Проект «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проект «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 53.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
муниципального дошкольного образовательного учреждения № 13 «Вишенка» п.г.т. Яблоновский
Название проекта
«Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»
2. Введение.
Миссия образовательного учреждения.
Организация целенаправленной педагогической деятельности для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации.
3. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методом.
Актуальность проекта.
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
Обоснование проекта.
Изучение опыта работы воспитателей показывает, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества, что диктует необходимость создания системы работы по социально-личностному направлению педагогов детского сада как с детьми, так и с родителями.
Описание проекта.
Объект исследования – социализация дошкольников.
Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования – разработка методов и приёмов воспитания дошкольников, способствующей позитивной социализации в дошкольном образовательном учреждении.
Реализация данного проекта в детском саду начнётся не с нуля. Работая по данным программам, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому необходимо привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.
Есть необходимость в оптиматизации и индивидуализации педагогического общения персонала с воспитанниками.
Реализация проекта поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.
4. Цель и задачи проекта.
Цель проекта.
– создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
Задачи проекта.
- создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
- создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.
Сроки реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
Этапы реализации проекта:
1 этап: «Диагностика» (сентябрь):
- подготовка диагностического инструментария;
- определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей.
2 этап: «Мотивационная основа» (октябрь-декабрь):
- организация обучения педагогов по проблеме (консультации, педсовет, семинар);
- организация самообразования педагогов;
- создание творческой группы;
- создание медико-психолого-педагогического консилиума.
3 этап: «Практика» (в течение учебного года):
- работа с детьми.
4 этап: «Работа с родителями» (январь-февраль):
- организация консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, тренинги).
5 этап: «Анализ» (май):
- анализ состояния психологического здоровья детей.
- анализ выполнения программы «Детство» по социальному воспитанию детей;
6 этап: «Предметно-развивающая среда» (июнь-август):
- переориентация предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребёнка.
5. Ожидаемые результаты.
На муниципальном уровне:
- показать вариант практического решения проблемы создания условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
На локальном уровне:
- обеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения;
- развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- Система проектных мероприятий.
7. Научно-методическое и информационное обеспечение проекта.
Аналогичные исследования и разработки в России и за рубежом нам не известны. Проблемой развития личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками занимаются Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова, Т.А. Шорыгина.
- Ресурсное обеспечение проекта (кадровое и материальное).
Кадры.
Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по программам социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Следующим этапом достижения главной задачи дошкольного образования (развитие личности ребёнка, формирование осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляция детьми своего поведения в соответствии с ними) будет создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Педагогический состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен реализовать проект.
Внутренние ресурсы.
- средства из Фонда развития детского сада.
Внешние ресурсы.
- муниципальное финансирование в рамках программы развития дошкольного образования города;
- возможные дополнительные внебюджетные средства.
Сметно-финансовый расчёт проекта.
Правовое воспитание в ДОУ
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.
Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В детском саду при построении педагогического процесса были определены направления работы воспитателя:
- Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
- Правовое воспитание и образование дошкольников.
- Повышение уровня правовой культуры родителей.
Цельюпедагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
- Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
- Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
- Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
- Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
- Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Система взаимодействия - это:
- организованное обучение;
-совместную деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельную деятельность детей.
Организованная форма обучения включает в себя:
- Знакомство с правами человека.
- Беседы на этические темы.
- Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Изобразительная, трудовая деятельность.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
- Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:
- Работу с литературой.
- Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
- Разные виды игр.
- Продуктивные виды деятельности.
- Двигательную активность.
В детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:
- Работа с детьми.
- Работа с воспитателями.
- Работа с родителями.
Работа с детьми.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.
Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:
- Специально организованное занятие "О правах играя"(Приложение №1). Форма занятий - подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
- Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
- Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
- Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
Методы работы с детьми:
- Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
- Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
- Дидактические игры: "Я имею право:" (Приложение №1), "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
- Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
- Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
- Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
- Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
- Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Работа с воспитателями
Большая работа была проведена с воспитателями ДОУ по их подготовке к работе с детьми в данном направлении: проводились консультации "Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи" (Приложение №2), семинары-практикумы, круглые столы.
Воспитатель детского сада - основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Работа с родителями.
Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Проводились родительские собрания, консультации для родителей "Права ребенка - соблюдение их в семье"(Приложение №3).
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Приложение №1.
Мероприятие на тему: «О правах – играя»
(в средней группе).
Программное содержание: Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Создать условия для развития у детей положительного самоощущения. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за др. человека. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Оборудование: Книга «Права ребенка»; костюм Кикиморы; избушка Кикиморы; плакат с правами ребенка; мольберт; аудиозапись голосов «Лесных птиц», «Волшебный мир», «Песенка о Кикиморе». Сладкий сюрприз, букет цветов.
В групповой комнате отведена зона, где состоит в лесу избушка Кикиморы.
Ход:
Звучит музыка леса. Дети сидят полукругом на стульчиках.
В о с п и т а т е л ь. Здравствуйте дети, здравствуйте гости!
В о с п и т а т е л ь. Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребенка» (показывает). Эта книга расскажет вам о правах детей, т.е Ваших правах! Каждый ребенок имеет имя, он имеет право на любовь, заботу родителей, питаться, ходить в детский сад, учиться в школе, когда заболеет, лечиться в больнице, ходить в библиотеку, отдыхать, играть игрушками. Обращает внимание на плакат на мольберте «Каждый ребенок имеет право».
Стук в дверь (звучит музыка леса громко) неожиданно появляется К и к и м о р а. Ее роль исполняет взрослый.
В о с п и т а т е л ь с удивлением: Кто это, откуда и куда?
К и к и м о р а (забирает книгу). Малы вы еще права изучать. А эту книгу я почитаю. (Кикимора уходит в дремучие леса, высокие горы, прячется за своей избушкой.)
В о с п и т а т е л ь с удивлением: Ну и Кикимора! Отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь делать? Как же вернуть нашу книгу.
Дети, Кикимора живет очень далеко в дремучем лесу за той снежной горой …. Что же делать, как нам быть? Я кажется вспомнила, у меня есть волшебная корзинка, а в ней волшебный зонтик! Он нам и поможет! Давайте подойдем все поближе, прижмемся др. к др., обнимемся!
Мы полетим очень быстро, закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем. Держитесь крепче др. за др.. Я скажу волшебные слова: «Крибли, крали, бумс!!!» (Звучит волшебная музыка). Чувствуете, как быстро мы летим? Вот уже и гора позади.
Мы подлетаем к лесу. Открываем глаза. Приземляемся на поляне. Подходим к дому Кикиморы. Стучим? Появляется Кикимора.
К и к и м о р а. Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду.
В о с п и т а т е л ь. Ой, Кикимора, какая ты сердитая, грубая и слова неприветливые. Ты даже птиц своим криком напугала.
К и к и м о р а. Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?
В о с п и т а т е л ь. Мы пришли вернуть книгу свою, которую ты у нас взяла без разрешения.
К и к и м о р а. Ничего я у вас не брала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могу рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника, знаете таких, сказки читаете?
Дети: ДА!
К и к и м о р а. А еще дети, которые любят а Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, и одной с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так, поняли!
В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Кикимора?
Дети: Нет!
В о с п и т а т е л ь. Конечно, нет. Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, на каком языке говорите.
К и к и м о р а. Ой, ой! Самые умные в детском саду? Ну-ка, ну-ка, первый, подойди ко мне (подзывает одного ребенка).
В о с п и т а т е л ь. Кикимора, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое.
К и к и м о р а. Имена? (задумчиво, протяжно). А зачем? Зачем детям давать имена, они ведь все одинаковые, все маленькие вреднинькие, обойдутся номерами. Ерунду придумали какую-то! ИМЕНАА!!!
В о с п и т а т е л ь. Ребята, Вы согласны, что все дети одинаковые?
Дети : НЕТ!
В о с п и т а т е л ь. Тогда давайте представимся Кикиморе, а эхо нам поможет.
Игра «Эхо». Дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, остальные хором их повторяют. Приглашаем Кикимору в игру.
В о с п и т а т е л ь. Ну что, Кикимора, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок имеет право на собственное имя?
К и к и м о р а. Ну хорошо, хорошо, признаю теперь за вами это право.
В о с п и т а т е л ь. Кикимора, теперь верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.
К и к и м о р а. Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.
В о с п и т а т е л ь. Это почему?
К и к и м о р а. Потому что книги имеют право читать только дети в библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей.
В о с п и т а т е л ь. Дети, как вы думаете, справедливо то, что сказала Кикимора?
Дети: НЕТ!
В о с п и т а т е л ь. Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение, отдых, на любовь и заботу.
К и к и м о р а. Хорошо забирайте свою книгу (уходит в дом грустная, плачет). А меня никто не любит, не жалеет, не заботится.
В о с п и т а т е л ь. Мне стало жалко Кикимору. Может она потому плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Никто ничего не дарит. Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, у меня есть небольшой сладкий сюрприз, давайте подарим его Кикиморе. (дарим сладкий сюрприз). Букет цветов! (Звучит песенка «Про Кикимору»).
Сучатся в дверь. Кикимора выходит, дети дарят подарок и цветы. Кикимора благодарит, дети прощаются.
Возвращаются в детский сад (под волшебную музыку под волшебным зонтиком).
В о с п и т а т е л ь. Понравилось вам путешествие? А что больше всего понравилось? О каких правах вы сегодня узнали? Какой сказочный герой был у нас в гостях?
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, запомнили свои права. Сегодня у нас было первое знакомство с этой книгой. Мы еще раз встретимся с этой книгой, она познакомит нас и с другими правами детей. У меня и для Вас есть маленькие сладенькие сюрпризики! Прощаются с гостями!
Дидактическая игра
«Я имею право…»
Цель: Дать правовые знания.
Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (Ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…». Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
Приложение№2.
Консультация для воспитателей
« Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых- родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В настоящее время отмечается стремление дошкольных образовательных учреждений самим решать собственные задачи, их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями. Продуктивность общения с родителями в немалой степени зависит от самого воспитателя, его личностных качеств, умения общаться.
Особое значение имеет готовность и способность устанавливать психологический контакт с родителями, которые обращаются к вам за помощью. Желательно придерживаться таких правил:
- избегать скоропалительных решений, т. к родитель возлагает на вас роль эксперта, и вы рискуете оказаться единственным ответственным за решение проблемы;
- вслушивайтесь в то, что говорите – иногда родителю хочется просто выговориться, поэтому нужно убедить собеседника, что вы понимаете, о чем говориться;
- обговаривайте любое предложение, можно обговорить несколько вариантов, предоставив ему выбор;
- соблюдайте конфиденциальность – даже это не обговаривая, т. к родитель считает, что обсуждение его вопросов останется в тайне.
Существуют разные формы взаимодействия с родителями:
- помощь родителей ДОУ в целом (сбор материалов для занятий, разработка содержания игротек и т. д);
- участие родителей в принятии решений ( создание родительских комитетов и т. д);
- участие родителей в ежедневной работе группы (помощь в повседневной работе, участие в экскурсиях и т. д);
- общественная деятельность (создание клуба для родителей, приглашение лекторов по интересующим их вопросам).
Принципы взаимодействие с родителями:
- осознать, что только общение усилиями семьи и ДОУ можно помочь ребенку с уважением и пониманием относиться к родителям;
- помнить о том, что их ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он нет больше в мире и мы должны ценить индивидуальность, поддерживать и развивать её;
- воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много сил, чтобы они были счастливы;
- учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
- рассматривать воспитание и развитие детей ни как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических и возрастных особенностей, с учетом предшествующего опыта, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и дошкольном образовательном учреждении;
- с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок) и восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей;
- регулярно, в процессе индивидуального общения обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
- проявлять понимание, деликатность, терпимость, такт при общении с родителями воспитанников.
Эффективность деятельности педагогического коллектива д/с заключается не только в том, чтобы провести какую – то работу с родителями и добиться результата, но и в том, чтобы из года в год совершенствовать подходы, искать более продуктивные формы взаимодействия с родителями и влияния на них. В первую очередь в коллективе должна быть создана атмосфера демократизма, творчества, неравнодушного отношения ко всем детям. Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к работе, которая должна осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:
- Должна вестись работа внутри коллектива по анализу международных российских нормативных документов, определяющих права детей и родителей, соблюдение которых зависит от деятельности ДОУ и органов управления.
- Работа педагогического коллектива должна включать в себя: изучение семей воспитанников, повышение правовой и педагогической культуры родителей, создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом как в процессе повседневного общения, так и специально – организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставок детских рисунков, совместного просмотра и организации театрализованной деятельности).
Очень сложным является изучение климата в семьях воспитанников. Можно использовать разные методы изучения семей:
- наблюдения за общением во время утреннего прихода и вечернего ухода домой (обратить внимание на обращение; на форму вопросов: мягкая или жесткая; на употребление уменьшительно – ласкательных или грубых слов; на реакцию родителей на просьбы ребенка, их шалости, капризы);
- беседы с родителями и детьми;
- анкетирование, тестирование;
- посещение семей воспитанников;
- наблюдение за детьми в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Дочки – матери»;
- изучение рисунков детей («Моя семья», « Мой самый любимый человек»);
- использование проективных методик (Ребенку задаются вопросы: у тебя два билета в цирк, кого ты возьмешь? Или: Твоя семья идет в гости , но ты заболел, кто должен остаться?).
Одной из основных задач педагогов является правовое просвещение родителей, в которое входит:
- наглядная агитация (тексты Конвенции, с выделенными основными положениями; выдержки из Семенного кодекса и др.);
- знакомство с психолого-педагогической литературой;
- проведение круглых столов, деловых игр;
- проведение родительских собраний, с последующими обсуждениями различных реальных, часто создающихся в повседневной практике семейной жизни ситуаций, в которых родители будут учиться идентифицировать наличие или отсутствие нарушения прав детей;
- проведение родительских собраний с элементами групповых дискуссий, позволяющие выявлять существующие у родителей отношения к данной проблеме и дающие возможность обменяться родительским опытом. Такое собрание может стать первым шагом на пути возникновения родительского дискуссионного клуба.
Акцентом собрания должна стать мысль, что нормы международного права имеют отношения лично к каждому гражданину России. Как любые нормы права они являются не предметом свободного выбора каждого человека, а обязательным для исполнения каждым гражданином.
Приложение №3.
Консультация для родителей
«Права ребенка – соблюдение их в семье»
Основные международные документы, касающиеся прав детей:
- Декларация прав ребенка(1959).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов принят ряд законодательных актов:
- Семейный кодекс РФ (1996).
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
- Закон «Об образовании».
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Ст.65 п.1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие»
Социально -личностное развитие в ДОУ...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по социально – личностному, эмоциональному развитию в группе общеразвивающей направленности для детей четвертого года жизни тема: «Путешествие по волшебному лесу »
Формирование у детей младшего дошкольного возраста культуры общения и разрешения проблемных ситуаций....
Проект «Моя малая Родина» социально-личностное развитие (для детей старшего дошкольного возраста) Воспитатель: Уголкова М.Ю.
Актуальность темыМы горим желанием воспитать у ребенка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Но ведь это основ...
Краткая презентация проекта "Ребёнок дошкольник: его социально - личностное развитие.
Краткая презентация проекта "Ребёнок дошкольник: его социально - личностное развитие....
Проект «Ребёнок-дошкольник: его социальное воспитание и социально-личностное развитие»
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкол...