«Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника через средства изобразительного искусства»
материал (старшая группа) на тему
Развитие творческих способностей дошкольников, нравственное и социальное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsialnoy_kompetentsii_rebyonka-doshkolnika.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
«Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника
через средства изобразительного искусства»
Цель: развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста через работу по формированию художественных и интеллектуальных способностей.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
- развивать у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, отражать свои чувства и мысли в творческой деятельности;
- развивать умение понимать взаимосвязь и красоту природных явлений, научить детей видеть и понимать красоту окружающего мира;
- познакомить с разными видами изобразительной деятельности: живописью, иллюстрациями к произведениям художественной литературы (книжной иллюстрацией), скульптурой малых форм, народным декоративно-прикладным искусством, керамическими изделиями;
- развивать у детей эстетический вкус, интерес и любовь к миру искусства, научить детей воспринимать мир искусства, понимать его, воспитывать потребность в красоте;
- формировать образное представление о предметах и явлениях окружающего мира, видеть их общие типичные признаки и свойства, некоторые индивидуальные проявления, учить анализировать предметы (основные части, их форма, расположение, соотношение по величине, элементы, цвет и т.д.);
- научить определять некоторые изобразительные средства: сочетание красок, выразительность формы, детали, цвет и композиция в живописи, яркость, декоративность, связь узора с формой и назначением предмета;
- совершенствовать элементарные навыки и умения в изобразительной деятельности, закреплять технику владения кистью, карандашом, ножницами;
- познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной деятельности (тестопластикой, художественным конструированием и т.д.);
- воспитывать творческую мысль, фантазию каждого ребенка, его творческое воображение, самостоятельность, инициативность, умение согласовывать замыслы и действия.
Эти задачи осуществлялись через интегрированные занятия, совместную подгрупповую (кружковую) и индивидуальную деятельность, которую я проводила в свободное от занятий время во второй половине дня и вечером. Работу строила по плану (соответственно проектной деятельности), поощряла самостоятельную деятельность. Для развития социальной компетенции использовала разные виды детской деятельности: занятия по синтезу искусств, игры, упражнения, экскурсии, прогулки, сюжетно-ролевую игру.
В своей работе использовала всевозможные приёмы и методы:
наблюдение за живой и неживой природой, беседы, художественное слово (рассказы, сказки, стихи), рассматривание репродукций картин, выставки детских работ, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Мне удалось достичь следующего:
- Всех детей заинтересовала художественно-творческой деятельностью.
- В ходе изобразительной деятельности дети сдружились, сблизились с воспитателем, приобрели навыки продуктивного взаимодействия, речевого этикета.
- Со многими детьми установила теплые эмоциональные отношения, нашла к ним индивидуальный подход, чтобы помочь им в преодолении негативных черт: драчливости, нетерпимости друг к другу, неумения пользоваться речевым этикетом. У детей с низким социальным развитием повысилась самооценка, появилась усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, целеустремленность.
- Дети стали интересоваться произведениями искусства.
- У многих сформировалась самостоятельная творческая активность, фантазия, их художественные работы стали более качественными.
Я считаю, что нужно постоянно ненавязчиво контролировать развитие художественно-творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей ребенка. Нужно развивать у детей способность к рефлексии, анализу своего творчества: что сумели сделать, выполнить, а что – нет? Почему? Как достичь цели? Я не добиваюсь от детей точного копирования образца художественной работы, хотя легче как раз скопировать, я нацеливаю детей на проявление собственной индивидуальности, творчества и многим это удается. Утверждаю, чтобы заинтересовать детей художественной деятельностью, надо самому педагогу быть увлеченным этим делом.
В групповом помещении создана развивающая предметная среда, благоприятные условия для самостоятельной изобразительной деятельности, творчества. Детям доступны схемы по оригами, разнообразный изобразительный материал, образцы работ художественного рукоделия, игры, репродукции картин.
Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, они участвуют в создании совместных коллажей и других работ, таких как: «Генеалогическое древо», «Красная книга», «Любимое место в Абакане», «Древняя Хакасия», «Правитель сказочной страны», «Наши права». Родители всегда интересуются успехами своих детей, рассматривают выставки детских работ, помогают мне обеспечить детей бумагой и изобразительным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».
«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....
Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...
Формирование и развитие социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через психологическую сказку.
Данный материал освещает основные понятия и вопросы в сфере социального развития детей старшего дошкольного возраста. Как один из самых ресурсных методов, сказкатерапия является освновным инструментом...
Консультация для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции ребёнка-дошкольника»
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникатив...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства»
Развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования художественных и интеллектуальных способностей....
Статья по изобразительному искусству (изо) на тему:«Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства».
quot;Развитие визуальной культуры личности, средствами изобразительного искусства". Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный. В каких условиях, в к...
Развитие креативного мышления и мелкой моторики средствами изобразительного искусства на логопедических занятиях у детей
Статья посвящена методам подбора способа развития мелкой моторики, влияющего на формирование креативного мышления, мотивации и ускоряещего преодоление речевых нарушений у дошкольников....