Опыт работы Тема:«Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей» (внедрение методов и приемов здоровьесберегающей технологии ).
материал
Цель здоровьесберегающих технологий -обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания здорового образа жизни, научить использовать полученные и умения и навыки в повседневной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 с. Субханкулово муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Опыт работы
Тема:«Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей» (внедрение методов и приемов здоровьесберегающей технологии ).
Выполнил :старший воспитатель
Давлетшина И.Р.
с. Субханкулово 2018 г.
Тема: «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей» (внедрение методов и приемов здоровьесберегающей технологии ).
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Добрый день уважаемые коллеги!
Наш детский сад рассчитан на 110 мест, посещают 121 ребенок. педагогов 10,работают с детьми 8 воспитателей ,
Первая категорию имеют 7 воспитателей,
без категории -3 педагога
По годовому плану одна из задач является:
-продолжать работу по охране и укреплению психического и физического здоровья детей через формирование здоровьесберегающей развивающей среды в ДОУ и использование нетрадиционных методик и тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Мы работаем по основной образовательной программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей- одна из главных стратегических задач развития страны .
Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами , вы видите их на слайде.
-Закон РФ «Об образовании» (ст.51);
-«О санитарном –эпидемиологическом благополучии населения»;
-Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»
- «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»
-СанПин 2.4.1.-13
Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО включает «…становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами (в питании , двигательном режиме , закаливании, при формировании полезных привычек).
Сегодня как никогда актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния.
В МБДОУ детский сад № 8 с. Субханкулово основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводятся главным образом воспитателям групп, медицинской сестре.
Мониторинг посещаемости и заболеваемости за три года составил : посещаемость в 2015 г.-64%,2016 г.-68%, 2017 г.-63,2%,
Пропущено одним ребенком по болезни
В 2015 г.-6дней, 2016 г.-5 дней, 2017 г.-4 дня,
Группа здоровья
1гр.-41%,2гр.-54%,3гр.-5%;
1гр.-43%,2 гр.-56%,3гр.-1%;
1гр.-48%,2гр.-50%,3гр.-2%.
Поэтому было принято решение выбрать приоритетным направлением работы нашего детского сада физическое развитие.
Как отмечает, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Компонентами здоровья являются:
-физическое здоровье;
- психическое здоровье;
-социальное здоровье.
Всемирная Организация Здравоохранения включает также нравственное здоровье.
Одним из средств решения данной задачи становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс современного детского сада.
Цель здоровьесберегающих технологий-обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания здорового образа жизни, научить использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Задачи:
-сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;
-обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
-конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитие творческого потенциала.
Для реализации данных задач в детском саду была создана творческая группа, обсудили какие виды здоровьесберегающих технологий приемлемы для нашего детского сада. Эффективность оздоровительной работы в детском саду напрямую зависит от организации образовательного процесса, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью .
И поэтому мы применяем следующие виды здоровьесберегающих технологий:
-медико-профилактические (мониторинг здоровья, медосмотр детей, организация профилактических мероприятий, рациональное питание, рациональный режим дня, здоровьесберегающая среда, контроль и помощь в обеспечении требований СанПин);
-технологии сохранения и стимулирования здоровья
(-гимнастика после дневного сна
- физкультминутка;
-подвижные и спортивные;
пальчиковая гимнастика ;
-дыхательная гимнастика;
-гимнастика для глаз ;
-релаксация;
-дорожки здоровья (босохождение, профилактика плоскостопия ) ;
-скандинавская ходьба;
-квест;
-закаливание (полоскание горла водой комнатной температуры, для профилактики ОРЗ и ОРВИ чесночным раствором, умывание до локтя )
-технология обучения здоровому образу жизни :
(-утренняя гимнастика;
-организованная образовательная деятельность по физической культуре;
- физкультурные праздники и досуг,
-беседы из серии «Здоровье);
-коррекционные технологии:
(-логоритмика;
- песочная терапия ;
- сказкотерапия;
- артикуляционная гимнастика;
-психогимнастика.
Остановимся на некоторых здоровьесберегающих технологиях:
-гимнастика после дневного сна, основная цель гимнастики – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений;.
-физкультминутка минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости;
-подвижные и спортивные игры способствуют укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию . В процессе игровой деятельности развиваются и обогащаются память, внимание, наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, умение преодолевать различные трудности, рационально распределять силы для достижения конечной цели, воспитывается чувство коллективизма, взаимовыручки. ;
-пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:
- осязательных ощущений;
- координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников
-дыхательная гимнастика
насыщает кислородом каждую клеточку организма ребенка;
- учит управлять дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
-улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребенка, дыхательной и пищеварительной системы организма;
-укрепляет общее состояние здоровья.
-дорожки здоровья (босохождение ) это и профилактика плоскостопия, массаж стоп, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма
Гимнастика для глаз необходима для :
-снятия напряжения;
-предупреждения утомления;
-тренировки глазных мышц;
-укрепления глазного аппарата.
-закаливание(полоскание водой комнатной температуры ,полоскание горла чесночным раствором, обливание водой ноги в теплое время года, воздушные ванны) оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, способствует улучшению кровообращения, нормализует обмен веществ и существенно снижает количество простудных заболеваний,
а также старшая медицинская сестра ведет кружок «Будь здоров малыш!» по профилактике плоскостопия.
технология обучения здоровому образу жизни :
(-утренняя гимнастика, комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом;
-организованная образовательная деятельность по физической культуре- это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам
- физкультурные праздники и досуги способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.
-коррекционные технологии:
(-логоритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала проводится с детьми в виде кружковой работы
- песочная терапия - способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения... ребенка
В этом учебном году начали внедрять скандинавскую ходьбу в подготовительной к школе группе .
Скандинавская ходьба с палками (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба) - своеобразный вид любительского спорта, представляющий собой пешие путешествия, во время которых при ходьбе опираются на специальные палки, вид которых напоминает лыжные.
И также в старшей группе используется квест –технология.
Квест(англ. guest) , или приключенческая игра ,универсальная игровая технология , которая включает у ребенка на соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру , дает возможность в качестве загадок включать деятельностные проектные задания , что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания или применять, как одно из интересных средств , направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как творческой , физически здоровой, с активной познавательной позицией личности…
Для реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду были созданы следующие условия :
-имеется спортивная площадка, создана «Тропа здоровья» которая решает следующие задания
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движений;
- повышение сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям;
- улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
-спортивный зал совмещен с музыкальным залом, оснащен стандартным оборудованием. В распоряжении детей множество спортивного инвентаря: мячи, скакалки, гимнастические палки , обручи, мешочки для метания, кольцеброссы и т.д.;
-в группах имеются центры двигательной активности;
для каждой возрастной группы были разработаны: модель двигательного режима, система закаливания с учетом сезона, возраста.
В целях реализации задач были запланированы и проведены следующие мероприятия:
консультации для педагогов: «Режим дня», «Закаливание», «Профилактика плоскостопия», «Нестандартное спортивное оборудование», «Воспитание культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста», «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня», «Ритмопластика как элемент здоровьесберегающих технологий», «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»;
оперативный контроль - «Организация прогулки» , «Подготовка и проведение утренней гимнастики», тематический контроль –«Здоровьесберегающая среда в ДОУ»;
теоретический семинар « Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольником», практический семинар-практикум «Новые здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;
проведен педагогический совет «Совершенствование системы работы по здоровьесбережению»;
конкурс «Лучший физкультурный центр».
Большое значение в создании благоприятных условий для укрепления здоровья дошкольников играет семья ребенка.
Мы тесно взаимодействуем с родителями и проводим просветительскую работу:
Консультации:«Закаливание дошкольника», «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников», «Профилактика плоскостопия» , «Особенности закаливания в детском саду и дома» и т.д.
Собрания на темы здоровьесбережения ребенка в семье.
Традицией стало проводить спортивный праздник «Папа, мама и я –спортивная семья!»,
родители групп оформили лепбуки по здоровому образу жизни,
создали проекты-презентации «Любимый вид спорта-художественная гимнастика»» , «Мой любимый вид спорта-кикбоксинг»,
«Художественная гимнастика –гармония спорта и искусства» .
Выпустили стенгазеты : «Я выбираю здоровый образ жизни», «Ребята, давайте за здоровый образ жизни», «Мы за здоровый образ жизни» , «Мы за ЗОЖ», «Солнце , воздух и вода наши лучшие друзья» .
Большую помощь оказали родители в изготовлении нестандартного спортивного оборудования .Обратите внимание на выставку.
Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДО с родителями.
Конечно же при применении здоровьесберегающих технологий следует не забывать принципы:
-принцип «Не навреди!»;
-принцип сознательности и активности;
-непрырывности здоровьесберегающего процесса;
-систематичности и последовательности;
-принцип доступности и индивидуальности;
-всестороннего и гармонического развития личности;
-системного чередования нагрузок и отдыха;
-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
-возрастной адекватности и здоровьесберегающего процесса и др.
В своей работе мы стремимся к тому , чтобы :
-улучшились показатели посещаемости;
-улучшились показатели физического развития детей;
-усовершенствовались навыки самостоятельности и стремления детей вести здоровый образ жизни;
-осуществились конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья;
-в дальнейшем будем продолжать усовершенствовать здоровьесберегающие технологии, «Скандинавскую ходьбу» включить как дополнительный платный кружок
Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в детском саду способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОХРАНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:В существующей научно-методической литературе практически не ставится вопрос о планировании физической нагрузки и ее на...
Опыт работы по теме:"Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста."
Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусствакак сильного фактора воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детск...
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....
Сохранение физического и психического здоровья детей с использованим здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии с целью коррекции речи с сохранением физического и психического здоровья детей.Для сохранения и развития физическо...
Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"
Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...
"РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОХРАНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"
МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА...
Презентация "Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей»
quot;ЗДОРОВЬЕ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, А НЕ ПРОСТО ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ ИЛИ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТ...