Работа с одаренными детьми в рамках реализации национального проекта "Образование"
статья
В данной статье описан опыт работы дошкольного учреждения с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnyy_proekt.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"
Климонтова Елена Владимировна,
старший воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС,
Одной из задач национального проекта "Образование" является: «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Первой ступенью общего образования является дошкольное образования. В которой необходимо создать условия для развития личности каждого ребенка. Поэтому, наиболее актуальным для дошкольного образования является проект "Успех каждого ребенка".
Сохранение и развитие одаренности детей важнейшая проблема нашего времени. Перед педагогами ДОУ стоит важнейшая задача- способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одаренных детей -задача, требующая взаимодействия педагогов и родителей.
Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети» (распоряжение 13 марта 2002 года) в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.,
-рабочая концепция одаренности 2003 г.статья 5 Закона РФ «Об образовании», провозглашает право на образование и государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, гарантирует содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся дети, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте.
Все перечисленные положения стимулируют развитие системы работы с одаренными детьми и научного осмысления существующего опыта в этой области.
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важно, чтобы педагог заметил такого ребенка в дошкольном возрасте.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что педагоги в процессе образовательной деятельности с детьми стараются, прежде всего, делать упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития.
Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений необходимо планомерная и системная работа педагогов по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Кроме того, выделяется кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо углубленная теоретико-практическая подготовка по проблеме одаренных детей. Кроме того, систематически целенаправленная работа с одаренными детьми, обогащение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, разработка учебно-методических комплектов по работе с одаренными детьми позволит педагогам грамотно вести работу с данной категорией детей.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от воспитателя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими специалистами, администрацией и обязательно с родителями.
Основное требование к педагогам одаренного ребенка - это понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Следует помнить, что одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от педагога больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
Родители, как участники образовательного процесса играют важную роль в развитии одаренного ребенка. Поэтому, необходимо создать все условия для организации единого пространства развития и воспитания одаренного ребенка.
Для этого используются разнообразные направления работы с родителями: изучение запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей; информирование и консультирование родителей; просвещение и обучение родителей, совместная деятельность ДОУ и семьи. Это позволит создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
В работе с родителями необходимо придерживаться следующих принципов: открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы развития личности в семье и дошкольном учреждении; диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Для активизации и обогащения воспитательных умений родителей и в соответствии с требованиями ФГОС ДО применяются инновационные формы и методы работы с родителями: совместные праздники и развлечения , родительские гостиные, семейные конкурсы, проектная деятельность, совместное создание предметно -развивающей среды. Только в сотрудничестве педагогов и семьи можно решать вопросы разностороннего развития ребенка.
Хочется процитировать слова Ж. Лабрюйера: "В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком".
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: работа с одарёнными детьми – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не педагог может помочь детям раскрыть свои таланты? Лучшим результатом нашей педагогической деятельности будут здоровые, активные, самомотивированные, независимые, увлеченные, уверенные, ответственные личности с развитым критическим мышлением, легко адаптируемые в любом обществе, умеющие применить свои знания на практике.
Список использованных источников:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Изд-во КГУ, 1996.
2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека [Электронный ресурс]: HPSY.RU. URL: http://hpsy.ru/public/x796.htm (дата обращения: 15.09.2020).
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю.Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010г.
4.Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
5.Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38. - Библиогр.: с. 38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Времена года» в рамках районного семинара заместителей директоров по дошкольному образованию и руководителей структурных подразделений по теме «Работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурса
Цель данного занятия— показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музы...
"Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие»" (консультация для педагогов)
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...
"Организация методической помощи педагогам в работе с одаренными детьми в рамках реализации научно методической системы Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости»
На развитие одаренности влияет много факторов, но основной из них - педагогический. Наибольший успех в развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его пот...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...
Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях реализации ФГОС ДО"
Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях реализации ФГОС ДО"...
Методическая разработка на тему: «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
ВведениеОдаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за н...
Консультация: «Участие в конкурсном движении в рамках работы с одаренными детьми и (или) детьми, проявляющими способности»
Консультация: «Участие в конкурсном движении в рамках работы с одаренными детьми и (или) детьми, проявляющими способности»...