Опыт работы консультативного пункта дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации федерального проекта «Современная школа»
статья по коррекционной педагогике

Ерухимович Юлия Викторовна

В статье представлен опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения по консультированию родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_konsultatsionnomu_punktu.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы консультативного пункта

дошкольного образовательного учреждения

в рамках реализации федерального проекта «Современная школа»

Ерухимович Юлия Викторовна

учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад 107»

г. Ростова-на-Дону

Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, формирование его интеллектуально-нравственного потенциала. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является разработка моделей службы методической, психолого-педагогической, и консультативной помощи семье.

В Ростовской области в начале 2020 года стартовал федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В рамках этого проекта на базе нашего дошкольного учреждения был создан пункт консультационной помощи родителям.  

Каждый родитель (законный представитель), имеющий ребенка дошкольного возраста, мог получить бесплатную консультацию по вопросам воспитания, обучения и развития. Нуждались в психолого-педагогической помощи следующие категории граждан: родители детей дошкольного возраста, не посещающие детские сады, граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание мы уделяли консультированию родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии со спецификой работы нашего дошкольного учреждения.

Консультации проводили специалисты, имеющие многолетний опыт консультирования, и прошедшие повышение квалификации в данном направлении: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Получить консультацию по интересующему вопросу можно было на очной встрече со специалистом, либо дистанционно по аудио или видеосвязи.

Целью работы консультационного пункта стало создание условий для повышения компетентности в вопросах образования и воспитания путем предоставления психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными темами запросов от родителей стали такие, как трудности освоения программы обучения и воспитания детьми с ОВЗ, отсутствие мотивации к обучению. Родителей интересовали вопросы по познавательному и речевому развитию ребенка, по адаптации и социализации в дошкольных образовательных учреждениях, созданию и реализации специальных образовательных условий, по подготовке к школе детей с ОВЗ.  Родители хотели узнать, как выстраивать детско-родительские отношения и отношения со сверстниками ребенку, имеющему расстройства аутистического спектра и другие вопросы, связанные с развитием и воспитанием «особых» детей. В результате родители получали психолого-педагогическую и консультативную помощь от консультантов проекта.

Для фиксирования деятельности консультационного пункта использовались:

- журнал регистрации обращений родителей (законных представителей);

- бланк консультации специалиста;

- анкета – опросник для получателей услуг, в которой оценивалось качество предоставленной помощи.

Также для учета проведенных специалистами консультаций, по согласию родителей на обработку персональных данных, информация заносилась в электронный журнал на сайте Государственного автономного учреждения Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования» (ГАУ РО РИАЦРО) и на сайт Растимдетей.РФ.

В тоже время, в ходе проведенной работы консультанты проекта сталкивались и с некоторыми проблемами, связанными с консультированием родителей. Например, родители не всегда были готовы принять услышанную информацию о проблемах своего ребенка, во время консультации часто «закрывались» и уходили от общения. Родителям было сложно признать свою ответственность за происходящее, были попытки переложить ответственность за происходящее в их семье на консультанта.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе

взаимопроникновения двух социальных институтов.

Консультационный пункт, организованный в дошкольном учреждении, является средством обеспечения психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей,  и позволяет в полном объеме реализовывать цели и задачи федерального проекта «Современная школа».

Список литературы.

  1. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
  2. Распоряжение Министерства просвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-26 «Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».
  3. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1048 от 31.12.2019 г.
  4. Письмо №24/3.2-2924 от 28.02.2020 "Об организации информационной компании в рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (Ростовская область) национального проекта «Образование»".
  5. Приказ МО от 30.12.2020 № 1129 "Об организации работы по реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Ростовской области.
  6. Приказ МО от 22.03.2021 года № 216 "О внесении изменений в приказ МО от 30.12.2020 № 1129.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В работе рассматривается  процесс социализации детей на основе деятельностной сущности, где преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Авт...

Опыт работы Тема:«Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей» (внедрение методов и приемов здоровьесберегающей технологии ).

Цель здоровьесберегающих технологий -обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания здорового образа жизни, научить использовать полученные и умения и навыки в...

Итоги реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2020 – 2021

Цель: популяризация научно-технического творчества и повышения престижа инженерных профессий среди воспитанников образовательного учреждения, участие в развитии конкурсного движения технологической на...

Работа с одаренными детьми в рамках реализации национального проекта "Образование"

В данной статье описан опыт работы дошкольного учреждения с одаренными детьми....

Доклад на методическом объединении педагогов-консультантов, участвующих в реализации федерального проекта» Современная школа»

Доклад на методическом объединениипедагогов-консультантов, участвующих в реализации федерального проекта» Современная школа»национального проекта «Образование» по бесплатн...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...

Реализация проекта «Красмаш» в рамках реализации федерального проекта «ТехноМир: развитие без границ».

Вид проекта:Информационно- практико-ориентированный проект Участники проекта: воспитатели (специалисты), дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).Цель проекта: Создан...