Опыт работы Тема:«Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей» (внедрение методов и приемов здоровьесберегающей технологии ).
материал

Давлетшина Ирина Радатовна

Цель здоровьесберегающих технологий -обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания здорового образа жизни, научить использовать полученные и умения и навыки в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 с. Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Опыт работы

Тема:«Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей» (внедрение методов и приемов здоровьесберегающей технологии ).

Выполнил :старший  воспитатель

Давлетшина И.Р.

с. Субханкулово 2018 г.

 Тема: «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей» (внедрение методов и приемов здоровьесберегающей технологии ).

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                                               В.А. Сухомлинский               

Добрый день уважаемые коллеги!

Наш детский сад рассчитан на 110 мест, посещают 121 ребенок. педагогов 10,работают с детьми  8 воспитателей ,  

Первая категорию имеют 7 воспитателей,

без категории -3 педагога

По годовому плану одна из задач является:

 -продолжать работу по охране и укреплению психического и физического здоровья детей через формирование здоровьесберегающей развивающей среды в ДОУ и использование нетрадиционных методик и тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Мы работаем по основной образовательной программе «От рождения до школы»  Н.Е. Вераксы.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей- одна из главных стратегических задач развития страны .

Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами , вы видите их на слайде.

-Закон  РФ «Об образовании» (ст.51);

-«О санитарном –эпидемиологическом благополучии населения»;

-Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»

- «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»

-СанПин 2.4.1.-13

Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО включает «…становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами  (в питании , двигательном режиме , закаливании, при формировании полезных привычек).

Сегодня как никогда актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния.

В МБДОУ детский сад № 8 с. Субханкулово основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводятся главным образом воспитателям групп, медицинской сестре.

 Мониторинг посещаемости и заболеваемости за три года составил : посещаемость в  2015 г.-64%,2016 г.-68%, 2017 г.-63,2%,

Пропущено одним ребенком по болезни

В 2015 г.-6дней, 2016 г.-5 дней, 2017 г.-4 дня,

Группа здоровья

1гр.-41%,2гр.-54%,3гр.-5%;

         1гр.-43%,2 гр.-56%,3гр.-1%;

1гр.-48%,2гр.-50%,3гр.-2%.

Поэтому было принято решение выбрать приоритетным направлением работы нашего детского сада физическое развитие.

Как отмечает, Всемирная Организация Здравоохранения  (ВОЗ)  здоровье – это не только отсутствие  болезней  или физических дефектов, но и полное физическое, психическое  и социальное благополучие человека. Компонентами здоровья являются:

 -физическое здоровье;

- психическое здоровье;

-социальное здоровье.

Всемирная Организация Здравоохранения включает также нравственное здоровье.

Одним из средств решения данной задачи становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс современного детского сада.

Цель здоровьесберегающих технологий-обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания здорового образа жизни, научить использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Задачи:

-сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;

-обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний  о здоровом образе жизни;

-конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении  их здоровья, развитие творческого потенциала.

Для реализации данных задач в детском саду была создана творческая группа, обсудили какие виды здоровьесберегающих технологий приемлемы для нашего детского сада. Эффективность оздоровительной работы в детском саду напрямую зависит от организации образовательного процесса, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью .

 И поэтому мы применяем следующие виды здоровьесберегающих технологий:

        -медико-профилактические (мониторинг здоровья, медосмотр детей, организация профилактических мероприятий, рациональное питание, рациональный режим дня, здоровьесберегающая среда, контроль и помощь в обеспечении требований  СанПин);

 -технологии сохранения и стимулирования здоровья

(-гимнастика после дневного сна

- физкультминутка;

-подвижные и спортивные;

  пальчиковая гимнастика ;

-дыхательная гимнастика;

-гимнастика для глаз ;

-релаксация;

-дорожки здоровья (босохождение, профилактика плоскостопия ) ;

-скандинавская ходьба;

-квест;

-закаливание (полоскание горла водой комнатной температуры, для профилактики ОРЗ и ОРВИ чесночным раствором, умывание до локтя )

-технология обучения здоровому образу жизни :

(-утренняя гимнастика;

-организованная образовательная деятельность по физической культуре;

- физкультурные праздники и досуг,

-беседы из серии «Здоровье);

-коррекционные технологии:

(-логоритмика;

 - песочная терапия ;

- сказкотерапия;

- артикуляционная гимнастика;

 -психогимнастика.

Остановимся на некоторых здоровьесберегающих технологиях:

-гимнастика после дневного сна,   основная цель гимнастики  – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений;.

-физкультминутка минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости;

-подвижные и спортивные игры  способствуют укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию .  В процессе игровой деятельности развиваются и обогащаются память, внимание, наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, умение преодолевать различные трудности, рационально распределять силы для достижения конечной цели, воспитывается чувство коллективизма, взаимовыручки. ;

-пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.

Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников

-дыхательная гимнастика

насыщает кислородом каждую клеточку организма ребенка;

- учит управлять  дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;

-улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребенка, дыхательной и пищеварительной системы организма;

-укрепляет общее состояние здоровья.

-дорожки здоровья (босохождение ) это и профилактика плоскостопия, массаж стоп, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма

 Гимнастика для глаз необходима для :

-снятия напряжения;

-предупреждения утомления;

-тренировки глазных мышц;

-укрепления глазного аппарата.

-закаливание(полоскание водой комнатной температуры ,полоскание горла чесночным раствором, обливание водой ноги в теплое время года, воздушные ванны) оказывает общеукрепляющее воздействие на  организм, способствует улучшению кровообращения, нормализует обмен веществ и существенно снижает количество простудных заболеваний,

а также старшая медицинская сестра   ведет кружок «Будь здоров малыш!» по профилактике плоскостопия.

технология обучения здоровому образу жизни :

(-утренняя гимнастика, комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом; 

-организованная образовательная деятельность по физической культуре- это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам

- физкультурные праздники и досуги способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.

-коррекционные технологии:

(-логоритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала проводится  с детьми в виде кружковой работы

 - песочная терапия -  способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения... ребенка

 

В  этом учебном году начали внедрять скандинавскую ходьбу в подготовительной к школе группе .

 Скандинавская ходьба с палками (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба) - своеобразный вид любительского спорта, представляющий собой пешие путешествия, во время которых при ходьбе опираются на специальные палки, вид которых напоминает лыжные.

И также в старшей группе используется квест –технология.

Квест(англ. guest) , или приключенческая игра ,универсальная игровая технология , которая включает  у ребенка на соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру , дает возможность в качестве загадок включать деятельностные проектные задания , что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания или применять, как  одно из интересных средств , направленных на самовоспитание  и саморазвитие ребенка как творческой , физически здоровой, с активной познавательной позицией личности…

Для реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду были созданы следующие условия :

-имеется  спортивная площадка, создана «Тропа здоровья» которая решает  следующие задания

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движений;
  • повышение сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

-спортивный зал совмещен с музыкальным залом, оснащен стандартным оборудованием. В распоряжении детей множество спортивного инвентаря: мячи, скакалки, гимнастические палки , обручи, мешочки для метания, кольцеброссы и т.д.;

-в группах имеются центры двигательной активности;

для каждой возрастной группы были разработаны: модель двигательного режима, система закаливания с учетом сезона, возраста.

В целях реализации задач были запланированы и проведены следующие мероприятия:

 консультации для педагогов: «Режим дня», «Закаливание», «Профилактика плоскостопия», «Нестандартное спортивное оборудование», «Воспитание культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста», «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня», «Ритмопластика как элемент здоровьесберегающих технологий», «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»;

оперативный контроль - «Организация прогулки» , «Подготовка и проведение утренней гимнастики», тематический контроль –«Здоровьесберегающая среда в ДОУ»;

теоретический семинар « Использование   педагогом здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольником», практический семинар-практикум «Новые здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;

проведен педагогический совет «Совершенствование системы работы по здоровьесбережению»;

конкурс «Лучший физкультурный центр».

Большое значение в создании благоприятных условий для укрепления здоровья дошкольников играет семья ребенка.  

Мы тесно взаимодействуем с родителями и проводим просветительскую работу:

Консультации:«Закаливание дошкольника», «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников», «Профилактика плоскостопия» , «Особенности закаливания в детском саду и дома» и т.д.

Собрания на темы здоровьесбережения  ребенка в семье.

Традицией стало проводить спортивный праздник «Папа, мама и я –спортивная семья!»,

родители  групп оформили лепбуки по здоровому образу жизни,

 создали проекты-презентации «Любимый вид спорта-художественная гимнастика»» , «Мой любимый вид спорта-кикбоксинг»,

«Художественная гимнастика –гармония спорта и искусства» .

Выпустили стенгазеты : «Я выбираю здоровый образ жизни», «Ребята, давайте за здоровый образ жизни», «Мы за здоровый образ жизни» ,  «Мы за ЗОЖ», «Солнце , воздух и вода наши лучшие друзья» .

Большую помощь оказали родители  в изготовлении нестандартного спортивного оборудования .Обратите внимание на выставку.

Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДО с родителями.

Конечно же при применении здоровьесберегающих технологий следует не забывать принципы:

-принцип «Не  навреди!»;

-принцип сознательности и активности;

-непрырывности здоровьесберегающего процесса;

-систематичности и последовательности;

-принцип доступности и индивидуальности;

-всестороннего и гармонического развития личности;

-системного чередования нагрузок и отдыха;

-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

-возрастной адекватности и здоровьесберегающего процесса и др.

В своей работе мы стремимся к тому , чтобы :

-улучшились показатели посещаемости;

-улучшились показатели физического развития детей;

-усовершенствовались навыки самостоятельности и стремления детей вести здоровый образ жизни;

-осуществились конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья;

-в дальнейшем будем продолжать усовершенствовать здоровьесберегающие технологии, «Скандинавскую ходьбу» включить как дополнительный платный кружок

Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в детском саду  способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОХРАНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:В существующей научно-методической литературе практически не ставится вопрос о планировании физической нагрузки и ее на...

Опыт работы по теме:"Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста."

Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусствакак сильного фактора воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детск...

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....

Сохранение физического и психического здоровья детей с использованим здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.

В своей работе использую здоровьесберегающие  технологии с  целью коррекции речи с сохранением физического  и  психического здоровья детей.Для сохранения и развития  физическо...

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

"РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОХРАНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"

МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА...

Презентация "Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей»

quot;ЗДОРОВЬЕ - ЭТО  СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО  ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО  И СОЦИАЛЬНОГО  БЛАГОПОЛУЧИЯ, А  НЕ  ПРОСТО  ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ  ИЛИ  ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТ...