Проект «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»
проект по теме

Чуксеева Елена Александровна

Социально -личностное развитие в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_obrazovaniya_administratsii_gorodskogo_okruga.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа

«Город Йошкар – Ола»

Муниципальное бюджетное образовательбное учреждение

общеразвивающего вида «Детский сад №19

г.Йошкар – Олы «Василёк»

        Исследовательский проект

«Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»

Автор проекта:

Чуксеева Елена

 Александровна

/ст.воспитатель/

г.Йошкар – Ола

Самое главное - воспитать те  нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский

Введение

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Само слово “общество” произошло от латинского “societas”, означающего “товарищ”, “друг”, “приятель”. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

        Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Актуальность проекта

  Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

Цель проекта

– создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

        Задачи теоретического плана:

  • Изучить научно – методическую литературу по проблеме социально – личностного воспитания дошкольников;
  • Выявить уровень развития детей дошкольного возраста по социально – личностному развитию;
  • Изучить позицию родителей по данной проблеме;
  • создать единую  систему системы работы администрации, педагогических сотрудников и родителей по социально-личностному развитию детей;

                Задачи практического плана:

  • Научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, а так же понимать эмоциональные состояния других людей
  • создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  • совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
  •   формирование у детей основ личности будущего гражданина;
  •  профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем

Срок проведения проекта:

Реализация проекта рассчитана на один учебный год.

База проведения проекта: МДОУ №50 «Солнышко»

Объект исследования: дети дошкольного учреждения

Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза: работая над развитием социально – личностного развития детей мы накчим детей  чувсивовать себя счастливыми, быть способными лучше адаптироваться в обществе  и преодолевать трудности

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ научных источников, методической литературы, программ, инновационного опыта.

Эмпирические (практические): наблюдения, беседы, экскурсии, культурно – досуговая деятельность, предметно – развивающая среда.

Значимость: проект, по нашему мнению, имеет огромное значение, как в теоретическом, так и в практическом аспекте применения.

Теоретическая значимость заключается в теоретической разработке и обосновании организационно- педагогических условий, влияющих на формирование нравственно – патриотического потенциала дошкольников.

Практическая значимость находит выражение в предоставлении возможности дошкольникам познать внутренний мир чувств и состояний,

Этапы реализации

этапы

содержание

результат

 Октябрь – ноябрь

«Я»

В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка, дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках.

Декабрь – январь

«Я и сверстники?»

Умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу.

Февраль - апрель

«Я и другие»

Умение уважать окружающих,знать, любить и ценить свою семью,  вести себя так, чтобы оттого, что он есть всем было только хорошо.

Содержание работы

Этап

Содержание

Сроки

1.Организационный

1.Подготовка диагностического инструментария;        2.Определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей.                                    3.Подбор литературы по социально – личностному развитию дошкольников.            

сентябрь

2.Основной

Совместная деятельность

1.Раздел «Я»
В совместной деятельности на занятиях и в повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях. Взрослый поддерживает беседы на личностные темы.
Раздел «Я и сверстники?»
В этом разделе представлены занятия, посвященные формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств, помогающих человеку в познании мира и себя. Занятия построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»; используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Мир чувств, мир эмоций: радость, грусть, страх, злость.
Раздел «Я и другие»
В процессе организации совместной деятельности педагог помогает каждому ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в процессе решения конфликтных ситуаций.

2.Картотека игр и игровых упражнений для развития навыков социализации.

3. Картотека игровых пособий, способствующих развитию социально-личностных качеств дошкольников.

4. Картотека практических ситуаций проблемного характера.

5.Составление словаря тезисов по социально-личностному развитию детей.

6. Оформление наглядного и теоретического материала по правовому воспитанию дошкольников.

7.Проведение консультаций для воспитателей.

8.Проведение совместных мероприятий со школой.

9.Проведение семинаров – практикумов.

Взаимодействие с семьёй.

1.Оформление портфолио дошкольника.

2. Оформление стенда с фотографиями «Я живу в Марий-эл»

3.Организация консультативно-просветительской помощи родителям проведение очных и заочных консультации: «Что такое самооценка»., «Будем добры», «Воспитание добротой».

4. Совместная театральная постановка родителей и детей «В гости к масленице»

5.Проведение родительских собраний, «Игра это серьёзно», «Мужская рука»,  “круглый стол- «Как хорошо что есть семья, которая от бед любых хранит меня»

Участие родителей в реализации проекта

  1. Участие в конкурсе фотографий «Я и моя семья».
  2. Участие в организации и проведении различных выставок ( “Дары природы” “Веселый светофор”, в познавательном занятии “Встреча с интересным человеком”(встреча с родителем работающим в МЧС, а так же с дедушкой участником войны»
  3. Участие родителей в конкурсах, совместных праздниках, проводимых в ДОУ

Октябрь - апрель

Предполагаемы е конечные результаты.

  • Повышение качества социально-личностного развития детей.
  • Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
  • Развитие креативных способностей и практических умений дошкольников.
  • Создание портфолио дошкольника .
  • обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;

Результаты проекта

  • творческие работы родителей и детей, которые  были представлены на муниципальных  конкурсах ,
  • презентация опыта работы на республиканских семинарах по реализации проектной деятельности;
  • положительная динамика сформированности нравственных качеств дошкольников;
  • совершенствование  работы  с  детьми по данной проблеме.
  • стало традицией проведение семейных творческих проектов, посвящённых 23 февраля, 8 марта, дню Победы, Дню защиты детей
  • накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьёй;
  • активное участие родителей в качестве исполнителей ролей на утренниках, открытых мероприятиях.
  • повышение профессионализма педагогов МДОУ
  • обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;

Перспективы развития

В процессе проведения  проекта «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное

развитие»это отличный «фундамент» для воспитания будущего поколения, социализированного к обществу, обладающего гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Перспективу своей  работы вижу в работе над темой «Я человек»,  которую планирую поделить на такие разделы как: «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои умения.).  Важный раздел в развитии социальных навыков – «Земля – наш общий дом», в котором будет говориться о стране, народе, Земле.

Список литературы

1.Богданова О.С., Калинина О.Д. содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.

2.Дубровина И.В., АкимоваМ.К., Борисова Е.М., и др; под.ред. Дубровиной И.В. Самосознание. Отношение к себе /Рабочая книга школьного психолога/, М.1995г.

3. Лаврентьева Г.П. культура общения дошкольников.- К.: Рад. Шк., 1988г.

4. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.

5. .Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.

6. Урунтаева  Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1994.

7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков,1996г..

8. .Фоппель К. как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие /Пер. с нем: «Терра – Спорт», 2000г.

9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье  дошкольников. – М.: Генезис, 2005.

Диагностика социально-личностного развития  детей старшего дошкольного возраста                      

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

  1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек.

  1. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).

  1. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.

  1. Имеет представления о культурных традициях своей семьи.

5.  Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.

6.  Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности. (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

  1. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.

Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?

Инд. Беседы с детьми: Как воспитатель заботится о тебе? Где могут работать мамы? Чем мамы любят заниматься в свободное время?

Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится воспитатель? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало воспитателя или няню? Что они сказали? Как ты ещё хочешь их порадовать?

Инд беседа с ребёнком: Как мы встречаем Новый год? Другие праздники? Есть ли в нашей группе что-то такое, чего нет в других семьях?

Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка -добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.)

Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет?

Ребёнок и сверстники.

  1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.

  1. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.

  1. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

  1. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

  1. Понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл.

Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.

Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д.

Рассматривание ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры.

Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность?

Отношение ребёнка к самому себе

  1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.

  1. Знает  родословную семьи.

  1. Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования.

  1. Знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь.

  1. Знает элементарные правила дорожного движения.

  1. Знает некоторые сведения об истории Волгограда, достопримечательности, главные улицы.

  1. Имеет представления о школе, жизни школьника.

  1. Проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях.

  1. Владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

Индивидуальная беседа с ребёнком.

Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были?

Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д.

Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия?

Д/И на правила дорожного движения.

Рассматривание иллюстраций о г. Волгограде, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т.д.

Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника?

Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности.

Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни.

Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так?

Сводная диаграмма результатов воспитательно – образовательной работы по теме

        Диагностика проводилась по трехбалльной системе:

НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.

СРЕДНИЙ: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.

ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.

Анализ проведённой работы показывает:

1.Раздел «Я». В процессе работы над проектом у детей повысилась самооценка, дети стали принимать себя такими какие они есть с гордостью отмечая свои достоинства и не боясь говоря о своих недостатках.  Результат улучшился на 0,4 единицы.

2. . Раздел – «Ребёнок и сверстники» включает в себя развитие вежливости, умение общаться со сверстниками, обучет детей вербальным и невербальным средствам общения, обучает трудиться и играть вместе со сверстниками воспитывая, доброжелательное отношение друг к другу.  В результате систематической последовательной работы над этим разделом социально – личностного развития детей показатели повысились на 0,3 балла.

3. Раздел – «Я и другие». По результатам диагностики видно, что  обучая детей различать людей по полу и возрасту, знать проявление половых возрастных особенностей, иметь представление о родственных отношениях, проявлять доброжелательное отношение к взрослым результаты повысились на 0,4 балла.

Анализ основных показателей свидетельствует об эффективности данной работы. В значительной степени повысился уровень представления дошкольников о себе, о сверстниках и улучшились отношения детей с взрослыми.

Результатом работы   можно считать: повышение у детей самооценки, уровня самосознания, улучшение отношений в сферах ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя малая Родина» социально-личностное развитие (для детей старшего дошкольного возраста) Воспитатель: Уголкова М.Ю.

Актуальность темыМы горим желанием воспитать у ребенка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Но ведь это основ...

Краткая презентация проекта "Ребёнок дошкольник: его социально - личностное развитие.

Краткая презентация проекта "Ребёнок дошкольник: его социально - личностное развитие....

Проект «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»

Проект «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»...

Проект «Ребёнок-дошкольник: его социальное воспитание и социально-личностное развитие»

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкол...