Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
статья
В работе рассматривается процесс социализации детей на основе деятельностной сущности, где преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Авторы раскрывают вопросы процесса изменения дошкольной образовательной деятельности, а так же сотрудничества семьи с дошкольным учреждением. Одной из не простых и основных трудностей педагогической практики и теории является проблема личности, ее формирования, социализации и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_detskih_doshkolnyh_uchrezhdeniy_na_sotsializatsiyu.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Аннотация: В работе рассматривается процесс социализации детей на основе деятельностной сущности, где преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Авторы раскрывают вопросы процесса изменения дошкольной образовательной деятельности, а так же сотрудничества семьи с дошкольным учреждением. Одной из не простых и основных трудностей педагогической практики и теории является проблема личности, ее формирования, социализации и развития.
Ключевые слова: социализация, детство, детский сад, ребенок, воспитатель, условия, стандарт, семья, сотрудничество, образование, родители, воспитание.
Социализация включает в себя все сферы жизнедеятельности человека, а детская социализация – это часть общей социализации человека. По этой причине она обладает общими чертами с процессом социализации в целом. У детей она обладает определенным своеобразием, поскольку малыши – специфичная социально–демографическая группа. Социализация у ребенка – это начальный этап первичной социализации человека, так как именно в детском возрасте зарождаются основы личности как социального существа. На первых порах в социализации детей наибольшее значение имеют биологические, в частности, генетические факторы.
Одной из не простых и основных трудностей педагогической практики и теории является проблема личности, ее формирования, социализации и развития. Данный вопрос имеет разнообразные аспекты, поэтому рассматривается многими науками, такими как социология, философия, анатомия, психология, физиология и др.
Педагогика занимается изучением и выявлением наиболее эффективных условий для формирования, развития и социализации личности в процессе воспитания и обучения. Социальное развитие связано с психическими (совершенствование мышления, памяти, характера, воли); интеллектуальными (интеллектуальный рост, расширение и углубление знаний); духовными (изменение сознания, нравственное становление) изменениями [1].
Процесс социализации детей происходит на основе их деятельностной сущности, а преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Кроме того, необходимо сотрудничество семьи с дошкольным учреждением. Особенно актуальным считается данный аспект проблемы социализации дошкольников. В Российском обществе в настоящее время замечается повышенный интерес со стороны всех социальных институтов к семье. Это можно объяснить объективными процессами, которые развиваются в обществе в обществе, демократизацией и гуманизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в воспитании, развитии и социализации детей. В разнообразных контекстах мы видим, что в современном мире семья должна быть не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. Именно поэтому очень важно направлять все усилия на возобновление семейных систем, на повышение воспитательного потенциала семьи, стимулирование взаимопонимания в семьях, улучшение педагогической культуры родителей. Согласно мнению ученых, в казалось бы самый беззаботный период детства, дошкольники в своем развитии проходят один из наисложнейших путей. Мир, который окружает ребенка, стремительно входит в его жизнь, наполняя ее все новыми и новыми открытиями, впечатлениями и знаниями. Этот период особенно важен, поскольку именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. В это время развивается практическое мышление детей, они обучаются взаимодействию с миром, который их окружает, осуществлять контроль над своими эмоциями и поведением. Ребята уже начинают отождествлять отдельное «Общество» и свое «Я», и где–то годам к шести данная позиция окончательно фиксируется в их сознании.
В образовательной среде детского сада родители, педагоги-воспитатели, и сами дети играют каждый свою роль. Здесь и происходит первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно–следственными связями. Так же, в детском саду, расширяется не только общественное окружение, но и предметный мир ребенка. За пределами дома он познает большое число ранее не известных ему вещей, познает их свойства и изучает их применение. Помимо этого, в дошкольном учреждении, ребенок не только впитывает много нового, у него появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Существуют специальные методы обучения дошкольников, такие как психолого–педагогические приемы, которые целенаправленно активизируют его социальное познание.
Мы можем заметить, что дети в школьном возрасте, пройдя этап первичной социализации в детском саду, уже значительно различаются от дошкольников в своем поведении. Они принимают активное участие в жизни общества; занимаются в группах, принимают участие в жизни коллектива, отзываются на просьбы либо сами предлагают свою помощь, слушают и дают советы, заинтересованы жизнью взрослых из своего окружения. Все это результаты грамотной и постепенной активизации социального познания при помощи взрослых: познания окружающего мира и взаимодействия с ним, познания себя.
Конечно, в настоящее время существуют и недостатки социализации, такие как наличие неполных и фрагментарных представлений многочисленных родителей о воспитании детей, недостаток программы воспитания, применение отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания, неконтролируемый характер обучения и воспитания, непонимание роли оценки в обучении и воспитании, пассивность в поисках методов воспитания, малосодержательность и однообразие деятельности ребенка в семье. Так же, многие родители пользуются случайной педагогической литературой, слишком мало уделяют внимания ребенку, недостаточно общаются, не умеют давать ребенку объективную характеристику и анализировать собственные методы воспитания, не понимают возрастных особенностей дошкольников и принимают их уменьшенной копией взрослого человека.
Так же, в социализации детей значительную и все возрастающую роль приобретает влияние субъективных факторов, среди которых главная роль принадлежит самой личности и социальным институтам. Первостепенным агентом в социализации детей является семья, но в современном обществе более значимое место начинают занимать детские дошкольные учреждения. Особое значение в данном процессе имеют психологические и эмоциональные механизмы. Ведущее место среди механизмов социализации занимают подражание и общение. В системе методов и способов социализации детей особо ощутима значимость игры как важного метода освоения социальных функций и ролей. За последние десять лет все более возрастающее воздействие на социализацию детей оказывают СМИ, особенно интернет и телевидение.
Так же, преобразования в обществе оказали определенное положительное влияние в социализации детей на роль детских садов. Например, увеличился интерес к соблюдению прав личности ребенка в обществе, видоизменилась и сеть детских дошкольных организаций: они становятся наиболее разнообразными по методам и формам оздоровления, обучения и воспитания детей. Несмотря на то, что дошкольное образование в Российской Федерации является не обязательным в настоящее время, 55% детей от 3 до 7 лет посещают детский сад. В Российской Федерации на конец 2014 года функционировало 43,2 тыс. дошкольных образовательных организаций, в которых воспитывалось 6347,3 тыс. детей [2]. И основной причиной не посещения ребенком детского сада, на данный момент, все же остается нехватка мест в дошкольных учреждениях. Так же, по данным Росстата, охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями по РФ составляет 63,0%, а по Самарской области 68,6%.
На данный момент выделено 343384 мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе реализации комплекса мероприятий, на 01.01.2016, что составляет 96,3% от планируемого показателя [3].
Немаловажные модификации произошли в содержании и системе детских организаций. Основные из них теперь называются не просто детским садом, а дошкольной образовательной организацией далее (ДОО), что указывает на усиление реализации образовательной функции. Новая практика дошкольного образования несет в себе положительные тенденции: появление разнообразных типов дошкольных образовательных организаций, широкие возможности для предоставления родителям условий своим детям, а сотрудникам ДОО, являющимися социализаторами, простор для педагогического творчества, выбора форм, методов воспитания, укрепления здоровья и образования детей.
В детских дошкольных организациях существуют и негативные процессы. Заметно снизился охват детей и количество садов. В систему детских садов внедрились инновации «специалистов», программы, деятельности которых носят в значительной мере некомпетентный и формальный характер.
Появились и непростые социальные проблемы, затрудняющие оптимальное развитие ребенка. Поскольку многочисленные промышленные предприятия отказались от своих дошкольных организаций, то одна часть детских садов была переведена в систему государственных учреждений, а другая – продана частным владельцам, которые в основном воспользовались ею в своих целях, а не в целях развития детей.
Изменился и характер детских дошкольных организаций под влиянием социальной дифференциации в обществе. Начали появляться элитарные дошкольные образовательные организации, в которых лучше общие условия содержания детей: качество и уровень питания, обеспеченность квалифицированным персоналом, наличие многообразного учебно–физкультурного и другого оборудования, с чем связана и более высокая оплата. В связи с низким финансированием муниципальных детских садов персонал просто лишен этих возможностей. Кроме того, отмечается расхождение мнений общества: с одной стороны возникла потребность в создании равных условий для развития детей, с другой – существование неравного положения детей в обычных и элитарных дошкольных образовательных организациях. Так же, отмечается разногласие между необходимостью общества в разностороннем и современном развитии детей и однообразной ориентацией детских садов только на подготовку ребенка к учебе в школе. Значительная часть дошкольных учреждений получает далеко не высокое финансовое обеспечение. Несомненно, положение детских садов в городах существенно лучше, чем в сельской местности. В стране сформировалась социальная задача значительно увеличить значимость дошкольных учреждений в социализации детей, в осуществлении их образовательных, оздоровительных и воспитательных функций.
На сегодняшний день приблизительно 55% детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таковых детей – около 90%). Неплатежеспособность родителей, а так же состояние здоровья и самочувствия ребенка являются основными причинами отказа от детского сада. Так же, многие семьи отказываются от детских садов из–за нехватки мест в учреждениях. В то же время, дети даже в обеспеченных семьях, которые не посещают детский сад, как правило, не получают надлежащего воспитания. В этом случае воспитательные и обучающие функции перекладываются на компьютер и телевизор.
Изменилась и сама система дошкольного воспитания в настоящее время. Введена дифференциация дошкольных образовательных организаций по категориям и видам. К ранее существовавшему единственному виду – «детский сад» добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением физического, художественно–эстетического или интеллектуального развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в психическом и физическом развитии, оздоровления и присмотра, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных – для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития.
Обновилась система дошкольного образования и содержательно. Детские сады теперь работают не как раньше – по единой программе, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных отдельными авторами и коллективами, что способствует развитию творчества и инициативности педагогов.
Не так давно в России в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был разработан федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Образовательные организации дошкольного образования станут самостоятельно утверждать и разрабатывать собственные основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом образцовых главных образовательных программ дошкольного образования, которые будут выполнены опытными разработчиками и расположены в федеральном реестре. Так же, образовательные программы дошкольного образования будут направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Основным в дошкольном воспитании должна быть не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка, следует из опубликованного Министерством образования проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать возможности и интересы каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия, что отсылает к п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании» [5].
Самое важное, что проходит через весь стандарт, – подчеркивается поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу. Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в четырех образовательных областях: познавательно–речевой, коммуникативно-личностной, художественно–эстетической и в области физического развития. Число воспитанников будет устанавливаться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Социализация ребенка – как он общается с воспитателями и другими детьми, занимается разнообразной деятельностью – в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного аспекта формирования ребенка на равных условиях с индивидуализацией.
Ссылки на источники
- Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебных заведений. – М., - 1998.
- Федеральная служба государственной статистики URL:http://www.gks.ru/ [Дата обращения: 15.01.17г.]
- Дошкольное образование, анализ и мониторинг URL:http://do.edu.ru/ [Дата обращения 22.01.2017г.]
- Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. - 1999 - № 3.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).
- Шаг в будущее. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.С. Комаровой, С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой. – М.: E-Publish, 2013. 288 c.
Abstract: In this paper the authors examine the process of socialization of children on the basis of activity-related entities, where most important aspect of socialization in preschool is a play activity. The authors reveal the family's cooperation with preschool. One of the not simple and fundamental problems of pedagogical practice and theory is the problem of identity, its formation, socialization and development.
Keywords: socialization, childhood, kindergarten, child, teacher, conditions, standard, family, co-operation, education, parents, upbringing.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Управление качеством дошкольного образования Ставропольского края в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)".
В презентации представлена состема дошкольного образования Ставропольского края. целевые ориентиры в оценке качества дошкольного образования, рейтинг территорий по психологической готовности педагогче...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
План работы по позновательной деятельности...
Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень своего р...
«Календарно - тематическое планирование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта »
21 августа 2017 года выступила на районной научно – практической конференции в г.Звенигово Республика Марий Эл «Интеграция образовательных учреждений всех уровней»...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...