Проект «Ребёнок-дошкольник: его социальное воспитание и социально-личностное развитие»
проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 58.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №123» г. Курска
Проект
«Ребёнок-дошкольник:
его социальное воспитание и
социально-личностное развитие»
Выполнила:
педагог-психолог
Жирова Светлана Геннадьевна
г. Курск, 2021
Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский
Введение
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе. Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, семинары, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
Актуальность проекта
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
Цель проекта
– создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
Задачи теоретического плана:
- Изучить научно – методическую литературу по проблеме социально – личностного воспитания дошкольников;
- Выявить уровень развития детей дошкольного возраста по социально – личностному развитию;
- Изучить позицию родителей по данной проблеме;
- создать единую систему системы работы администрации, педагогических сотрудников и родителей по социально-личностному развитию детей;
Задачи практического плана:
- Научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, а так же понимать эмоциональные состояния других людей
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем
Срок проведения проекта:
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
База проведения проекта: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №123»
Объект исследования: дети дошкольного учреждения
Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза: работая над развитием социально – личностного развития детей мы научим детей чувствовать себя счастливыми, быть способными лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ научных источников, методической литературы, программ, инновационного опыта.
Эмпирические (практические): наблюдения, беседы, предметно – развивающая среда.
Значимость: проект имеет огромное значение, как в теоретическом, так и в практическом аспекте применения.
Теоретическая значимость заключается в теоретической разработке и обосновании организационно- педагогических условий, влияющих на формирование нравственно – патриотического потенциала дошкольников.
Практическая значимость находит выражение в предоставлении возможности дошкольникам познать внутренний мир чувств и состояний,
Этапы реализации
этапы | содержание | результат |
Октябрь – ноябрь | «Я» | В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка, дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках. |
Декабрь – январь | «Я и сверстники» | Умение общаться со сверстниками, обучать детей вербальным и невербальным средствам общения, обучать трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу. |
Февраль - апрель | «Я и другие» | Умение уважать окружающих, знать, любить и ценить свою семью, вести себя так, чтобы оттого, что он есть всем было только хорошо. |
Содержание работы
Этап | Содержание | Сроки |
1.Организационный | 1.Подготовка диагностического инструментария; 2.Определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей. 3.Подбор литературы по социально – личностному развитию дошкольников. | сентябрь |
2.Основной | Совместная деятельность 1.Раздел «Я» 2.Картотека игр и игровых упражнений для развития навыков социализации. 3.Картотека игровых пособий, способствующих развитию социально-личностных качеств дошкольников. 4.Картотека практических ситуаций проблемного характера. 5.Составление словаря тезисов по социально-личностному развитию детей. 6.Оформление наглядного и теоретического материала по правовому воспитанию дошкольников. 7.Проведение консультаций для воспитателей. 8.Проведение совместных мероприятий со школой. 9.Проведение семинаров – практикумов. Взаимодействие с семьёй. 1.Оформление портфолио дошкольника. 2.Оформление стенда с фотографиями «Я живу в Марий-эл» 3.Организация консультативно-просветительской помощи родителям проведение очных и заочных консультации: «Что такое самооценка»., «Будем добры», «Воспитание добротой». 4.Совместная театральная постановка родителей и детей «В гости к масленице» 5.Проведение родительских собраний, «Игра это серьёзно», «Мужская рука», “круглый стол- «Как хорошо что есть семья, которая от бед любых хранит меня» Участие родителей в реализации проекта
| Октябрь - апрель |
Предполагаемые конечные результаты.
- Повышение качества социально-личностного развития детей.
- Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
- Развитие креативных способностей и практических умений дошкольников.
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
Результаты проекта
- положительная динамика сформированности нравственных качеств дошкольников;
- совершенствование работы с детьми по данной проблеме.
- накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьёй;
- повышение профессионализма педагогов ДОО
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
Перспективы развития
В процессе проведения проекта это отличный «фундамент» для воспитания будущего поколения, социализированного к обществу, обладающего гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Перспективу своей работы вижу в работе над темой «Я человек», которую планирую поделить на такие разделы как: «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои умения.). Важный раздел в развитии социальных навыков – «Земля – наш общий дом», в котором будет говориться о стране, народе, Земле.
Список литературы
1.Богданова О.С., Калинина О.Д. содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
2.Дубровина И.В., АкимоваМ.К., Борисова Е.М., и др; под.ред. Дубровиной И.В. Самосознание. Отношение к себе /Рабочая книга школьного психолога/, М.1995г.
3. Лаврентьева Г.П. культура общения дошкольников.- К.: Рад. Шк., 1988г.
4. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.
5. .Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1994.
7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков,1996г..
8. .Фоппель К. как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие /Пер. с нем: «Терра – Спорт», 2000г.
9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005.
10. Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015г.
Приложение
Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Представления, умения, навыки | Диагностические методики |
Ребёнок и взрослые | |
5. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе. 6. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности. (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).
| Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой? Инд. Беседы с детьми: Как воспитатель заботится о тебе? Где могут работать мамы? Чем мамы любят заниматься в свободное время? Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится воспитатель? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало воспитателя или няню? Что они сказали? Как ты ещё хочешь их порадовать? Инд беседа с ребёнком: Как мы встречаем Новый год? Другие праздники? Есть ли в нашей группе что-то такое, чего нет в других семьях? Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка -добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.) Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет? |
Ребёнок и сверстники. | |
| Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам. Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д. Рассматривание ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры. Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность? |
Отношение ребёнка к самому себе
| Индивидуальная беседа с ребёнком. Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были? Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д. Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия? Д/И на правила дорожного движения. Рассматривание иллюстраций о г. Волгограде, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т.д. Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника? Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни. Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так? |
Сводная диаграмма результатов
воспитательно – образовательной работы
Диагностика проводилась по трехбалльной системе:
НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.
СРЕДНИЙ: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.
ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.
Анализ проведённой работы показывает:
1.Раздел «Я». В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка, дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках. Результат улучшился на 0,4 единицы.
2. . Раздел – «Ребёнок и сверстники» включает в себя развитие вежливости, умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу. В результате систематической последовательной работы над этим разделом социально – личностного развития детей показатели повысились на 0,3 балла.
3. Раздел – «Я и другие». По результатам диагностики видно, что обучая детей различать людей по полу и возрасту, знать проявление половых возрастных особенностей, иметь представление о родственных отношениях, проявлять доброжелательное отношение к взрослым результаты повысились на 0,4 балла.
Анализ основных показателей свидетельствует об эффективности данной работы. В значительной степени повысился уровень представления дошкольников о себе, о сверстниках и улучшились отношения детей с взрослыми.
Результатом работы можно считать: повышение у детей самооценки, уровня самосознания, улучшение отношений в сферах ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый.
Доклад
Работа педагога-психолога по социальному и коммуникативному развитию дошкольников по ФГОС
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни. В связи с этим проблема социально-коммуниктаивного развития, развития ребёнка вовзаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на данном современном этапе.
Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДОО, закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка».
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Таким образом, целью деятельности педагога-психолога ДОУ является – стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачами педагога-психолога по социально – коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДОО являются следующие:
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- развитие самосознания детей;
- создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям.
Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: исследовательскую, предметную, изобразительную, игровую и т.д.. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все то, что воображает в игре. А совместная деятельность со взрослым является своего рода школой передачи социального опыта. Остальные виды деятельности также вносит свой вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому используются нами во взаимосвязи друг с другом.
Можно выделить конкретные задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста, решаемые на основном этапе психолого-педагогической деятельности.
В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте задачи - развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте - обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развиватьчувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
При проведении групповой развивающей работы с воспитанниками, основными формами непосредственной образовательной деятельности являются: игры (коммуникативные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические), этюды, тренинговое упражнение, беседа, наблюдение, педагогическая ситуация, слушание музыки, рисование, релаксационная гимнастика, чтение художественных произведений с последующим анализом.
Во время проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется игротерапия, арт-терапия, тренинговые упражнения, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.
Решение задач по социально-коммуникативному развитию дошкольников осуществляется всеми участниками образовательного процесса (педагоги, родители, администрация ДОУ). Работе педагога-психолога по просвещению и обучению участников образовательного процесса по данной проблематике включает в себя следующие формы взаимодействия: консультации, семинары, тренинги, ПМПк, наглядная агитация и т. д.
Таким образом, созданная модель стимулирования социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.
Список литературы.
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
- Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"
Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....
КОНСУЛЬТАЦИЯ «РЕБЁНОК-ДОШКОЛЬНИК: ЕГО СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»
В данной работе раскрываются основные направления деятельности педагогов по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста...
Проект «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»
Социально -личностное развитие в ДОУ...
«Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника через средства изобразительного искусства»
Развитие творческих способностей дошкольников, нравственное и социальное развитие детей....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства»
Развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования художественных и интеллектуальных способностей....
Краткая презентация проекта "Ребёнок дошкольник: его социально - личностное развитие.
Краткая презентация проекта "Ребёнок дошкольник: его социально - личностное развитие....
Проект «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»
Проект «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»...