогия органовзрения и слуха: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений./ М.: Владос, 2001. – 224 с.

11. Соломатина Г.Н. Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами нёба // Логопед, 2004 - № 1. - с. 17-25

12. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. - Москва: ТЦ Сфера, 2005.

13. Филиппов А. К вопросу о вокальном дыхании / А.В. Филиппов // Голос и речь. - 2011. - №2 (4).

14. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции / Г. В. Чиркина // Дефектология. - 2013. - №6, с. 3-22.

Приложения.

Приложение 1.

Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов
Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха
1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м…).
1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не за-
крывать).
1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах - как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…).
1.6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…).
1.7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
1.8. Вдох через нос, выдох - высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха
2.1. Вдох - носом, выдох через нос толчками. 2.2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!).
2.3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
2.4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).
2.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).
2.6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
2.7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!).
Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный
и форсированный выдохи
3.1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф… ф! ф!).
3.2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф…).
3.3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у… у! у!).
3.4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у…).
3.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м… м! м!).
3.6. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м…).
3.7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот
(с… с! с!).
3.8. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с…).
3.9. Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш… ш! ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш…).
При выполнении тех упражнений, когда воздух должен проходить через рот, для развития самокон-
троля рекомендуется использовать «носослушатель»1.
Он представляет собой резиновую трубку, один конец которой вставляют в ухо ребенка, а другой - в ноздрю. Если при ротовом выдохе воздух проходит через нос, ребенок ощущает давление на барабанную перепонку и слышит шумы. «Носослушатель» должен использоваться при проговаривании всего речевого материала.

Приложение 2.

Гимнастика Е.В. Лавровой :

• Вдох через нос - живот вперед, выдох через рот (губы «трубочкой»);

• Вдох через рот-выдох через рот;

• Вдох через рот - выдох через одну ноздрю (поочередно);

• Вдох и выдох носом через одну ноздрю;

• Вдох и выдох носом поочередно через разные ноздри;

• Выработка направленной воздушной струи по центру языка.

Направленная воздушная струя, проходящая по центру ротовой полости, необходима для произношения практически всех согласных звуков, за исключением звуков М, Н, Л. Данный навык отрабатывался на занятиях с логопедом при помощи различных игр и упражнений.

Приложение 3.

Упражнения для развития речевого дыхания
1. Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:

па, папа, папапа, папапапа;

папо, папопу, папопупы, папопупыпэ;

папапопопупу, папапапопопопупупу;

фаф, фаф, фаф.

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.

2. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и т.д.:

один, два;

один, два, три;

один, два, три, четыре.

3. По аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времен года:

понедельник;

понедельник, вторник;

понедельник, вторник, среда…

январь;

январь, февраль;

январь, февраль, март.

4. Произносить считалочку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовав, что порция освоена, переходить на более длительные: вдох через четыре, пять, шесть и т.д. «Егорок».
Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки (вдох).
Один Егорка, два Егорки, три Егорки (вдох).
Четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох)…
и т.д. до конца счета.
Следить, чтобы вдох расходовался не в паузах, а только на очередное сочетание слов.
5. Упражнение аналогично предыдущему.
Шли семеро стариков (вдох),
Говорили старики про горох (вдох).
Первый говорит: «Горох хорош!»
(Вдох.)
Второй говорит: «Горох хорош!» (Вдох.)
Третий говорит: «Горох хорош!» (Вдох.)
и т.д. до конца счета.
6. Наращивание слов в предложении.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скороговорок.

***
Вы ели-ели форелей у ели,
Их еле-еле у ели доели.
* * *
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Но не ныла Мила.
Мила - молодчина!
* * *
На санках Саня с Соней
Едут, санки погоняя.
Санки - скок, Саню - в бок,
Соню - бух в сугроб!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание - физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе.  Жизнедеятельность живого организма связана с поглощением им кислорода и выделением углекислого...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Календарный план работы по теме самообразования «Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»

В календарном плане представлено содержание работы, проведение мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, педагогами, родителями, а также изготовление пос...

Перспективный план коррекционной работы по развитию физиологического и речевого дыхания у старших дошкольников с ОНР.

Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Правильное дыхание не только одна из функций жизнеобеспечения человека, но и основа его звучащей речи. Дыхание обеспечивает нор...

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией

Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....